г. Хабаровск |
|
30 июля 2015 г. |
Дело N А51-34864/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: О.В. Цирулик
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Н. Новиковой
при участии:
от закрытого акционерного общества "Тихоокеанская торгово-производственная компания": - Роденкова Е.А., представитель по доверенности N 05 от 27.10.2014
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Тихоокеанская торгово-производственная компания" на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2015 по делу N А51-34864/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде апелляционной инстанции судьи: Н.Н. Анисимова, А.В. Гончарова, Е.Н. Номоконова
по заявлению закрытого акционерного общества "Тихоокеанская торгово-производственная компания"
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
о признании незаконным решения
Закрытое акционерное общество "Тихоокеанская торгово- производственная компания" (ОГРН 1022501285982, ИНН 2504000067, адрес (место нахождения): 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Лазо, 9; далее - ООО "ТТК", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ОГРН 1092536003812, ИНН 2536216076, адрес (место нахождения): 690106, Приморский край, г. Владивосток, Партизанский проспект, 20; далее - УГА администрации г. Владивостока, управление) от 24.11.2014 N 14614/20у об отказе в обеспечении выбора земельного участка и возложении на управление обязанности обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 15000 кв.м, расположенного в г. Владивосток, в районе ул. Анны Щетининой, 32, для строительства магазина с предварительным согласованием места размещения объекта, выдать акт выбора и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением суда от 16.02.2015 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение управления признано незаконным, в качестве восстановления нарушенного права на орган местного самоуправления возложена обязанность обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка, выдать акт выбора и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2015 решение от 16.02.2015 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ТТК" просит постановление апелляционного суда отменить и указывает на возможность переноса линии связи, что подтверждено письмом от 05.02.2015 филиала ОАО "МТС", владеющего этой линией.
В отзыве на кассационную жалобу управление приводит свои возражения относительно ее доводов, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты. УГА администрации г. Владивостока, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечило.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемого судебного акта исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.06.2014 общество обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 7500 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Анны Щетининой, 32, в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения магазина. К указанному обращению были приложены учредительные документы, топографическая съемка, схема расположения земельного участка на бумажном и электронном носителях.
В дальнейшем заявление общества было направлено в администрацию для обеспечения выбора земельного участка для строительства магазина.
Письмом от 17.09.2014 управление указало на необходимость представить обоснование примерного размера земельного участка, в ответ на которое письмом от 31.10.2014 общество представило схему расположения земельного участка на бумажном и электронном носителях, ситуационный план земельного участка, каталог координат вершин углов поворота, КПТ (диск), обоснование примерного размера испрашиваемого земельного участка.
Уточнениями от 30.10.2014 общество указало на необходимость предоставления земельного участка площадью 15 000 кв.м.
По результатам рассмотрения данных документов управление письмом от 13.11.2014 отказало в выборе испрашиваемого земельного участка ввиду расположения его в границах территории жилого района "Снеговая Падь" города Владивостока, в отношении которого осуществляется подготовка документация по планировке территории.
Не согласившись с названным решением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что разработка документации по планировке территории не может приостанавливать оказание органами местного самоуправления услуг по обеспечению выбора земельного участка. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что нахождение на участке кабеля связи не препятствует его предоставлению, поскольку есть возможность переноса кабеля, что подтверждается письмом от 05.02.2015 филиала ОАО "МТС".
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из факта невозможности предоставления земельного участка ввиду нахождения в его границах кабеля связи и его охранной зоны.
Между тем, апелляционным судом не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения требования о признании недействительным (незаконным) ненормативного правового акта публичного органа власти необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие его закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 5 статьи 87 Земельного кодекса РФ порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 N 578.
В соответствии с пунктом 17 Правил переустройство и перенос сооружений связи и радиофикации, связанные с новым строительством, расширением или реконструкцией (модернизацией) населенных пунктов и отдельных зданий, переустройством дорог и мостов, освоением новых земель, переустройством систем мелиорации, производятся заказчиком (застройщиком) в соответствии с государственными стандартами и техническими условиями, устанавливаемыми владельцами сетей и средств связи.
Согласно пункту 18 Правил на производство всех видов работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 метра) на принадлежащем юридическому или физическому лицу земельном участке, заказчиком (застройщиком) должно быть получено письменное согласие от предприятия, в ведении которого находится эта линия связи или линия радиофикации. Письменное согласие должно быть получено также на строительные, ремонтные и другие работы, которые выполняются в этих зонах без проекта и при производстве которых могут быть повреждены линии связи и линии радиофикации (рытье ям, устройство временных съездов с дорог, провоз под проводами грузов, габариты которых равны или превышают высоту подвески опор и т.д.).
Пунктом 44 Правил установлено, что в случае если по территориям строительных площадок проходят линии связи и линии радиофикации, в проектах и сметах строительства объектов по согласованию с предприятиями, в ведении которых находятся эти линии, должны предусматриваться необходимые мероприятия по обеспечению сохранности указанных линий или их перенос до окончания работ.
В силу пунктов 48,49 Правил строительные, земляные и иные виды работ, могущие оказать влияние на безопасную эксплуатацию линий связи, допускается производить только с письменного согласия и в присутствии представителей предприятий, эксплуатирующих линии связи и линии радиофикации.
Таким образом, действующее законодательство допускает строительство на земельных участках, через которые проходят линии связи, при получении письменного разрешения и в присутствии представителей предприятий, эксплуатирующих линии связи.
Поскольку законодательно установленный запрет на предоставление в аренду для строительства земельного участка, через который проходит линия связи, при наличии согласия лица, эксплуатирующего такую линию, не установлен, наличие линии связи на земельном участке, испрашиваемом для строительства, не является основанием для отказа в осуществлении его выбора.
Контроль за соблюдением требований по охране линии связи должен осуществляться при согласовании места размещения объекта, выдаче разрешений на строительство и ввода объекта в эксплуатацию, а также в ходе надзора за строительством.
Таким образом, выводы апелляционного суда сделаны с неправильным применением норм материального права. В то же время суд первой инстанции верно применил приведенные выше положения законодательства и, дав оценку всем обстоятельствам, положенным в обоснование оспариваемого отказа, пришел к обоснованному выводу о его незаконности, в связи с чем правомерно удовлетворил требования общества.
В связи с изложенным, постановление апелляционного суда от 05.05.2015 подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 16.02.2015.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2015 по делу N А51-34864/2014 Арбитражного суда Приморского края отменить. Решение от 16.02.2015 Арбитражного суда Приморского края по настоящему делу оставить в силе.
Взыскать с Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в пользу закрытого акционерного общества "Тихоокеанская торгово-производственная компания" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
О.В. Цирулик |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 5 статьи 87 Земельного кодекса РФ порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 N 578."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 июля 2015 г. N Ф03-3110/15 по делу N А51-34864/2014
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3110/15
19.05.2015 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-34864/14
05.05.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2667/15
16.02.2015 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-34864/14