г. Хабаровск |
|
20 августа 2015 г. |
Дело N А24-261/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.М. Голикова
Судей: Г.В. Котиковой, И.М. Луговой
при участии:
от заявителя: АО "ННК-Камчатнефтепродукт" - Рублевкина Ю.А., представитель по доверенности от 20.11.2014 N 01-10/91;
от ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району" - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ННК-Камчатнефтепродукт" на решение от 22.04.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 по делу N А24-261/2015 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.Н. Довгалюк; в суде апелляционной инстанции судьи: В.В. Рубанова, А.В. Пяткова, Т.А. Солохина
по заявлению акционерного общества "ННК-Камчатнефтепродукт" (ОГРН 1024101022230, ИНН 4101026789, место нахождения: 683905, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Космонавтов, 1)
к Федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Камчатскому краю" (ОГРН 1024101036948, ИНН 4101041593, место нахождения: 683031, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пр-т Карла Маркса, 1/1)
о признании незаконными и отмене постановлений
Арбитражный суд Камчатского края решением от 22.04.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015, отказал акционерному обществу "ННК-Камчатнефтепродукт" (далее - общество, АО "ННК-Камчатнефтепродукт") в удовлетворении заявления о признании незаконными и отмене постановлений Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Камчатскому краю" (после реорганизации Федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району", далее - административный орган) от 13.01.2015 по делам об административных правонарушениях N N 9862/2249-14, 9862/2250-14, 9862/2251-14, 9862/2252-14, 9862/2253-14, 9862/2254-14, 9862/2255-14, 9862/2256-14. В соответствии с указанными постановлениями общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 18.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. по каждому постановлению.
В кассационной жалобе АО "ННК-Камчатнефтепродукт", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, предлагает обжалуемые судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении требований общества в полном объёме.
Доводы заявителя жалобы сводятся к несогласию с выводами судов о том, что в рассматриваемом случае административное правонарушение является оконченным на момент пересечения государственной границы, то есть в действиях общества имеется восемь самостоятельных составов административных правонарушений.
По мнению заявителя жалобы, до выхода в рейс танкера "Санива", принадлежащего АО "ННК-Камчатнефтепродукт", общество должно было однократно уведомить пограничный орган об осуществлении каботажного плавания с неоднократным пересечением государственной границы, что соответствует положению пункта 2 Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.08.2014 N 863.
Следовательно, административное правонарушение, вменяемое АО "ННК-Камчатнефтепродукт", является однократным и оканчивается в момент убытия российского судна из порта в целях неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации без уведомления о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации в пределах одного каботажного рейса.
Кроме того, при рассмотрении вопроса о размере административного наказания суды не учли доводы общества о том, что вменяемые административные правонарушения не представляют существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не повлекли негативных последствий.
Доводы жалобы поддержаны представителем общества в судебным заседании суда кассационной инстанции.
В отзыве на жалобу административный орган предлагает обжалуемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на неё, заслушав пояснения представителя общества, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5. КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 18.1. КоАП РФ.
Согласно части 19 статьи 9 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о госгранице) в редакции, действовавшей до 11.01.2015, российские суда, осуществляющие плавание между российскими портами или морскими терминалами, а также российские суда, убывающие из российских портов во внутренние морские воды или в территориальное море Российской Федерации в целях торгового мореплавания, за исключением деятельности, связанной с использованием судов для рыболовства, с последующим прибытием в российские порты, а равно в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при условии выполнения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна и при условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу и передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов.
В соответствии со статьей 9 Закона о госгранице Постановлением Правительства РФ от 27.08.2014 N 863 утверждены Правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля (далее - Правила N 863).
Согласно пункту 2 указанных Правил капитан российского судна, судовладелец или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) не позднее чем за 24 часа до выхода российского судна из порта, из которого планируется убытие российского судна в целях неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации, направляет по факсимильной связи либо по электронной почте в пограничный орган по месту нахождения указанного порта (ближайший пограничный орган) уведомление о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации по форме согласно приложению.
Российское судно может осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации только в целях осуществления указанной в уведомлении деятельности в районе (районах) и сроки, которые заявлены в уведомлении.
Пунктом 3 Правил N 863 установлено, что к уведомлению прилагаются: план перехода российского судна; судовая роль; список пассажиров (при наличии пассажиров).
В соответствии с пунктом 4 Правил заявитель в течение одного часа после направления уведомления в пограничный орган по телефонной связи проверяет получение пограничным органом уведомления.
Выход российского судна из российского порта в целях неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации осуществляется не раньше даты и времени, которые заявлены в уведомлении (пункт 7 Правил N 863).
Установив, что 27.11.2014, 28.11.2014 и 30.11.2014 танкером "Санива" неоднократно пересекалась линия Государственной границы Российской Федерации, а капитан судна, в нарушение требований, установленных Правилами N 863, за 24 часа до выхода судна из порта не подавал в пограничный орган соответствующее уведомление о намерении пересечь Государственную границу, суды пришли к обоснованному выводу о совершении АО "ННК-Камчатнефтепродукт" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1. КоАП РФ.
Данный факт подтверждается протоколами об административных правонарушениях от 24.12.2014, актом осмотра судна от 05.12.2014, письменными объяснения капитана судна от 05.12.2014, уведомлениями о пересечении государственной границы, судовым журналом, сообщением ПУ ФСБ России по Приморскому краю от 30.11.2014 N КО-2860.
Также правомерными являются выводы судов о том, что общество обладало всеми необходимыми организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями в отношении использования и производственной эксплуатации судна "Санива", имело возможность и было обязано принять все зависящие от него меры по соблюдению капитаном судна требований действующего законодательства, но не сделало этого.
Доказательства того, что со стороны общества предпринимались меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых оно привлечено к административной ответственности, судам не представлены.
Довод заявителя жалобы об однократном административном правонарушении, связанным с пересечением государственной границы без уведомления пограничных органов о намерении неоднократно пересечь Государственную границу за 24 часа до выхода судна "Санива" из порта Владивосток, является несостоятельным, поскольку несоблюдение капитаном российского судна, судовладельцем или уполномоченным им лицом порядка уведомления пограничного органа о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации, установленного пунктом 2 Правил N 863, свидетельствует о неправомерном пересечении конкретным судном линии государственной границы при каждом таком пересечении.
Неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации может осуществляться только в целях осуществления указанной в уведомлении деятельности в районе (районах) и в сроки, которые заявлены в уведомлении. Неоднократное пересечение границы без такого уведомления образует самостоятельный состав административного правонарушения при каждом таком пересечении.
Кроме того, в каждом из оспариваемых постановлений административный орган вменял лицу, привлекаемому к административной ответственности, факт не уведомления о намерении пересечь государственную границу.
Оснований для признания совершенных правонарушений малозначительными и освобождения общества от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ, судами не установлено.
С учетом конкретных обстоятельств административного дела суды сочли правильным назначенное обществу наказание в размере 400 000 руб. по каждому постановлению, что составляет минимальную санкцию по части 1 статьи 18.1. КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Поскольку доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.04.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 по делу N А24-261/2015 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.М. Голиков |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.