г. Хабаровск |
|
31 марта 2015 г. |
А73-11902/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Гетмановой Т.С., Козловой Т.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.,
при участии в заседании:
от ООО "ЖКХ "Теплоснаб": Голубенко А.Н., директор, приказ от 01.09.2010, Мельниченко М.А., представителя по доверенности от 01.03.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края
на решение от 26.01.2015
по делу N А73-11902/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей О.М. Левинталь,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Теплоснаб"
к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края
о взыскании 6 414 638, 94 рубля,
третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Теплоснаб" (ОГРН 1102705000452, ИНН 2705099377, далее - ООО "ЖКХ "Теплоснаб") обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 102270615849 ИНН 2705020306, далее - Администрация) о возмещении убытков, образовавшихся в результате разницы в тарифах на оплату тепловой энергии и горячего водоснабжения, поставляемой населению с. Красное Николаевского района Хабаровского края в период с 01.06.2013 по 01.07.2014 в размере 6 172 638,94 рубля и отсутствием перечисления полученной ответчиком субвенции на компенсацию разницы (с учетом уточнения требования, заявленного в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Решением суда от 26.01.2015 уточненные исковые требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Администрация в апелляционной жалобе просит решение от 26.01.2015 отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.
Обосновывая требования жалобы, Администрация ссылается на невозможность исполнения обязательств возложенных законодательством Хабаровского края по возмещению организациям убытков связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, поскольку Министерством жилищно -коммунального хозяйства Хабаровского края определено, что все средства субвенции тепловой энергии должны направляться на осуществление мероприятий, связанных с обеспечением централизованных поставок топлива и на возврат бюджетных кредитов. Просьбы Администрации о внесении изменений в план финансирования, а также в бюджетную роспись расходов краевого бюджета и лимитов бюджетных обязательств краевого бюджета по расходам с учетом субвенций, необходимых для организаций, не участвующих в централизованном завозе топлива, оставлены Министерством жилищно -коммунального хозяйства Хабаровского края без удовлетворения.
ООО "ЖКХ "Теплоснаб" в письменным отзыве на жалобу, а также через своих представителей в судебном заседании, не согласилось с доводами Администрации, поскольку факт перечисления муниципальному образованию субвенций подтвержден Министерством жилищно - коммунального хозяйства Хабаровского края.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖКХ Теплоснаб" является ресурсоснабжающей организацией, снабжавшей в спорный период тепловой энергию объекты жилищного фонда в с. Красное Николаевского муниципального района Хабаровского края, а также муниципальные учреждения в г. Николаевск-на-Амуре.
В период с 01.06.2013 по 01.07.2014 ООО "ЖКХ Теплоснаб" из-за разницы между предельными тарифами на тепловую энергию для населения, установленными губернатором Хабаровского края, и тарифами на данный энергоресурс, установленными Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края для истца, указанное Общество недополучило полную стоимость отпущенного энергоресурса.
Потребность энергоснабжающей организации в возмещении убытков из-за разницы в тарифах за период 2013 год составила 4 262 942, 72 рубля, за первое полугодие 2014 года - 6 106 743,11 рубля.
Всего за период с 01.06.2013 по 01.07.2014 разница между экономически обоснованными тарифами, установленными комитетом и предельно максимальным тарифом для населения всего составила 10 369 685, 83 рубля.
Ввиду частичной оплаты Администрацией указанной разницы, убытки ООО "ЖКХ Теплоснаб" составили 6 172 638,94 рубля, невозмещение которых послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим требованием.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании присутствующих представителей, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Положениями статей 16, 1069 ГК РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон N 222) возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.
Пунктом 1 статьи 4 указанного закона установлено, что определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, потребляющего горячую воду.
Право истца на возмещение разницы между экономически обоснованными тарифами, установленными комитетом и предельно максимальным тарифом для населения, равно как и размер понесенных истцом убытков, спорными не являются, однако между сторонами имеются разногласия относительно лица, за счет которого подлежат возмещению причиненные истцу убытки.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, помимо прочего, относится организация в границах городского округа теплоснабжения населения.
Возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей (населения) и экономически обоснованным тарифом теплоснабжающей организации является неизбежным следствием государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с позиции поддержания баланса экономических интересов названных сторон посредством установления предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями.
Наличие межтарифной разницы предполагает необходимость возмещения теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь путем восполнения реальных затрат на производство тепловой энергии, заложенных в экономически обоснованный тариф.
Согласно подпунктам 55, 67 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением, в том числе в сфере теплоснабжения согласно ФЗ "О теплоснабжении" относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств соответствующих бюджетов.
Вопросы возмещения разницы в тарифах на территории Хабаровского края регламентированы нормами Закона N 222, Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон N150), постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр и утвержденными им Порядком расчета возмещения убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - Порядок возмещения убытков) и Правилами предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - Правила предоставления субвенций).
Исходя из пункта 2.3 Правил предоставления субвенций, если на отчетную дату нормативный объем тепловой энергии превышает фактический объем отпущенной населению тепловой энергии, то размер субвенции на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, определяется исходя из фактического объема тепловой энергии, отпущенной населению.
Из совокупности изложенных правовых норм следует, что истец вправе получить полное возмещение неполученных сумм от образовавшейся межтарифной разницы при обеспечении потребителей (населения) тепловой энергией.
Согласно пояснениям Администрации и Министерства жилищно - коммунального хозяйства Хабаровского края, а также исходя из актов сверки меду указанными учреждениями, ежегодно из краевого бюджета предоставлялись субвенции Николаевскому муниципальному району, размер которых превышал начисленную Администрацией субвенцию (потребность).
В соответствии с пунктами 2.2, 5.3 Правил предоставления субвенций, расчет субвенции осуществляется органом местного самоуправления, который несет ответственность за целевое использование субвенции и достоверность представляемых в Министерство жилищно - коммунального хозяйства Хабаровского края сведений.
В пунктах 3.1, 3.2 Порядка возмещения убытков расчет фактической суммы возмещения убытков осуществляется отдельно по каждой организации. Порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков определяется органами местного самоуправления.
Соответственно органы местного самоуправления, в том числе Николаевского муниципального района самостоятельно осуществляют расчет и возмещение убытков теплоснабжающим организациям района. Министерство жилищно - коммунального хозяйства Хабаровского края непосредственно не осуществляет расчеты с теплоснабжающими организациями.
Следует также отметить, что между Администрацией и ООО "ЖКХ Теплоснаб" в спорный период заключались договоры (в частности от 17.02.2014) на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, по условиям которых Администрация приняла на себя обязательство возместить истцу затраты, связанные с производством тепловой энергии, за счет средств краевого бюджета, поступающих в виде субвенций. Так по договору плановая сумма возмещения ООО "ЖКХ Теплоснаб" убытков на 2014 год составляет 12 674 000 рублей.
Перечисление Администрацией поступивших субвенций иным организациям, участвующим в централизованном завозе топлива, не освобождает ответчика от исполнения принятых обязательств по возмещению истцу затрат, связанных с производством тепловой энергии, за счет средств краевого бюджета, поступающих в виде субвенций.
Правоотношения между Администрацией и Министерством жилищно -коммунального хозяйства Хабаровского края относительно внесения изменений в план финансирования, а также в бюджетную роспись расходов краевого бюджета и лимитов бюджетных обязательств краевого бюджета по расходам с учетом субвенций, необходимых для организаций, не участвующих в централизованном завозе топлива, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бремя возмещения разницы между тарифами, отражающими реальные затраты исполнителя по оказанию потребителям услуг по теплоснабжению, и тарифами, установленными для потребителей, непосредственно поселением, возложено на Администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края.
На основании изложенного оснований к отмене решения суда и удовлетворению апелляционной жалобы, по изложенным в ней доводам, не имеется.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26.01.2015 по делу N А73-11902/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
С.Б. Ротарь |
Судьи |
Т.С. Гетманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11902/2014
Истец: ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство Теплоснаб"
Ответчик: Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края, в лице администрации и финансового отдела администрации г. Николаевск-на-Амуре
Третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края