г. Хабаровск |
|
10 июля 2015 г. |
Дело N А51-19877/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: О.В. Цирулик
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Н. Новиковой
представители лиц, участвующих в деле, не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Владивостока на решение от 29.12.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 по делу N А51-19877/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.К. Калягин, в суде апелляционной инстанции судьи: А.В. Ветошкевич, Д.А. Глебова, Н.А. Скрипка
по иску Емельяновой Татьяны Николаевны
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
третьи лица: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, администрация г. Владивостока
об установлении кадастровой стоимости земельного участка, обязании внести сведения о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости
Емельянова Татьяна Николаевна (далее - Емельянова Т.Н., заявитель) обратилась с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, адрес (место нахождения): 107078, г. Москва, пер. Орликов, 10/1; далее - учреждение, ФГКУ "ФКП") об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:050016:52 в размере 3 277 191 рубль, а также об обязании ответчика в лице Филиала по Приморскому краю внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 3 277 191 рубль.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края и Администрация города Владивостока (далее - администрация).
Решением от 29.12.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015, требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит вынесенные судебные акты отменить.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о несогласии с размером рыночной стоимости земельного участка, определенным на основании представленного отчета, полагает, что он не соответствует федеральным стандартам оценки, поскольку не содержит положительного экспертного заключения. Также указывает на неподведомственность данного спора арбитражному суду. Ссылается на то, что стоимость земельного участка была установлена позже проведения массовой кадастровой оценки.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов кассационной жалобы и дополнений к ней, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Емельяновой Т.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 25:28:050016:52.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в размере 10 216 345 рублей 59 копеек.
В соответствии с отчетом об оценке земельного участка от 28.04.2014 N 419-2014 (10716) по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость спорного земельного участка составила 3 277 191 рубль.
Ссылаясь на существенное превышение кадастровой стоимости спорного земельного участка над его рыночной стоимостью, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
На возможность оспаривания кадастровой стоимости в судебном порядке указано также в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости"
Согласно пункту 12 вышеназванного Постановления Пленума ВС РФ при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, действующее правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе арендаторы земельных участков в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N N 278-О-О, 279-О-О, 281-О-О).
Вместе с тем, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения в судебном порядке внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, посредством указания его рыночной стоимости.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленный истцом отчет оценщика от 28.04.2014 N 419-2014 (10716), суды установили, что стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2010 - дату установления кадастровой стоимости. Также судами установлено, что указанный выше отчет соответствуют требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности. Доказательств недостоверности рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ в материалы настоящего дела не представлено.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суды пришли к верному выводу об установлении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью в размере 3 277 191 руб.
При отсутствии документальных опровержений достоверности и обоснованности определенной независимым оценщиком рыночной стоимости спорного участка у арбитражных судов не имелось предусмотренных статьей 82 АПК РФ оснований для назначения судебной экспертизы по своей инициативе, а ответчики и третье лицо ходатайства о проведении судебной экспертизы по спорному вопросу не заявляли, в связи с чем доводы кассационной жалобы подлежат отклонению.
Доводы кассационной жалобы о неподведомственности дела арбитражному суду отклоняются как основанные на неправильном толковании норм права, так как заявление Емельяновой Т.Н. поступило 11.07.2014, оно подлежало рассмотрению арбитражным судом.
Доводы кассационной жалобы о неправильном определении даты оценки подлежат отклонению, так как согласно кадастровому паспорту спорный участок поставлен на кадастровый учет 07.07.2004 в связи с чем к нему применимы результаты массовой оценки по состоянию на 01.01.2010. Доказательств того, что спорный земельный участок не вошел в перечень, утвержденный Постановлением Губернатора Приморского края от 30.10.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края", в деле не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.12.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 по делу N А51-19877/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
О.В. Цирулик |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На возможность оспаривания кадастровой стоимости в судебном порядке указано также в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости"
Согласно пункту 12 вышеназванного Постановления Пленума ВС РФ при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 июля 2015 г. N Ф03-2756/15 по делу N А51-19877/2014