г. Хабаровск |
|
29 июля 2015 г. |
А73-11902/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Г.А.Камалиевой
Судей: В.А.Гребенщиковой, И.А.Тарасова
при участии:
представители участвующих в деле лиц не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края
на решение от 26.01.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015
по делу N А73-11902/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья О.М.Левинталь, в суде апелляционной инстанции - судьи С.Б.Ротарь, Т.С.Гетманова, Т.Д.Козлова
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Теплоснаб"
к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о взыскании 6 414 638 руб. 94 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Теплоснаб" (далее - ООО "ЖКХ Теплоснаб"; ОГРН 1102705000452, адрес (место нахождения): 682431, Хабаровский край, Николаевский район, с. Красное, ул. Хохлова, 4) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация; ОГРН 1022700615849, адрес (место нахождения): 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Советская, 73) о возмещении убытков, образовавшихся в результате разницы в тарифах на оплату тепловой энергии и горячего водоснабжения, поставляемой населению с. Красное Николаевского района Хабаровского края в период с 01.06.2013 по 01.07.2014 в размере 6 172 638,94 руб. и отсутствием перечисления полученной ответчиком субвенции на компенсацию разницы (с учетом уточнения требования, заявленного в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - министерство ЖКХ).
Решением от 26.01.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015, уточненные исковые требования удовлетворены полностью.
Законность вынесенных по делу решения и постановления проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе администрации, в обоснование которой указала, что не имела возможности выполнить обязательства по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, поскольку это привело бы к нарушению бюджетного законодательства. Указывает на предпринятые меры для погашения задолженности, а именно обращение в министерство ЖКХ с предложениями пересмотреть распределение бюджетных ассигнований, ответа на которые не получены.
В этой связи податель кассационной жалобы просит обжалуемые по делу решение и постановление отменить, производство по делу прекратить.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ЖКХ Теплоснаб" просит отказать в ее удовлетворении.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ЖКХ Теплоснаб" является ресурсоснабжающей организацией, которая в период с 01.06.2013 по 01.07.2014 осуществляла поставку тепловой энергию на объекты жилищного фонда в с. Красное Николаевского муниципального района Хабаровского края, а также муниципальные учреждения в г. Николаевск-на-Амуре.
В спорный период ООО "ЖКХ Теплоснаб" из-за разницы между предельными тарифами на тепловую энергию для населения, установленными губернатором Хабаровского края, и тарифами на данный энергоресурс, установленными Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края для истца, указанное общество не дополучило полную стоимость отпущенного энергоресурса.
Потребность энергоснабжающей организации в возмещении убытков из-за разницы в тарифах за период 2013 год составила 4 262 942, 72 руб., за первое полугодие 2014 года - 6 106 743,11 руб.
Всего за период с 01.06.2013 по 01.07.2014 разница между экономически обоснованными тарифами, установленными комитетом и предельно максимальным тарифом для населения всего составила 10 369 685, 83 руб.
Ввиду частичной оплаты администрацией указанной разницы, убытки ООО "ЖКХ Теплоснаб" составили 6 172 638,94 руб., невозмещение которых послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Дав оценку доказательствам по делу с позиций статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и основываясь на нормах действующего законодательства, суды при удовлетворении иска правомерно исходили из следующего.
Нормы Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон N 222) предусматривают возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф. Данное обязательство относится к расходным обязательствам Хабаровского края.
В силу пункта 1 статьи 4 названного Закона определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, потребляющего горячую воду.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон N 150) органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Николаевского муниципального района, утвержден постановлением администрации Николаевского муниципального района от 29.08.2011 N 494-па.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченными на то органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно положениям данной нормы права в ранее действующей редакции полномочиями на установление нормативов потребления коммунальных услуг (за исключением коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению) обладали органы местного самоуправления.
Установив, что общество поставляло коммунальный ресурс (тепловую энергию) и производило расчеты за него по предельным максимальным тарифам для населения, суды сделали соответствующий приведенным выше нормам права вывод о возникновении у истца права на возмещение возникших вследствие этого финансовых потерь.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" также разъяснено, что по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Статья 15 ГК РФ предусматривает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Возмещение причиненного вреда осуществляется по правилам, установленным статьями 15 и 1064 ГК РФ, включающим обязательные элементы состава правонарушения (вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, размер ущерба и причинно-следственную связь).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
С учетом изложенного, суды пришли к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности компенсировать истцу убытки, возникшие вследствие межтарифной разницы.
Проверив и признав правильным расчет убытков, произведенный обществом "ЖКХ Теплоснаб", суды удовлетворили его требование и взыскали с администрации 6 172 638, 94 руб.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией отклоняются, поскольку не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, не опровергают выводы судов предыдущих инстанций и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.01.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по делу N А73-11902/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Камалиева |
Судьи |
В.А. Гребенщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.