г. Хабаровск |
|
07 сентября 2015 г. |
Дело N А73-14584/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: В.М. Голикова, Г.В. Котиковой
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью Медицинский оздоровительный центр "Аквамед" - Рой Е.Е., представитель по доверенности от 01.11.2014 б/н;
от Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска - Безлепкина С.В., представитель по доверенности от 26.12.2014 N 13109/02-12;
от третьего лица: оценщика общества с ограниченной ответственностью "Хабаровское агентство юридической экспертизы и оценки имущества" Космыниной Анны Валерьевны - представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Медицинский оздоровительный центр "Аквамед" на решение от 13.03.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу N А73-14584/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции: судья Серга Д.Г., в суде апелляционной инстанции: судьи Балинская И.И., Вертопрахова Е.В., Сапрыкина Е.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Медицинский оздоровительный центр "Аквамед" (ОГРН 1022700924620, ИНН 2721087523, место нахождения: 680013, г. Хабаровск, пер. Донской, 3, 4)
к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700332587, ИНН 2700001290, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66)
третье лицо: оценщик общества с ограниченной ответственностью "Хабаровское агентство юридической экспертизы и оценки имущества" Космынина Анна Валерьевна
о признании незаконным бездействия и об обязании заключить договор
Общество с ограниченной ответственностью медицинский оздоровительный центр "Аквамед" (далее - ООО МОЦ "Аквамед", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства к Департаменту муниципальной собственности администрации г. Хабаровска (далее -департамент) о признании незаконным бездействия в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества; об обязании департамента заключить с ООО МОЦ "Аквамед" договор купли-продажи объекта недвижимого имущества - нежилого помещения, в виде комнат 1 (2-9, 13-16) на первом этаже площадью 141,9 кв. м и комнат 2(1-10) на втором этаже площадью 142,5 кв. м, всего площадью 284,4 кв. м, расположенного по адресу г. Хабаровск, ул. Ким-Ю-Чена, 45 б, по цене 6 560 000 руб., НДС не облагается, в соответствии с Законом 159-ФЗ засчитать в счет оплаты приобретаемого арендуемого имущества стоимость неотделимых улучшений в сумме 2 827 507 руб. на условиях прилагаемого проекта договора, путем подписания в течение 5 календарных дней, после вступления в законную силу решения суда и направления обществу подписанного со своей стороны вышеуказанного договора купли-продажи объекта недвижимого имущества, со всеми необходимыми приложениями.
Определением от 29.01.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен оценщик Общества с ограниченной ответственностью "Хабаровское агентство юридической экспертизы и оценки имущества" Космынина Анна Валерьевна.
Решением суда от 13.03.2015, поддержанным постановлением апелляционного суда от 26.05.2015 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано по мотиву отсутствия доказательств факта бездействия, соответствия закону действий департамента и отсутствия нарушений прав и законных интересов ООО МОЦ "Аквамед".
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, общество обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить полностью и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Жалоба обоснована наличием у общества преимущественного права на выкуп арендуемого имущества, предоставленного Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), ошибочным определением объекта спора в виду ненадлежащего применения определений, содержащихся в Федеральном законе от 26.03.2006 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Общество считает не имеющим правового значения назначение объекта недвижимости, отраженное при его государственной регистрации в регистрирующем органе, в связи с чем, полагает ссылки департамента и судов на абзацы 6 и 7 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) несостоятельными. Полагает выводы судов о не подтверждении факта бездействия департамента при осуществлении действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, не соответствующими установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы поддержаны представителем общества в судебном заседании.
Представитель департамента в судебном заседании против отмены судебных актов возражал, считая их законными и обоснованными.
Суд округа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей общества и департамента, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установили суды, и следует из материалов дела, на основании договора аренды нежилого фонда г. Хабаровска от 09.03.2011 N 19/11, заключенного между департаментом (арендодатель) и обществом (арендатор), во временное пользование и владение обществу передан объект нежилого фонда (769/1000 доли в здании площадью 377,0 кв. м в виде комнат N I (2-9) на первом этаже площадью 142,8 кв. м и комнат N II (1-8) на втором этаже площадью 147,2 кв. м (общая площадь 290, 0 кв. м,), расположенный в Центральном районе г. Хабаровска по ул. Ким-Ю-Чена, 45 б, для использования под бытовые услуги, парикмахерскую, административное, служебное, офис, медицинские услуги, торговля (кроме торгового центра).
Срок действия договора аренды определен с 09.03.2011 по 08.03.2021.
Соглашением от 24.03.2014 в указанный договор аренды внесены изменения, согласно которым арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование и владение объект нежилого фонда (755/1000 доли в здании площадью 376,8 кв. м в виде комнат N I (2-9, 13-16) на первом этаже площадью 141,9 кв. м и комнат N II (1-10) на втором этаже площадью 142,5 кв. м, расположенный в Центральном районе г. Хабаровска по ул. Ким-Ю-Чена, 45 б, общей площадью 284, 4 кв. м.
23.07.2014 ООО МОЦ "Аквамед" обратилось в департамент с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Письмом от 06.08.2014 департамент подтвердил наличие у общества преимущественного права на выкуп арендуемого имущества и сообщил, что указанное здание зарегистрировано на праве муниципальной собственности в качестве центрального распределительного пункта, а отчуждать объект коммунально-бытового назначения следует в соответствии со статьей 30 Федерального Закона N 178-ФЗ. Одновременно общество проинформировано о начале работы по изменению назначения данного объекта.
Письмом от 25.09.2014 департамент сообщил обществу о том, что после изменения статуса здания "центральный распределительный пункт" на "нежилое помещение", в ноябре 2014 года будет вынесен на обсуждение проект решения Хабаровской городской Думы о внесении вновь зарегистрированного объекта по адресу: г. Хабаровск, ул. Ким-Ю-Чена, 45б в программу приватизации муниципального имущества на 2014 год.
Общество, посчитав, что департамент незаконно бездействует в части непринятия в тридцатидневный срок с даты получения его заявления решения об отчуждении объекта недвижимости, чем нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд округа считает, что отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из следующего.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества урегулированы положениями Закона N 159-ФЗ.
В силу статьи 3 данного Федерального закона субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона N 209-ФЗ, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Названной нормой также установлен исчерпывающий перечень условий, при которых может быть реализовано преимущественное право.
В случае если заявитель не соответствует установленным Законом N 159-ФЗ требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (часть 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ).
В пункте 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Информационное письмо N134) разъяснено следующее: по смыслу Федерального закона N 159-ФЗ объектом договора купли-продажи может быть только имущество, являющееся недвижимой вещью в силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отношении которого должен быть осуществлен государственный кадастровый учет и права на которое подлежат государственной регистрации. В связи с этим реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого или среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения (например, торгового места) не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект.
Как установлено судами, общество относится к категории субъектов малого предпринимательства в соответствии со статьей 4 Федерального Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Наличие у общества преимущественного права на выкуп арендованного муниципального имущества департаментом не оспаривалось.
Вместе с этим, судами установлено и подтверждается материалами дела, что вопреки утверждению общества, предоставленное обществу в аренду муниципальное имущество фактически представляет собой долю в здании в виде комнат определенной площади на первом и втором этажах.
Как на момент заключения договора аренды, как и на момент обращения общества в департамент с заявлением о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого имущества, указанные площади в виде комнат в здании не были сформированы в качестве отдельных функциональных помещений, на техническом и кадастровом учете как самостоятельные объекты не состояли, что отражено в договоре аренды и подтверждается запросом департамента в ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" о предоставлении сведений о стоимости и сроках выполнения работ по изготовлению технических паспортов на два помещения площадью 92, 4 кв.м, 284,3 кв.м.
Кроме того, материалами дела подтверждается и обществом обратного не доказано, что в Едином государственном реестре прав в качестве самостоятельного объекта недвижимости на момент обращения с заявлением о реализации преимущественного права выкупа был зарегистрирован объект муниципальной собственности - нежилое здание "центральный распределительный пункт" инв. N 7434, местоположением: г. Хабаровск, ул. Ким-Ю-Чена, 45б; технический паспорт от 12.09.2013 отражал постановку на учет только этого объекта.
Также судами установлено, что здание, в котором предполагалось сформировать в установленном законом порядке самостоятельные функциональные помещения, зарегистрировано в реестре муниципальной собственности в качестве единого объекта недвижимости функциональным назначением "центральный распределительный пункт", что подтверждается справкой ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" от 23.09.2013 N 308. Согласно технического паспорта, названный объект имеет четыре помещения под трансформаторные.
В соответствии с определением, данным в статье 3 Закон N 35-ФЗ - объекты электросетевого хозяйства - это линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 30 Закона N 178-ФЗ, объекты социально-культурного назначения и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению, в том числе: объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.
В силу абзаца 7 пункта 1 статьи 30 Закона N 178-ФЗ, изменение назначения указанных в этом пункте объектов, за исключением объектов социальной инфраструктуры для детей, осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
Таким образом, приведенной нормой закона установлен запрет на приватизацию объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.
В этой связи выводы судов о невозможности на день обращения общества с заявлением реализовать преимущественное право на выкуп арендуемого муниципального имущества без надлежащего правового оформления спорных объектов в обособленные объекты недвижимого имущества, которые вправе участвовать в гражданском обороте в качестве индивидуального-определенной вещи (самостоятельного объекта гражданских прав) с назначением, исключающим невозможность их выкупа в виду ограниченности в гражданском обороте, являются верными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам.
Вместе с этим в ходе рассмотрения данного спора судами установлено, что информация об имеющемся статусе истребуемого к выкупу имущества, порядке его приватизации и проводимых мероприятиях по изменению назначения объекта, после завершения которых будет проведена работа по реализации преимущественного права выкупа обществом арендуемого объекта, была сообщена департаментом обществу письмами от 06.08.2014 и от 25.09.2014.
Кроме того, судами было установлено, что после изменения назначения объекта недвижимости в ноябре 2014, решением Хабаровской городской думы от 18.11.2014 N 25 внесены изменения в Программу приватизации муниципального имущества городского округа "Город Хабаровск" на 2014, утвержденную решением Хабаровской городской Думы от 26.11.2013 N 822. Программа дополнена пунктом 52 (нежилое помещение I (2-9, 13-16), г. Хабаровск, ул. Ким-Ю-Чена, 45б, 284,4 кв. м).
Департаментом также проведена оценка спорного объекта, о чем ООО "Хабаровское агентство юридической экспертизы и оценки имущества" составлен соответствующий отчет от 27.11.2014 N 153-ОН.
Поскольку под незаконным бездействием понимается противоправное пассивное поведение лица, выраженное в не совершении действия, которое могло и должно было быть совершено в силу возложенных на данное лицо правовых обязанностей, выводы судов обеих инстанций о соответствии действий департамента закону и об отсутствии факта бездействия и в этой связи отсутствие нарушения прав и законных интересов общества, являются обоснованными.
Дав оценку имеющимся в деле доказательствам в порядке статьи 71 АПК РФ, суды правомерно заключили об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Фактически доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов, сделанными на основании установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств. Вместе с тем, переоценка установленных фактических обстоятельств по делу к полномочиям суда кассационной инстанции не относится.
Поскольку фактические обстоятельства судами установлены на основе исследования и оценки в соответствии со статьей 71 АПК РФ всех имеющихся в деле доказательств, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не выявлено, то, исходя из доводов кассационной жалобы, законные основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения судебных актов у суда округа отсутствуют.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 22.07.2015 N 15 в размере 1 500 руб. государственная пошлина подлежит возврату обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.03.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу N А73-14584/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Медицинский оздоровительный центр "Аквамед" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 22.07.2015 N 15.
Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
В.М. Голиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.