г. Хабаровск |
|
08 сентября 2015 г. |
Дело N А59-4402/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Е.Н. Захаренко
судей: А.В. Солодилова, Г.А. Камалиевой
при участии:
от лиц, участвующих в деле, представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Сахалинской области на решение от 08.04.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 по делу N А59-4402/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.Н. Боярская; в суде апелляционной инстанции судьи: И.С. Чижиков, Л.А. Мокроусова, Л.Ю. Ротко
по иску закрытого акционерного общества "Гидрострой"
к администрации муниципального образования "Курильский городской округ", Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области, Министерству финансов Сахалинской области
о взыскании задолженности за оказанные услуги
Закрытое акционерное общество "Гидрострой" (ОГРН - 1026501100328, ИНН 6511000731; далее - ЗАО "Гидрострой", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к администрации муниципального образования "Курильский городской округ" (ОГРН - 1026501100504, ИНН 6511002231; далее - администрация) о взыскании задолженности за оказанные гостиничные услуги в размере 113 400 руб.
Иск нормативно обоснован положениями статей 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивирован обязанностью администрации оплатить расходы, связанные с проживанием и питанием с 18.02.2012 по 25.02.2012 оперативной группы сотрудников ГУ МЧС России по Сахалинской области и Сахалинского филиала ФГУП "Балтийское БАСУ", прибывших на ликвидацию чрезвычайной ситуации, связанной с аварией танкера "Каракумнефть" и розливом нефтепродуктов в заливе Курильский.
Определением суда от 15.01.2015 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены: Главное управление МЧС России по Сахалинской области (ОГРН 1046500649150, ИНН 6501154161; далее - ГУ МЧС) и Министерство финансов Сахалинской области (ОГРН 1026500544003, ИНН 6500005657; далее - Министерство).
Определением от 17.02.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Сахалинской области.
Решением суда от 08.04.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015, с Министерства финансов Сахалинской области за счет казны Сахалинской области в пользу ЗАО "Гидрострой" взысканы убытки 113 400 руб. В удовлетворении требований к администрации муниципального образования "Курильский городской округ", Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области отказано.
Суды, руководствуясь статьями 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также положениями Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пришли к выводу, что расходы истца подлежат возмещению с Министерства финансов Сахалинской области за счет казны Сахалинской области.
В кассационной жалобе Министерство финансов Сахалинской области просит Арбитражный суд Дальневосточного округа указанные судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель полагает, что затраты на питание и проживание сотрудников МЧС России являются командировочными расходами и подлежат возмещению за счет работодателя. Указывает, что судами не исследован в полном объеме вопрос о характере произошедшей чрезвычайной ситуации, в связи с чем сделан неверный вывод о том, что ликвидация крушения танкера является расходным обязательством бюджета Сахалинской области.
По мнению заявителя, суды не учли, что средства резервного фонда Правительства Сахалинской области выделялись исключительно на оплату проведения работ по предупреждению разлива нефти, в объем которых не включены затраты на питание и проживание сотрудников МЧС России.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15.02.2012 в Курильском заливе Охотского моря у берега острова Итуруп сел на мель и получил пробоины масляного и топливного танка машинного отделения танкер "Каракумнефть". В результате аварии происходила утечка нефтепродуктов.
17.02.2012 Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Сахалинской области издано Распоряжение N 60 "О ликвидации последствия разлива нефтепродуктов".
Указанным Распоряжением главе МО "Курильский городской округ" предписало обеспечить с 18.02.2012 размещение и питание сил и средств, привлекаемых для локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов. Начальнику Главного управления МЧС России по Сахалинской области предписано направить оперативную группу для координации работы по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов.
Главное управление МЧС России по Сахалинской области издало приказ N 84 от 17.02.2012 о направлении оперативной группы к месту возможной чрезвычайной ситуации.
На основании данного приказа в Курильск для организации работы по ликвидации разлива нефтепродуктов направлена оперативная группа сотрудников ГУ МЧС России по Сахалинской области и Сахалинского филиала ФГУП "Балтийское БАСУ" в составе пяти человек, которая в период с 18.02.2015 по 25.02.2012 проживала и питалась в гостинице "Итуруп".
Письмом N 929 от 29.03.2012, направленным в адрес ЗАО "Гидрострой", Администрация МО "Курильский городской округ" гарантировала оплату проживания и питания в гостинице "Итуруп" пяти человек в период с 18.02.2012 по 25.02.2012.
В этой связи ЗАО "Гидрострой" выставило в адрес администрации счет-фактуру N К0000574 от 29.02.2012 на сумму 113 400 рублей.
По факту неоплаты администрацией данного счета-фактуры, ЗАО "Гидрострой" направило в адрес указанного лица претензию.
Оставление данной претензии без удовлетворения послужило основанием обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются, в частности, обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 14 Закона N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Согласно статье 5 Закона N 68-ФЗ границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального, федерального характера.
Финансовое обеспечение установленных Законом N 68-ФЗ мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования (пункт 1 статьи 24 Закона N 68-ФЗ).
Статьей 25 вышеуказанного Закона предусмотрено, что резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Правила расходования средств резервного фонда установлены Постановлением Правительства Сахалинской области N 107 от 31.03.2011 "О Порядке расходования средств резервного фонда Правительства Сахалинской области, предусмотренного в областном бюджета", и в том числе средства резервного фонда выделяются на финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального или регионального характера.
В соответствии с пунктом 6 Распоряжения N 60 от 17.02.2012 "О ликвидации последствия разлива нефтепродуктов" исполняющей обязанности министра финансов Сахалинской области предписано предусмотреть выделение необходимых финансовых средств для ликвидации последствий разлива нефтепродуктов из резервного фонда Правительства Сахалинской области на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 85).
В силу пункта 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, координационным органом единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации), является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункта 30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, ликвидация чрезвычайных ситуаций локального характера осуществляется силами и средствами организации, муниципального характера - силами и средствами органов местного самоуправления, межмуниципального и регионального характера - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, в частности, распоряжение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Сахалинской N 60 от 17.02.2012 "О ликвидации последствия разлива нефтепродуктов", приказ главного управления МЧС России по Сахалинской области N 84 от 17.02.2012, суды пришли к обоснованному выводу о том, что режим чрезвычайной ситуации носил региональный характер.
Данный вывод судов согласуется с положениями пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
С учетом изложенного судами правильно отклонен довод Министерства финансов Сахалинской области о нахождении Охотского моря в федеральной собственности, как не имеющий правового значения для рассмотрения данного спора.
Довод Министерства о том, что средства резервного фонда Правительства Сахалинской области выделялись исключительно на оплату проведения работ по предупреждению разлива нефти, в объем которых не включены затраты на питание и проживание сотрудников МЧС России также уже был предметом исследования и оценки судов, и обоснованно отклонен как противоречащий содержанию пункта 1.3 распоряжения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Сахалинской N 60 от 17.02.2012 "О ликвидации последствия разлива нефтепродуктов".
Заявляя о том, что спорные расходы являются командировочными расходами, подлежащими компенсации работодателями, Министерство не учитывает специфику их несения, а также положения вышеперечисленных норм закона, в частности положений Закона N 68-ФЗ.
При таких обстоятельствах, установив, что в связи с реализацией распоряжения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Сахалинской N 60 от 17.02.2012 "О ликвидации последствия разлива нефтепродуктов" обществом понесены затраты в сумме 113 400 руб., суды обоснованно удовлетворили иск за счет Министерства финансов Сахалинской области на основании статей 15, 16, 1069 ГК РФ.
Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, а обжалуемые судебные акты отмене.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя. Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации министерство освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.04.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 по делу N А59-4402/2014 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Н. Захаренко |
Судьи |
А.В. Солодилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.