г. Хабаровск |
|
04 сентября 2015 г. |
Дело N А51-35630/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.М. Голикова
Судей: Г.В. Котиковой, И.М. Луговой
при участии:
от заявителя: ОАО "Тернейлес" - Кабанова Н.Ю., представитель по доверенности от 15.04.2015 N 04/19;
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тернейлес" на решение от 06.04.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2015 по делу N А51-35630/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.А. Лошакова; в суде апелляционной инстанции судьи: С.В. Гуцалюк, Н.Н. Анисимова, О.Ю. Еремеева
по заявлению открытого акционерного общества "Тернейлес" (ОГРН 1022500614564, ИНН 2528000813, место нахождения: 692152, Приморский край, г. Тернейский р-н, пгт Пластун)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (ОГРН 1042503038467, ИНН 2536150266, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 3)
о признании недействительным предписания
Арбитражный суд Приморского края решением от 06.04.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2015, отказал открытому акционерному обществу "Тернейлес" (далее - общество, ОАО "Тернейлес") в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания от 03.10.2014 N 113/1/1 Главного управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Приморскому краю, выданного Отделом надзорной деятельности Тернейского муниципального района (далее - управление, отдел надзорной деятельности, административный орган).
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, предлагает обжалуемые судебные акты отменить, требования общества удовлетворить.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что проверка проведена административным органом с грубым нарушением требований действующего законодательства, а именно с нарушений требований, предусмотренных частью 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В частности, заявитель жалобы считает, что акт проверки должен быть вручён в день завершения проверки непосредственно руководителю предприятия или иному уполномоченному представителю общества, либо должен быть направлен проверяемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Передача акта проверки через заведующего архивом, по мнению заявителя жалобы, не может являться надлежащим доказательством его вручения обществу.
Кроме того, заявитель жалобы не согласен с пунктами 10, 31, 38, 39, 40, 41 предписания от 03.10.2014 N 113/1/1, поскольку изложенные в них требования по соблюдению пожарной безопасности основаны на нормативных документах, предусматривающих добровольный порядок исполнения.
Заявитель жалобы также полагает, что при введении в действие СНиП 21-01-97* не предусматривалось распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. Но и в этом случае соответствующие требования СНиП 21- 01-97* по смыслу пункта 4.3 данных правил и пункта 8.5 СНиП 10-01-94 подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания. Следовательно, предприятие, эксплуатирующее здание, введенное в эксплуатацию в 1988 году, то есть до введения в действие СНиП 21-01-97*, не обязано соблюдать требования пунктов 5.14, 7.4 указанных строительных норм и правил вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта названного здания.
Доводы жалобы поддержаны представителем общества в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В отзыве на жалобу управление предлагает обжалуемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве и выступлении представителя общества, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, основанием для вынесения обществу оспариваемого предписания явились результаты плановой выездной проверки, проведённой инспекторами отдела надзорной деятельности Тернейского муниципального района в здании общежития, расположенного по адресу: Приморский край, Тернейский район, в 120 м южнее границы п. Пластун.
В ходе проверки органом пожарного надзора выявлены нарушения Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности), Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон о техническом регламенте), Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390, Правила противопожарного режима), СП 1.13130-2009, СНиП 21-01-97*, ГОСТ Р 53292-2009, ГОСТ 12.4.009-83, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений"), НПБ 160-97, приложения "Ж", приложения "И" ГОСТ Р 12.4.026-2001.
В частности, проверяющими выявлены следующие нарушения:
- высота нижнего марша лестниц, с 1-го этажа на 2-й, лестничных клеток (N 1 и N 15 согласно плану 1-го этажа после перепланировки) менее 2-х метров (пункт 10);
- дверь, отделяющая помещение электрощитовой (N 13 согласно плану расстановки оборудования) от помещения другого функционального назначения - коридор (N 19 согласно плану расстановки оборудования) не имеет предела огнестойкости Е1-30 (2-го типа), а именно: на продукцию (дверь) не представлена сопроводительная техническая документация
(сертификат соответствия, паспорт, знак обращения на рынке), с указанием требуемого значения предела огнестойкости (пункт 31);
- не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения в соответствии с ГОСТ 53292-2009 (пункт 38);
- не организованно проведение проверок на работоспособность наружного и внутреннего водопровода в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.009-83 (пункт 39);
- на путях эвакуации 1-го, 2-го, 3-го этажей (коридор, лестничная клетка, лестничный марш) отсутствуют направляющие линии, сигнальная разметка с чередующимися зигзагообразными полосами ("елочка") зеленого и желтовато-белого (белого) цветов для обозначения границ безопасного движения по пути эвакуации относящихся к указательным элементам фотолюминисцентной эвакуационной системы, выполненные из фотолюминисцентных материалов (пункт 40);
- выход на чердак из лестницы клетки (N 14 согласно плану 3-го этажа) имеет размеры менее 0,6x0,8 м. Противопожарный люк на чердак из лестничной клетки не имеет предел огнестойкости Е1-30 (2-го типа), а именно: на продукцию (люк) не представлена сопроводительная техническая документация (сертификат соответствия, паспорт, знак обращения на рынке) с указанием требуемого значения предела огнестойкости (пункт 41).
По факту выявленных нарушений административный орган выдал обществу предписание от 03.10.2014 N 113/1/1, которым предложено устранить выявленные нарушения в срок до 01.09.2015. Указанное предписание и акт проверки от 03.10.2014 N 113 переданы 06.10.2014 в канцелярию ОАО "Тернейлес" заведующему архивом общества.
Не согласившись с требованиями предписания административного органа, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, ОАО "Тернейлес" обжаловало его в судебном порядке.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Законом о пожарной безопасности и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Согласно Закону о пожарной безопасности под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под противопожарным режимом подразумеваются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров.
В силу статьи 2 названного Закона законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Обязанность организаций по соблюдению требований пожарной безопасности установлена в статье 37 Закона о пожарной безопасности. Указанной правовой нормой предусмотрено, что организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
По смыслу статьи 20 Закона о пожарной безопасности техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров также принят Закон о техническом регламенте, который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу части 1 статьи 4 Закона о техническом регламенте техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:
1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;
2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Частями 2 и 3 статьи 4 Закона о техническом регламенте определено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Согласно статье 2 Закона о техническом регламенте эвакуационный путь (путь эвакуации) - путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.
В соответствии с пунктом 4.3.4 Свода правил 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях.
В ходе проверки установлено, что нижние марши лестниц общежития общества, ведущие с 1-го этажа на 2-ой, являются эвакуационными путями для эвакуации людей из коридоров 1, 2 и 3 этажей здания на улицу, высота которых менее 2-х метров. Данное нарушение выявлено и зафиксировано в акте проверки от 30.10.2014 N 113, свидетельствует о нарушении обществом пункта 4.3.4 Свода правил 1.13130.2009, в связи с чем суд правомерно отказал в признании недействительным пункта 10 оспариваемого предписания.
В пункте 31 оспариваемого предписания указано, что дверь, отделяющая помещение электрощитовой (N 13 согласно плану расстановки оборудования) от помещения другого функционального назначения - коридор (N 19 согласно плану расстановки оборудования) не имеет предела огнестойкости Е1-30 (2-го типа), а именно: на продукцию (дверь) не представлена сопроводительная техническая документация (сертификат соответствия, паспорт или знак обращения на рынке), с указанием требуемого значения предела огнестойкости.
Согласно пункту 7.4 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.
При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
Согласно пункту 5.14 СНиП 21-01-97* противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах, противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы - таблице 2, тамбур-шлюзы, предусматриваемые в проемах противопожарных преград, - таблице 3.
Аналогичные требования пожарной безопасности содержатся в статье 88 Закона о техническом регламенте.
Согласно таблице 2 СНиП 21-01-97* противопожарная дверь, являясь проемом в противопожарной преграде (стене), должна быть 2 типа и иметь предел огнестойкости не ниже Е1-30.
Поскольку на запрос ОНД Тернейского муниципального района от 22.09.2014 N 281-3-25-7 общество не представило техническую документацию о значении предела огнестойкости дверей, установленных в электрощитовой, а также в подвальном помещении общежития, то у отдела надзорной деятельности имелись законные основания для предъявления обществу требований, изложенных в пункте 31 оспариваемого предписания.
Кроме того, оборудование проемов в противопожарных стенках помещений дверями, которые по своим характеристикам и свойствам будут отвечать требованиям пожарной безопасности, не повлечет на объекте существенных изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений.
Признавая правомерным пункт 38 предписания, суды исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 6 Закона о техническом регламенте пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Поскольку расчет пожарного риска ОАО "Тернейлес" не производился, то общество должно обеспечить исполнение второго условия - соблюдение всех требований СНиП 21-01-97*, который в силу части 3 статьи 4 Закона о техническом регламенте является нормативным документом по пожарной безопасности, обязательным для обеспечения на объекте ОАО "Тернейлес" пожарной безопасности.
В ходе проведения проверки административным органом установлено, что обществом не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения в соответствии с ГОСТ 53292-2009.
При проведении проверки с учетом технического паспорта на здание и визуального осмотра инспекторами определено, что здание общежития соответствует III степени огнестойкости - здания с несущими и ограждающими конструкциями из естественных или искусственных каменных материалов, бетона или железобетона. При этом для перекрытий допускается использование деревянных конструкций, защищенных штукатуркой или трудногорючими листовыми, а также плитными материалами.
Согласно пункту 1.8 СНиП 2.01.02.-85* в зданиях всех степеней огнестойкости кровлю, стропила и обрешетку чердачных покрытий, полы, двери, ворота, переплеты окон и фонарей, а также отделку (в том числе облицовку) стен и потолков; независимо от нормируемых пределов распространения огня по ним допускается выполнять из горючих материалов. При этом стропила и обрешетку чердачных покрытий (кроме зданий V степени огнестойкости) следует подвергать огнезащитной обработке, качество которой должно быть таким, чтобы потеря массы огнезащищенной древесины при испытании по СТ СЭВ 4686-84 не превышала 25%.
Согласно пункту 7.13 СНиП 21-01-97* эффективность средств огнезащиты, применяемых для повышения огнестойкости конструкций, должна оцениваться посредством испытаний для определения пределов огнестойкости строительных конструкций, установленных в разделе 5.
В соответствии с ГОСТ Р 53292-2009 "Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытания" метод контроля качества огнезащитной обработки предусматривает проведение испытаний огнезащитной обработки (раздел 6.4) с обязательным отбором проб образцов огнезащищенной древесины и составлением актов отбора и протокола испытаний.
В соответствии с пунктом 21 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает устранение повреждений толстослойных напыляемых составов, огнезащитных обмазок, штукатурки, облицовки плитными, листовыми и другими огнезащитными материалами, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно отклонили довод общества о том, что для проверки состояния и качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения не требуется привлечение специализированных организаций, которые согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" должны иметь лицензию МЧС России на данный вид деятельности.
В этой связи суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для признания недействительным пункта 38 предписания от 03.10.2014 N 113/1/1.
Согласно пункту 39 предписания обществом не организовано проведение проверок на работоспособность наружного и внутреннего водопровода в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.009-83.
В соответствии с пунктом 55 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2.4.3 ГОСТ 12.4.009-83 "Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание" пожарные гидранты, гидрант-колонки и пожарные краны должны перед приёмкой в эксплуатацию и не реже чем каждые 6 месяцев подвергаться техническому осмотру и проверяться на работоспособность посредством пуска воды с регистрацией результатов в журнале по форме 21 ГОСТ 2.601-68. При обслуживании пожарного оборудования водопроводных сетей должны соблюдаться требования ГОСТ 12.3.006-75.
Согласно ГОСТ 18322-78 "Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения" под техническим обслуживанием понимается комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировки.
В соответствии с требованиями Закона о лицензировании, Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечение пожарной безопасности зданий и сооружений включает в себя, в том числе, монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, и подлежит обязательному лицензированию.
Следовательно, проверки на работоспособность наружного и внутреннего водопровода в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.009-83 должны проводиться лицензированной организацией, а не сотрудниками общества, как это считает заявитель жалобы.
В ходе проведения проверки административным органом также было установлено, что на путях эвакуации 1-го, 2-го и 3-го этажей (коридор лестничная клетка, лестничный марш) отсутствуют направляющие линии, сигнальная разметка с чередующимися зигзагообразными полосами ("ёлочка") зелёного и желтовато-белого (белого) цветов для обозначения границ безопасного движения по пути эвакуации, относящихся к указательным элементам фотолюминесцентной эвакуационной системы, выполненные из фотолюминесцентных материалов. Данные нарушения отражены в пункте 40 оспариваемого предписания.
В соответствии с пунктом 33 Правил противопожарного режима при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона о техническом регламенте.
Статьей 84 Закона о техническом регламенте установлены требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях: оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях, сооружениях и строениях должны осуществляться, в том числе путем размещения и обеспечения освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени.
В соответствии с пунктом 3.4 ГОСТ Р12.4.026-2001 знак безопасности предназначен для регулирования поведения человека в целях предотвращения возникновения пожара, а также для обозначения мест нахождения средств противопожарной защиты, средств оповещения, предписания, разрешения или запрещения определенных действий при возникновении горения (пожара).
Согласно пунктам 6.1.4 и 6.2.6 указанного стандарта знаки пожарной безопасности, размещенные на пути эвакуации, а также эвакуационные знаки безопасности и знак безопасности ЕС 01 (приложение И) должны быть выполнены с применением фотолюминесцентных материалов.
Требования к фотолюминесцентным эвакуационным системам (далее по тексту - ФЭС) и элементам системы, в том числе планам эвакуации, установлены ГОСТ Р 12.2.143-2009.
Указанный стандарт устанавливает также требования к процессам проектирования ФЭС, монтажа и технического обслуживания.
Согласно пункту 5.3.9 ГОСТ Р 12.2.143-2009 сигнальную разметку с чередующимися и зигзагообразными полосами ("елочка") зеленого и желтовато-белого (белого) цветов применяют для обозначения границ безопасного движения и в составе направляющих линий (полос) для дополнительного указания направления к выходу.
Следовательно, при оснащении объектов элементами ФЭС на путях эвакуации они должны выполняться в обязательном порядке на фотолюминесцентной основе в соответствии с указанными нормативными документами по пожарной безопасности.
Поскольку актом проверки зафиксировано отсутствие данных противопожарных требований в общежитии общества, то у органа пожарного надзора имелись основания для включения выявленных нарушений в оспариваемое предписание.
Согласно пункту 41 предписания выход на чердак из лестничной клетки (N 14 согласно плану 3-го этажа) имеет размеры менее 0,6 х 0,8 м. Противопожарный люк на чердак из лестничной клетки (N 14 согласно плану 3-го этажа) не имеет предела огнестойкости Е1 - 30 (2-го типа), а именно: на продукцию (люк) не представлена сопроводительная техническая документация (сертификат соответствия, паспорт, знак обращения на рынке) с указанием требуемого значения предела огнестойкости.
Как указывалось выше, СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
Поскольку при обращении к должностным лицам ОАО "Тернейлес", присутствующим при проведении осмотра помещений общежития, документы (сертификат соответствия, паспорт, знак обращения на рынке) на противопожарный люк отсутствовали, то проверяющими сделан правомерный вывод о невозможности определения типа и предела огнестойкости противопожарного люка, а также о нарушении обществом требований СНиП 21-01-97*.
Доводы заявителя жалобы о том, что СП 1.13130-2009, СНиП 21-01-97*, ГОСТ 53292-2009, ГОСТ 12.4.009-83, ГОСТ Р 12.2.143-2009, ГОСТ 12.4.026-2001, на которые управление сослалось в оспариваемых пунктах предписания, носят рекомендательный характер и подлежат добровольному применению, являются несостоятельными.
В соответствии со статьей 1 Закона о пожарной безопасности нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), согласно пункту 3 которых наряду с данными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке, в том числе, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации.
Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (пункт 1 Правил).
СП 1.13130-2009 разработан в соответствии со статьей 89 Закона о техническом регламенте, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений (пункт 1.1 СП 1.13130-2009).
СНиП 21-01-97*, ГОСТ 53292-2009, ГОСТ 12.4.009-83, ГОСТ Р 12.2.143-2009, ГОСТ 12.4.026-2001 являются национальными стандартами в области пожарной безопасности, разработаны в соответствии со статьей 7 Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и в целях реализации Закона о техническом регламенте.
Вышеуказанные правила и стандарты, на нарушение которых указано в оспариваемых пунктах предписания, позволяют обеспечить безопасное круглосуточное пребывание людей в принадлежащем обществу здании общежития, а также возможность в минимальные сроки покинуть здание при возникновении пожара.
По этому же основанию суды правомерно отклонили довод общества о том, что в отношении здания, введенного в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97*, данные строительные нормы и правила подлежат соблюдению лишь в случае осуществления реконструкции или капитального ремонта указанного здания, а не в ходе его текущей эксплуатации, поскольку вне зависимости от даты постройки проверенного здания ОАО "Тернейлес" на него в полной мере распространяется требования нормативных документов по пожарной безопасности, введенных в действие после постройки зданий, в том числе СНиП 21-01-97*.
Довод заявителя жалобы о нарушении административным органом части 4 статьи 16 Закона N 294-ФЗ в виде непредставления акта проверки, является несостоятельным в силу следующего.
Судами установлено, что должностные лица ОАО "Тернейлес" - начальник отдела охраны труда и безопасности и инженер по охране труда и техники безопасности, присутствовавшие при проведении проверки на основании представленных доверенностей N 09/16 от 15.09.2014 и N09/17 от 15.09.2014, не имели права подписи документов от имени ОАО "Тернейлес". По указанной причине акт проверки N113 был оформлен в двух экземплярах в последний день проверки - 03.10.2014 непосредственно в отделе надзорной деятельности Тернейского муниципального района.
На вручение акта проверки и предписания об устранении выявленных нарушений никто из уполномоченных должностных лиц ОАО "Тернейлес" не явился, как и на составление протокола об административном правонарушении по результатам проведенной проверки.
Поскольку последний день проверки (03.10.2014) выпадал на пятницу, а руководство ОАО "Тернейлес" (п. Пластун) находится от места расположения отдела надзорной деятельности (п. Терней) на значительном расстоянии (60 км), то в понедельник (06.10.2014) акт проверки вместе с предписанием доставлен государственным инспектором Тернейского района по пожарному надзору в ОАО "Тернейлес" и передан под входящий номер должностному лицу - заведующей архивом ОАО "Тернейлес", имеющей доверенность на получение любой документации ОАО "Тернейлес", о чем на акте и предписании имеются соответствующие отметки.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что предписание органа пожарного надзора от 03.10.2014 N 113/1/1 не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы общества, в связи обоснованно отказали ОАО "Тернейлес" в удовлетворении заявленных требований.
В силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.04.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2015 по делу N А51-35630/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.М. Голиков |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.