г. Хабаровск |
|
01 сентября 2015 г. |
Дело N А73-13972/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Лесненко С.Ю., Логвиненко С.А.
при участии
от ИП Кравченко И.Н.: Карпенко А.А., представитель по доверенности от 04.03.2015 N 27АА 0850400
от ОАО "Хабаровский аэропорт": Страфун М.А., представитель по доверенности от 25.05.2015 N 38; Романенко Е.Ю., представитель по доверенности от 16.02.2015 N 21
от администрации города Хабаровска: Коваленко М.В., представитель по доверенности от 15.12.2014 N 1.1.27-698
от Министерства имущественных отношений Хабаровского края: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кравченко Ивана Николаевича на решение от 26.01.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу N А73-13972/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Манник С.Д., в апелляционном суде судьи Швец Е.А., Вертопрахова Е.В., Пескова Т.Д.
По заявлению индивидуального предпринимателя Кравченко Ивана Николаевича
к Министерству имущественных отношений Хабаровского края
третьи лица: открытое акционерное общество "Хабаровский аэропорт", администрация города Хабаровска
о признании незаконным решения, изложенного в письме от 01.10.2014 N 1-11-9485, и обязании предоставить земельный участок в аренду
Индивидуальный предприниматель Кравченко Иван Николаевич (ОГРНИП 304272125800035, ИНН 272102863514; далее - ИП Кравченко И.Н., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Хабаровского края (ОГРН 1022700919152, ИНН 2700000592; адрес (место нахождения): 680000, г. Хабаровск, ул. Запарина, 76; далее - Министерство), выраженного в письме от 01.10.2014 N 1-Ц-9485, и о возложении на ответчика обязанности предоставить заявителю в аренду без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 27:23:0040405:53 для окончания строительства объекта торговли (магазина).
Требования заявлены на основании пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), статьи 36 Земельного кодекса РФ и обусловлены необходимостью предоставления предпринимателю спорного земельного участка для целей завершения строительства принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости и последующего ввода его в эксплуатацию.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены: открытое акционерное общество "Хабаровский аэропорт" (далее - Хабаровский аэропорт, общество) и администрация города Хабаровска (далее - администрация).
Решением суда от 26.01.2015, оставленным постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 без изменения, в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Судебные акты мотивированы в том числе тем, что принадлежащий предпринимателю капитальный объект недвижимости на момент рассмотрения спора фактически возведен и имеет признаки самовольной постройки.
В кассационной жалобе ИП Кравченко И.Н. выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами, указывает на неполное выяснение судами всех значимых для дела обстоятельств, несоответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение норм материального права и нарушение положений процессуального законодательства, в связи с чем просит отменить обжалуемые решение от 26.01.2015 и постановление от 26.05.2015 с направлением дела на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы опровергает выводы судов о том, что принадлежащее ему строение не является объектом незавершенного строительства, притом, что данное обстоятельство подтверждено представленными в дело доказательствами, а право собственности на спорный объект зарегистрировано в публичном реестре (ЕГРП). Предприниматель обращает внимание на отсутствие каких-либо ограничений и обременений на испрашиваемый земельный участок, который не относится к землям воздушного транспорта, как ошибочно посчитали суды обеих инстанций. Утверждение судов о наличии у принадлежащего предпринимателю объекта недвижимости признаков самовольной постройки, по мнению заявителя, также не соответствует действительности. При этом суды не дали оценки выданному ранее разрешению на строительство от 03.09.1993 N 49/93, заключенным с администрацией договорам аренды от 29.06.2006 N 825 и от 10.06.2008 N 605, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся для использования под объект незавершенного строительства - магазин. Заявитель жалобы считает безосновательными выводы судов в части касающейся невозможности приобретения предпринимателем спорного объекта недвижимости в 1997 году. Кроме того, заявитель жалобы в целом возражает против итогов оценки судами правоустанавливающих документов, поскольку встречных требований об оспаривании зарегистрированного за предпринимателем права собственности на принадлежащий ему объект недвижимости в рамках настоящего спора ответчиком не заявлялось.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу опровергает приведенные в ней заявителем доводы и предлагает оставить обжалуемые судебные акты без изменения. При этом настаивает на том, что спорное административное здание, расположенное на испрашиваемом участке (не отведенном для этих целей в установленном законом порядке), является самовольной постройкой, поскольку предприниматель ранее в 2013 году уже обращался за получением разрешений на строительство и ввод данного объекта в эксплуатацию, в выдаче которых ему было отказано.
Хабаровский аэропорт в своем отзыве на жалобу предпринимателя также выражает несогласие с позицией заявителя и дополнительно указывает на то, что действительно спорный земельный участок расположен в зоне застройки, предназначенной для возведения нового аэровокзального терминала.
В судебном заседании кассационной инстанции представители предпринимателя и третьих лиц поддержали доводы и возражения, изложенные в поданной жалобе и поступивших отзывах на нее, а также дали необходимые пояснения по обстоятельствам спора.
Министерство, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв на кассационную жалобу не представило.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены в данном случае не имеется.
Как усматривается из материалов дела, обращение предпринимателя в суд с рассматриваемыми требованиями обусловлено необходимостью предоставления ему как собственнику объекта незавершенного строительства спорного земельного участка для целей окончания возведения этого объекта (в частности как пояснил представитель заявителя жалобы в заседании суда кассационной инстанции - для завершения отделочных работ) и последующего ввода его в эксплуатацию в установленном законом порядке.
По смыслу ранее действовавших норм земельного законодательства (статьи 35, 45 Земельного кодекса РФ в редакции до 01.03.2015) не допускался необоснованный отказ в продлении договора аренды в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка.
Согласно пункту 21 статьи 3 Вводного закона (в новой редакции, действующей с 01.03.2015), в случаях, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14-39.17 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, правом на получение земельного участка для целей завершения строительства объекта недвижимости наделен его законный правообладатель, при условии соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства, а также иных правовых актов, регулирующих вопросы создания капитальных строений (сооружений). В частности объект должен возводиться на первоначально отведенном для этих целей участке в соответствии с выданной застройщику разрешительной документацией.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего спора установлено, что за предпринимателем в публичном реестре (ЕГРП) зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства - магазин, инв. N 29890, литер А, этажность 1, расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул. Матвеевское шоссе, 28д, площадь застройки 792,2 кв.м, что подтверждается выданным свидетельством о государственной регистрации от 21.04.2006 серии 27АБ N 121934.
ИП Кравченко И.Н. обратился в Министерство с заявлением от 05.08.2014 о предоставлении ему в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 27:23:0040405:53 для окончания строительства принадлежащего ему объекта, на что уполномоченный орган в своем письме от 01.10.2014 N 1.11-9485 сообщил о невозможности предоставления испрашиваемого участка ввиду недоказанности факта расположения на этом участке объекта незавершенного строительства.
Полагая, что такой неправомерный отказ Министерства не соответствует закону (пункту 21 статьи 3 Вводного закона) и нарушает имущественные интересы предпринимателя на получение спорного земельного участка в аренду, последний в порядке норм главы 24 АПК РФ обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Исследовав все фактические обстоятельства спора и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражные суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемой ситуации спорный земельный участок не может быть предоставлен предпринимателю в аренду в преимущественном порядке.
Указанный вывод судов в числе прочего основан на том, что принадлежащий ИП Кравченко И.Н. объект недвижимости имеет признаки самовольной постройки, право собственности на которую может возникнуть только на основании судебного акта.
Так в соответствии со статьей 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
По смыслу разъяснений пункта 23 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22) сама по себе государственная регистрация права собственности на объект недвижимости не препятствует признанию такого объекта самовольной постройкой.
В соответствии со статьей 130 ГК РФ объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимому имуществу. Следовательно, объект незавершенного строительства как недвижимое имущество также может признаваться самовольной постройкой (пункт 30 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22).
Следовательно, обстоятельства того, является ли спорная постройка объектом незавершенного строительства, или она возведена в окончательном виде, не имеют в данном случае решающего значения для рассмотрения возникшего спора по вопросу предоставления земельного участка под этот объект.
Судами первой и апелляционной инстанций выявлено, что на основании решения исполкома Хабаровского городского Совета народных депутатов от 11.03.1991 N 83/7 Хабаровскому арендному предприятию "Росторгодежда" было предварительно согласовано проектирование промтоварного магазина на земельном участке площадью 0,15 га в Железнодорожном районе г. Хабаровска за счет частичного изъятия территории Хабаровского объединенного авиаотряда.
Наряду с этим постановлением Главы администрации города Хабаровска от 21.05.1993 N 623/7 также было решено предоставить ТОО "Производственно-торговая фирма "Одежда" в краткосрочную аренду сроком на 5 лет земельный участок площадью 0,19 га для строительства одноэтажного здания промтоварного магазина из сборно-разборных металлических конструкций по индивидуальному проекту с организацией кафетерия в помещении магазина в Железнодорожном районе по ул. Матвеевской согласно прилагаемой выкопировке.
Для достижения указанных целей на застройщика возложены следующие обязанности: заключить договор на краткосрочную аренду земельного участка (пункт 3.1), получить в инспекции Госархстройнадзора разрешение на производство работ (пункт 3.2), по окончании срока аренды земельного участка освободить занимаемую территорию и произвести снос временного сооружения собственными силами без компенсации стоимости (пункт 4).
Во исполнение указанного постановления от 21.05.1993 N 623/7 с ТОО ПТФ "Одежда" был заключен договор аренды земельного участка от 01.07.1993 N 76, а Инспекцией Госархстройконтроля города Хабаровска выдано разрешение на производство строительно-монтажных работ по промтоварному магазину от 03.09.1993 N 49/93.
На основе анализа содержания указанных документов в их совокупности и взаимосвязи, касающихся вопроса возведения на спорном участке промтоварного магазина, суды обеих инстанций пришли к единому выводу о том, что фактически ТОО ПТФ "Одежда" было разрешено возведение на этом участке временного сооружения с последующим его сносом.
Также судами критически оценен представленный ИП Кравченко И.Н. договор купли-продажи от 07.08.1997, по условиям которого предприниматель приобрел у ТОО "ПТФ "Одежда" объект - магазин незавершенный строительством по ул. Матвеевской. В указанных в данной сделке реквизитах покупателя отражен ИНН предпринимателя, присвоенный ему в соответствии со статьей 84 Налогового кодекса РФ после 01.01.1999, а именно 06.10.2003, то есть спустя значительный период времени после указанной в договоре даты его заключения.
Кроме того, судами при этом также учитывался факт наличия иных сделок в отношении спорного объекта, в частности заключенного в августе 1997 года договора купли-продажи, сторонами которого выступали ТОО ПТФ "Одежда" (продавец) и ООО "Дальинтерстрой" (покупатель). На основании данного договора покупателем в марте 2000 года проводилась инвентаризация земельного участка по согласованию с архитектором Железнодорожного района города Хабаровска. Впоследствии по другому договору купли-продажи от 16.07.2004 ООО "Дальинтерстрой" (продавец) продало спорный незавершенный строительством объект ИП Кравченко И.Н.
Указанные обстоятельства предпринимателем в ходе рассмотрения спора не опровергались, о недостоверности и (или) фальсификации указанных договоров с участием ООО "Дальинтерстрой" им также не заявлялось.
С учетом изложенного суды правомерно указали на то, что договор купли-продажи не мог быть заключен между ТОО ПТФ "Одежда" и ИП Кравченко И.Н. в августе 1997 года.
Возражения заявителя кассационной жалобы в этой части безосновательны, документально не подтверждены и противоречат материалам дела, поэтому судом округа не учитываются.
Таким образом, поскольку факт предоставления в установленном законом порядке спорного земельного участка для целей строительства на нем капитального объекта недвижимости достоверно не подтвержден, а также при наличии существенных разночтений относительно периода и оснований возникновения у предпринимателя права собственности на объект незавершенного строительства, то выводы судов о наличии у данного сооружения признаков самовольной постройки следует признать соответствующими фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам.
В такой ситуации у ИП Кравченко И.П. действительно отсутствует право на получение испрашиваемого участка в порядке пункта 21 статьи 3 Вводного закона.
Принимая во внимание то, что фактически в отношении спорного объекта, имеющего признаки самовольной постройки, возник спор о праве, подлежащий разрешению в порядке статьи 222 ГК РФ, который в настоящее время рассматривается в арбитражном суде в рамках дела N А73-1606/2015, то обсуждение вопроса о наличии оснований для предоставления в аренду предпринимателю земельного участка под этим объектом до разрешения указанного спора не представляется возможным.
Поскольку действующее земельное законодательство не предусматривает правовых оснований для предоставления в аренду земельных участков, занятых самовольными постройками, то оспариваемый отказ Министерства, выраженный в письме от 01.10.2014 N 1-Ц-9485, обоснованно признан судами непротиворечащим закону, что исключат возможность удовлетворения заявленных предпринимателем требований с позиции норм статей 198, 200, 201 АПК РФ.
Доводы кассационной инстанции о несогласии с выводами судов, положенными в основу обжалуемых судебных актов, по существу сводятся к необходимости переоценки имеющихся в деле доказательств, касающихся вопроса о правомерности строительства капитального объекта недвижимости на спорном земельном участке. Однако в силу статей 284, 286 АПК РФ суд кассационной инстанции не обладает полномочиями по иной оценке доказательств, на основе которой суды квалифицировали спорный объект недвижимости в качестве самовольной постройки.
Помимо этого, суд кассационной инстанции также считает необходимым отметить, что спорный земельный участок находится в непосредственной близости от территории существующего аэродрома, и входит в границы зоны застройки, предназначенной для возведения нового аэровокзального терминала.
Согласно части 1 статьи 40 Воздушного кодекса РФ аэродром - это участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
На основании статьи 46 Воздушного кодекса РФ проектирование, строительство и развитие поселений, а также строительство и реконструкция объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1084, а в настоящее время - постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138, регламентирован порядок получения согласования на размещение объектов в целях безопасности воздушного движения, а также определены основания отказа в размещении объектов.
Согласно требованиям, изложенным в пунктах 127-131 указанных Правил N 1084 и пунктах 58-61 Правил N 138, соответствующие согласования и разрешения на строительство объектов в районе аэродрома и на приаэродромной территории должны быть получены от старшего авиационного начальника аэродрома.
Таким образом, приведенные выше положения закона содержат обязательные требования о размещении соответствующих объектов в районе аэродрома и на приаэродромной территории (ее границы определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 10 километров, а с 2010 года - 30 километров от контрольной точки аэродрома) только после получения необходимого согласия от уполномоченного органа.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что первоначальным застройщиком, либо предпринимателем впоследствии, предпринимались меры к получению указанного согласования (разрешения) на возведение спорного объекта на приаэродромной территории.
Иные выводы судебных инстанций в части оценки действий регистрирующего органа, касающихся внесения в 2006 году в публичный реестр записи о праве собственности ИП Кравченко И.Н. на спорный объект недвижимости, а также по вопросу о правомерности формирования органом местного самоуправления земельного участка под этим объектом путем его выделения в 2008 году из состава земель воздушного транспорта, выходят за рамки рассматриваемого спора и не влияют на оценку законности оспариваемого отказа Министерства. Однако такие преждевременные выводы судов не привели к принятию неправильных по существу судебных актов.
Вместе с тем какие-либо возражения против указанных выводов от заинтересованных лиц, в том числе в порядке статьи 42 АПК РФ, не поступали. Представитель администрации в судебном заседании кассационной инстанции выразил согласие с принятыми по делу судебными актами в полном объеме.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении арбитражными судами норм материального права, как ошибочно полагает заявитель жалобы.
Также в ходе рассмотрения поданной жалобы не нашло своего подтверждения утверждение предпринимателя о том, что судами не дана правовая оценка выданному разрешению на строительство от 03.09.1993 N 49/93, а также заключенным с администрацией договорам аренды от 29.06.2006 N 825 и от 10.06.2008 N 605, в соответствии с которыми спорный земельный участок ранее уже предоставлялся для использования под объект незавершенного строительства - магазин.
Мотивированные выводы судов первой и апелляционной инстанции относительно указанного разрешения подробно отражены в обжалуемых судебных актах. При этом сам факт использования предпринимателем спорного земельного участка на основе заключенных с администрацией сделок (прекративших свое действие) не подтверждает факт предоставления данного участка для целей строительства капитального объекта и не доказывает наличие у застройщика разрешительной документации на возведение такого объекта.
В целом все доводы кассационной жалобы приводились предпринимателем при рассмотрении спора в первой и апелляционной инстанциях, проверены судами в полном объеме и обосновано ими отклонены. Поэтому аналогичные аргументы заявителя отклонятся судом кассационной инстанции как несостоятельные.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судами также не допущено.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.01.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу N А73-13972/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 40 Воздушного кодекса РФ аэродром - это участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
На основании статьи 46 Воздушного кодекса РФ проектирование, строительство и развитие поселений, а также строительство и реконструкция объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1084, а в настоящее время - постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138, регламентирован порядок получения согласования на размещение объектов в целях безопасности воздушного движения, а также определены основания отказа в размещении объектов."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 сентября 2015 г. N Ф03-3584/15 по делу N А73-13972/2014