г. Хабаровск |
|
03 августа 2015 г. |
А51-25521/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Я.В. Кондратьевой
Судей: М.М. Саранцевой, А.А. Шведова
при участии:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спасский бекон"
на решение от 26.01.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015
по делу N А51-25521/2014
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.Н.Кучинский; в суде апелляционной инстанции судьи: С.Б.Култышев, Д.А.Глебов, Н.А.Скрипка
по иску общества с ограниченной ответственностью "Спасский бекон"
к краевому государственному бюджетному учреждению "Спасская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных"
о взыскании 1 057 572 руб. 47 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "Спасский бекон" (ОГРН 1112722011027, ИНН 2510013635, место нахождения: 690002, Приморский край, город Владивосток, улица Мельниковская, 101, офис 606; далее - ООО "Спасский бекон", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края к краевому государственному бюджетному учреждению "Спасская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных" (ОГРН 1142543000445, ИНН 2510009090, место нахождения: 692211, Приморский край, Спасский район, село Спасское, переулок Студенческий, 32; далее - КГБУ "Спасская ВСББЖ", учреждение) с иском взыскании 1 057 572 руб. 47 коп. убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательств по договору N 16 от 30.04.2014 (с учетом уточнения исковых требований, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением от 26.01.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Спасский бекон", ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение от 26.01.2015, постановление апелляционного суда от 22.04.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт о взыскании с ответчика в пользу истца убытков в заявленном размере. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что убой осмотренных учреждением признанных клинически здоровыми животных произведен непосредственно в день ветеринарного осмотра и выдачи ветеринарных справок. Заявитель также указывает на то, что в результате проверок убойного цеха за период с 28 мая по 10 июня 2014 года установлено, что на имевшейся продукции имеются оттиски печатей - клейма Госветнадзора (клеймо овал. 04-11-03), в том числе на 138 головах свиней тушах и полутушах. По мнению заявителя жалобы, судами не дана оценка актам-описям, согласно которых клинических признаков заболевания у животных, находившихся в корпусах, выявлено не было, а также не дана оценка тому обстоятельству, что на продукции животноводства, обнаруженной в убойном цехе, имелись соответствующие оттиски печати Госветнадзора (клеймо овал. 04-11-03), на которой были обнаружены признаки заболевания ящуром, при этом согласно реестрам к договору N 16 от 30.04.2014 убой осуществлялся в день ветеринарного осмотра и выдачи ветеринарных справок. Кроме того, заявитель считает неправомерной ссылку суда первой инстанции на постановление Правительства N 1263 от 29.09.1997.
В отзыве на кассационную жалобу КГБУ "Спасская ВСББЖ" выражает несогласие относительно доводов, изложенных в ней, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом положений пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность решения от 26.01.2015 и постановления суда апелляционной инстанции от 22.04.2015, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.04.2014 между ООО "Спасский бекон" (заказчик) и КГБУ "Спасская ВСББЖ" (исполнитель) заключен договор N 16, предметом которого является проведение предубойного осмотра и ветеринарно-санитарной экспертизы с выдачей ветеринарно-сопроводительных документов.
В рамках исполнения указанного договора 02, 03, 07, 08, 09, 11 и 12 мая 2014 года учреждением оказаны обществу услуги по ветеринарному осмотру и проведению ветеринарной экспертизы туш и внутренних органов представленных на осмотр животных, о чем выданы ветеринарные документы от 02, 07, 08, 11, 12 мая 2014 года.
На основании акта об оказании услуг N 00000111, подписанного заказчиком и исполнителем 03.06.2014, платежным поручением от 25.07.2014 N 228 общество оплатило оказанные ветеринарные услуги за май 2014 на сумму 39 527 руб. 60 коп.
28.05.2014 прокурором района, сотрудниками полиции и представителями органов ветеринарного контроля осуществлена проверка на территории свинокомплекса ООО "Спасский бекон", на момент проведения которой в хозяйстве содержалось 3140 голов свиней разных половозрастных групп. Ветеринарная документация за 2014 год в ходе проверки представлена не была, ветеринарный врач отсутствовал, по данным КГБУ "Спасская ВСББЖ" с 01.04.2014 по 28.05.2014 обращения ООО "Спасский бекон" по фактам массового заболевания свинопоголовья не зафиксировано. При клиническом осмотре свиней были обнаружены животные (2765 голов) с различными поражениями, животные на стадии выздоровления, на основании результатов клинического осмотра животным поставлен предварительный диагноз - ящур.
В ходе осмотра холодильных камер и убойного цеха ООО "Спасский бекон", а также имеющейся документации уполномоченной комиссией сделан вывод о том, что, несмотря на запреты и введенный режим ЧС, на территории ООО "Спасский бекон" осуществлялась деятельность по убою и переработке свиней с подозрением об убое клинически больных животных с везикулярными поражениями.
Для лабораторного подтверждения диагноза от свиней разных половозрастных групп были отобраны пробы патологического материала и крови, которые были направлены для проведения лабораторных исследований в ФГБУ "ВНИИЗЖ" города Владимир. Согласно результатам исследований N 01-12/2751 от 30.05.2014, N 01-12/2783 от 31.05.2014 ФГБУ "ВНИИЗЖ" г. Владимир из представленных проб был обнаружен антиген вируса ящура типа О. Согласно протоколу патологоанатомического исследования от 30.05.2014 материала, отобранного на убойном пункте ООО "Спасский бекон" 29.05.2014 установлены обнаруженные патологоанатомические изменения в доставленных конечностях свиней характерные для ящурных поражений 7-10 дневной давности.
Спасским районным судом Приморского края 10.06.2014 вынесено решение по делу N 2-846/2014, которым исковые требования прокурора Спасского района удовлетворены, на ООО "Спасский бекон" возложены обязанности, в том числе: по постройке мест, определенных органом местного самоуправления по согласованию с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Приморского края, для уничтожения биологических отходов свиноводческого комплекса и убойного цеха, в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 04.12.1995 N 13-7-2/469; по проведению убоя всего имеющегося в наличии поголовья животных - свиней свиноводческого комплекса ООО "Спасский бекон"; по доставке, в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 04.12.1995 N 13-7-2/469 биологических отходов свиноводческого комплекса и убойного цеха, для утилизации в построенные места, определенные органом местного самоуправления по согласованию с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Приморского края; произвести уничтожение биологических отходов свиноводческого комплекса и убойного цеха, в порядке, определяемом руководителем государственной ветеринарной инспекции Приморского края, в построенных местах, определенных органом местного самоуправления по согласованию с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Приморского края; перед снятием карантина провести механическую очистку, заключительную дезинфекцию всех помещений инвентаря, транспорта и территорий выгульных дворов, где находились больные ящуром животные и продукты животноводства, провести побелку внутренних поверхностей животноводческих помещений раствором свежегашеной извести, с обязательным лабораторным контролем качества дезинфекции.
Во исполнение вступившего в законную силу решения от 10.06.2014 по делу N 2-846/2014 Спасского районного суда Приморского края, ООО "Спасский бекон" и ООО "Бастион" заключили договор на выполнение работ от 10.06.2014 N 06/14-У, в соответствии с которым подрядчик обязуется своими силами выполнить работы по утилизации методом сжигания продукции животноводства заказчика, находящейся на убойном пункте комплекса ООО "Спасский бекон", расположенном по адресу: с.Воскресенка, Школьный переулок, 1, Спасского района, Приморского края. Стоимость полного комплекса работ составляет 1 018 044 руб. 87 коп.
Начальником Спасской ВСББЖ, ведущим ветеринарным врачом КГБУ "Краевая ветеринарная противоэпизоотическая служба" и представителем ООО "Спасский бекон" 12.06.2014 подписан акт, в соответствии которым с 12.06.2014 по 13.06.2014 проведено уничтожение методом сжигая продуктов животноводства, принадлежащих ООО "Спасский бекон".
Сторонами договора на выполнение работ от 10.06.2014 N 06/14-У подписан акт о приемки выполненных работ за июнь 2014 года, справка о стоимости выполненных работ от 01.07.2014 N 1.
Считая, что в результате ненадлежащего исполнения КГБУ "Спасская ВСББЖ" договора N 16 от 30.04.2014 обществу причинен реальный ущерб, связанный с оплатой работ по утилизации методом сжигания продукции животноводства, ООО "Спасский бекон" направило в адрес ответчика претензию N 144 от 18.08.2014, которая оставлена без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Спасский бекон" в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 2 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) ветеринарное законодательство РФ регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, при этом состоит из настоящего закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Согласно статье 1 Закона о ветеринарии под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Статьей 3.1 Закона о ветеринарии определены полномочия Российской Федерации в области ветеринарии, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, к числу которых отнесено установление ограничительных мероприятий (карантина).
В соответствии с частью 2 и частью 8 статьи 17 Закона о ветеринарии, в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории одного субъекта РФ высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего переданные полномочия, принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта РФ. При этом высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) обеспечивает осуществление предусмотренных ветеринарным законодательством РФ специальных мероприятий по ликвидации очагов заразных болезней животных в случае установления ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта РФ.
К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (пункт 49.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
В соответствии со статьей 18 Закона о ветеринарии ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Пунктом 7 постановления Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263 "Об утверждении положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожения", предусмотрено, что расходы, связанные с транспортировкой некачественной и опасной пищевой продукции, ее хранением, экспертизой, использованием или уничтожением, оплачиваются владельцем продукции.
Судами установлено, что предубойный осмотр предоставленного обществом свиноголовья проведен учреждением надлежащим образом в период с 02.05.2014 по 11.05.2014, что подтверждается ветеринарными справками по форме N 4.
Так, КГБУ "Спасская ВСББЖ" была проведена ветеринарно-санитарная экспертиза (исследование) представленных ООО "Спасский бекон" голов, туш животных и их внутренних органов. Затем были произведены действия, в том числе следующие: визуально осмотрено наружное состояние внутренних органов животных (в том числе их легких, печени, сердца, почек, селезенки), после чего внутренние органы были разрезаны и проверено их внутренне состояние. Также было осмотрено наружное и внутреннее состояние головы животного, лимфоузлы, заглоточные, подчелюстные, разрезаны жевательные мышцы, внутренние и наружные (для исследования на финноз), обследовался язык и слизистая ротовой полости на инфекционные и другие заболевания, брались пробы для исследования на трихинеллез из диафрагмальной или межреберной мышцы для проведения микроскопии, проведено исследование на трихинеллез, брались пробы мяса из толщи мясца, проверяли реакцию на пероксидазу (свежесть мяса), проводилась проба варки, так же для определения свежести мяса, проводились дополнительные лабораторные исследования, что подтверждается ветеринарными свидетельствами, в которых указан номер, дата и место исследования, сделаны отметки в том числе об отрицательном результате исследования животного на финноз, трихинеллез.
Кроме того, из протокола патологоанатомического исследования от 30.05.2014 материала, отобранного на убойном пункте ООО "Спасский бекон" 29.05.2014, следует, что обнаруженные патологоанатомические изменения в доставленных конечностях свиней характерные для ящурных поражений 7-10 дневной давности, что исключает наличие вины в ненадлежащем исполнении договорных обязательств сотрудниками ответчика, осуществлявших последний осмотр свиноголовья истца 12.05.2014.
Судами также установлено, что в связи с наличием инкубационного периода заболевания, в день заражения установить и выявить заболевание не представляется возможным, а в ходе клинического осмотра ветеринарным специалистами работники общества предоставляли на осмотр здоровое свиноголовье, всего поголовья ветеринары не видели, животные находились в разных блоках, ветеринарных врачей допускали только к определенным частям территории хозяйства и свободно передвигаться по территории ООО "Спасский бекон" не представлялось возможным.
При этом, суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что даже в случае возможного обнаружения ответчиком в период проведения предубойного осмотра и ветеринарно-санитарной экспертизы с выдачей ветеринарно-сопроводительных документов признаков заражения животных ящуром, указанное обстоятельство повлекло бы за собой возникновение обязанности собственника в силу действующего законодательства утилизировать зараженных животных, понеся при этом соответствующие расходы по такой утилизации, в связи с чем суд пришел к правильному выводу об отсутствии причинной связи между действиями ответчика по исполнению условий договора от 30.04.2014 N 16 и расходами истца на утилизацию зараженной маясопродукции.
Таким образом, поскольку истец не доказал необходимого состава правонарушения, являющегося обязательным условием для удовлетворения требований о взыскании убытков, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Довод заявителя жалобы на неправомерную ссылку суда первой инстанции на постановление Правительства РФ N 1263 от 29.09.1997, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку как правильно указано судом апелляционной инстанции Постановление Правительства РФ применено в совокупности с положениями Закона о ветеринарии, Правилами отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.05.2006 N 310.
Иные доводы кассационной жалобы, учитывая, что наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и расходами истца по утилизации животных, судами не установлено, не имеют правового значения для правильного рассмотрения настоящего спора.
Нарушений либо неправильного применения судом норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.01.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по делу N А51-25521/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Я.В. Кондратьева |
Судьи |
М.М. Саранцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.