г. Хабаровск |
|
07 сентября 2015 г. |
Дело N А51-34484/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: В.М. Голикова, Г.В. Котиковой
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ФАРАОН" - представитель не явился
от Владивостокской таможни - Вяткина А.А., представитель по доверенности от 17.08.2015 N 180; Лосева В.В. представитель по доверенности от 19.01.2015 N 16;
от третьего лица: Магнитогорской таможни - представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФАРАОН" на решение от 19.03.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 по делу N А51-34484/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Л.П. Нестеренко; в суде апелляционной инстанции судьи: Т.А. Солохина, Л.А. Бессчасная, В.В. Рубанова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФАРАОН" (ОГРН 1057421009238, ИНН 7446044689, место нахождения: 455017, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Вокзальная, 1, 1)
к Владивостокской таможне (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767 место нахождения: 690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21А)
третье лицо: Магнитогорская таможня (ОГРН 1027402239941, ИНН 7446013426, место нахождения: 455017, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Советская, 42)
о признании незаконными требований, решений
Общество с ограниченной ответственностью "ФАРАОН" (далее - ООО "ФАРАОН", общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ к Владивостокской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными требований от 11.11.2014 N N 2169, 2170 об уплате таможенных платежей и решений от 25.12.2014 NN 321, 322 о взыскании денежных средств в бесспорном порядке.
Решением суда от 19.03.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015, ООО "ФАРАОН" отказано в удовлетворении заявленных требований. Суды пришли к выводу о соответствии обжалуемых требований и решений ТК ТС и Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные обществом требования.
По мнению общества, суды вынесли судебные акты на основании оценки недопустимых доказательств: заключения таможенных экспертов и специалистов в нарушении статьи 14 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) составлены без предупреждения экспертов об уголовной ответственности; изложенные в них выводы не отвечают требованиям объективности и научной обоснованности: наличие следов механической обработки само по себе не может свидетельствовать об изменении VIN-номера, поскольку автобусы находились в эксплуатации, проводились ремонтные работы, повлекшие следы механической обработки.; уведомления о назначении экспертиз в нарушение части 4 статьи 138 ТК ТС общество не получало, что лишило его права на заявление ходатайства о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту; экспертизы проведены с нарушением двадцатидневного срока, предусмотренного статьей 139 ТК ТС. Кроме того, общество полагает, что суды неверно истолковали закон, подменили понятия - "год выпуска ТС" и "год начала производства модельного ряда" и необоснованно не приняли во внимание заключения эксперта Магнитогорской торгово-промышленной палаты от 21.10.2014 и от 10.11.2014, которыми подтверждены доводы общества относительно определения года выпуска транспортных средств.
Кроме того, общество считает, что вывод судов о том, что основанием для выбора кода по ТН ВЭД общество руководствовалось только сертификатом соответствия, несостоятелен, так как до подачи деклараций декларантом в целях определения года выпуска транспортных средств проведены экспертизы в ООО "Уральский Центр информации и таможенно-правовых оценок" (экспертизы от 30.11.2011 N N 014325-11, 014327-11). Общество также полагает, что указанные экспертизы имеют существенное значение для разрешения спора, однако судом отклонено ходатайство об их истребовании.
Указанное, по мнению общества, опровергает выводы судов о доказанности таможенным органом оснований для заключения о неверном определении декларантом классификационного кода ТН ВЭД для применения ставки таможенной пошлины и исчислении обществом таможенным платежей при таможенном декларировании спорных товаров и, следовательно, подтверждает отсутствие оснований для принятия оспариваемых решений и выставления оспариваемых требований.
Общество, извещенное в установленном порядке о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы явку представителя не обеспечило.
Владивостокская таможня в отзыве и её представители в судебном заседании доводы кассационной жалобы полагали несостоятельными, подлежащими отклонению.
Магнитогорская таможня в отзыве на кассационную жалобу против отмены судебных актов возражает, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд округа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на неё, выслушав представителей Владивостокской таможни, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в 2011 году во исполнение внешнеторгового контракта от 30.08.2011, заключенного между обществом и компанией SIRING TRADING (Корея), на таможенную территорию Российской Федерации в адрес ООО "ФАРАОН" ввезен товар - автобусы марки KIA GRANBIRD.
В целях таможенного оформления ввезенных товаров общество подало в Первомайский таможенный пост Владивостокской таможни ДТ N 10702020/021211/0035853, ДТ N10702020/021211/0035856, задекларировав товар в процедуре выпуска для внутреннего потребления.
Для подтверждения заявленных сведений о годе выпуска автобусов и их соответствия экологическому классу-4, общество предоставило в таможенный орган сертификаты соответствия N C-KR.3023.A41225, С-KR.3023.A41226, выданные ООО "Сертификационный Центр" "Дальэлектротест".
Согласно сведениям, содержащимся в графах 33 вышеуказанных ДТ, товары (автобусы) классифицированы по коду ТН ВЭД ТС 8702 10 119 1 "прочие новые моторные транспортные средства, экологического класса 4 или выше, габаритной длиной не менее 11,5 м, имеющие не менее 41 посадочного места, включая водителя". Таможенные платежи исчислены с применением ставки таможенной пошлины 0%.
Сумма таможенных платежей уплаченных обществом в отношении указанных товаров по каждой ДТ составила 183 240,68 руб. (НДС - 18%). Спорные товары выпущены таможней 07.12.2011.
В рамках таможенного контроля после выпуска товаров Магнитогорской таможней в соответствии со статьей 131 ТК ТС в период с 28.07.2014 по 08.10.2014 проведены две камеральные таможенные проверки в отношении ООО "ФАРАОН" (акты камеральных проверок N 10510000/400/081014/А0021/00, N 10510000/400/081014/А0022/00), основанием для проведения которых послужили полученные Магнитогорской таможней заключения специалистов Экспертно- криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно - криминалистического таможенного управления г. Екатеринбург от 30.04.2014 N 01-16/009, N 01-20/26, N 01-16/008, N 01-20/25, свидетельствующие о том, что год выпуска автобусов моделей KIA GRANDBIRD, VIN KNGGBM1R29K109252 и KIA GRANDBIRD, VIN KN 2GBK1L29K102523 соответствует модельному ряду автобусов KIA GRANDBIRD 2004, выпускавшихся в период с 2004 года по 2006 год.
Вышеуказанные заключения получены в ходе проведения оперативно-розыскной деятельности.
Год выпуска транспортного средства влияет на классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, и, соответственно, на размер таможенных платежей, подлежащих уплате.
Сопоставив в ходе проведения камеральной проверки сведения, указанные при декларировании ООО "ФАРАОН" о годе выпуска транспортных средств - 2009 год, со сведениями, имеющимися в заключениях специалиста N N 01-16/00801, 01-20/25 и 01-16/009, 01-20/26 об изготовлении модельного ряда автобусов марки KIA GRANBIRD в 2002-2004 годах, таможня пришла к выводу о том, что для исключения сомнений при определении года выпуска задекларированных в спорных ДТ автобусов требуются специальные познания, и 11.08.2014 приняла решения о проведении таможенной экспертизы.
Проведение экспертизы поручено экспертам Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Екатеринбург.
Согласно выводам экспертов ЭКС - регионального филиала ЦКТУ г. Екатеринбург, приведенным в заключениях от 26.09.2014 N N 01-15/528, 654/14 (г. Екатеринбург, г. Уфа), маркировочные обозначения VIN на рамах автобусов KIA GRANBIRD: VIN KNGGBM1R29K109252, KN 2GBK1L29K102523, не являются первоначальными, подвергались изменениям путем механической обработки с последующим нанесением новых маркировочных обозначений. Транспортные средства подвергались конструктивным изменениям, связанным с изменением внешнего вида, с целью придания им вида автобусов модельного ряда 2009 года; установить первоначальное значение VIN не предоставляется возможным в связи с примененным способом изменения маркировочных обозначений.
Также эксперты пришли к выводу, что автобус с номером VIN KN 2GBK1L29K102523 соответствует модельному ряду автобусов KIA GRANBIRD 2002 года, выпускавшихся в период с 2002 года по 2004 год, а автобус с номером VIN KNGGBM1R29K109252 модельному ряду автобусов этой же марки 2004 года, выпускавшихся в период с 2004 года по 2007 год.
Согласно выводам таможенных экспертов спорные автобусы изготовлены в периоды выпуска каждого модельного ряда автобусов названной марки.
На основании вышеуказанных заключений таможенных экспертов Магнитогорской таможней сделан вывод о том, что годом изготовления автобуса с VIN KN 2GBK1L29K102523 является 15.07.2002, датой изготовления автобуса с VIN KNGGBM1R29K109252 - 15.07.2004.
Таким образом, по мнению Магнитогорской таможни, задекларированные в спорных ДТ товары следовало классифицировать с применением кода 8702 10 199 3 ТН ВЭД ТС и ставки ввозной таможенной пошлины 3 евро за 1 куб. см объема двигателя.
Магнитогорской таможней письмами от 08.10.2014 N N 12-10/6056, 12-10/6060 в адрес Владивостокской таможни направлены материалы камеральных таможенных проверок для принятия решения по классификации товара и выставления требования об уплате таможенных платежей.
Основываясь на результатах проведенной Магнитогорской таможней проверки, Владивостокской таможней 21.10.2014 приняты решения N N РКТ-10702000-14/00442, РКТ-10702000-14/00443 о классификации товара по коду ТН ВЭД 8702 10 199 3 ТН ВЭД ТС, в котором классифицируются товары - "моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек или более, включая водителя: с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем): с рабочим объемом цилиндров двигателя более 2500 см: бывшие в эксплуатации: прочие: с момента выпуска которых прошло более 5 лет", с применением ставки таможенной пошлины 3 евро за 1 куб. см.
Решения о классификации товаров явились основанием для доначисления таможенных платежей в отношении спорных товаров, а именно: по ДТ N 10702020/021211/0035853 - 1 537 079,82 руб. таможенной пошлины и 276 674,37 руб. НДС; по ДТ N 10702020/021211/0035856 - 1 608 803,57 руб. таможенной пошлины и 289 584,64 руб. НДС.
11.11.2014 таможня выставила требования об уплате таможенных платежей N N 2169, 2170, согласно которым обществу предложено уплатить сумму таможенных пошлин, налогов, пени по названным декларациям в размере 529 722,03 руб. и 554 440,10 руб. соответственно.
25.12.201 таможня приняла решения N N 321, 322 о взыскании денежных средств в бесспорном порядке, о чём сообщило обществу письмом от 12.01.2015 N 25-27/00135.
Не согласившись с указанным решениями и требованиями таможни, ООО "ФАРАОН" оспорило их путем обращения с ответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 1 статьи 150 Закона N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.
Статьей 152 Закона N 311-ФЗ урегулирован порядок направления и форма требования об уплате таможенных платежей, которое в силу части 3 статьи 150 Закона N 311-ФЗ направляется плательщику до применения мер по принудительному взысканию образовавшейся задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов и пени.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Закона N 311-ФЗ при неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банках в бесспорном порядке в пределах сумм таможенных платежей (уточненном требовании об уплате таможенных платежей), указанных в требовании об уплате таможенных платежей, и сумм пеней, начисленных на день вынесения такого решения.
Оспариваемые требования об уплате таможенных платежей выставлены таможенным органом на основании выявленного факта неуплаты ООО "ФАРАОН" таможенных платежей в связи с принятием ею 21.10.2014 решений N РКТ-10702000-14/00442, N РКТ-10702000-14/00443 о классификации спорных товаров по коду ТН ВЭД 8702 10 199 3 ТН ВЭД ТС, послуживших основанием для доначисления таможенных платежей и пени в указанных в требованиях размерах.
В основу принятия Владивостокской таможней решений о классификации задекларированных в ДТ N N 10702020/021211/0035853, 10702020/021211/0035856 товаров, легли выводы Магнитогорской таможни, приведенные в актах камеральных проверок N 10510000/400/081014/А0021/00, N 10510000/400/081014/А0022/00.
Как установили суды, и с чем суд округа соглашается, по существу несогласие общества с оспариваемыми требованиями, решениями и судебными актами обосновано нарушением таможенным органом процедуры проведения проверки и опровержением выводов Магнитогорской таможни, приведенных в названных актах камеральных проверок, относительно года выпуска транспортных средств.
Суды установили, что при подаче деклараций регистрационные документы на спорные транспортные средства (автобусы), выданные в стране отправления, а также иные документы, позволяющие точно определить дату выпуска транспортных средств кроме сертификатов соответствии N N С-КR.3023.А41225, С -КR/3023/F41226, декларантом таможне не представлялись.
В ходе таможенного контроля от органа, выдавшего сертификаты была получена информация о прекращении действия сертификатов.
По итогам проведения экспертизы эксперты пришли к выводу о невозможности установить первоначальное значение VIN автобусов в связи с примененным способом изменения маркировочных обозначений.
В этой связи, учитывая тексты товарных подсубпозиций выбранных сторонами спора, следуя описанию товара, содержащемуся в таможенных документах, а также данным, полученным Магнитогорской таможней в ходе проверки, суды обосновано заключили о необходимости применения в данной ситуации, указанных в примечаниях к группе 87 ТН ВЭД ТС и пункте 130 Распоряжения ФТС России от 19.01.2011 N 6-р "О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров" (далее - распоряжение N 6-р) правил определения даты изготовления транспортных средств.
Проанализировав в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, в том числе дав оценку экспертным заключениям экспертов ЭКС регионального филиала ЦЭКТУ г. Екатеринбург от 26.09.2014 N 01-15/528, N 654/14 по содержанию и процессуальным требованиям к их проведению, установленным Законом N 73-ФЗ, применив примечания к группе 87 ТН ВЭД ТС, пункт 130 распоряжения N 6-р, суды пришли к правильным выводам о том, что поскольку невозможно достоверно определить дату изготовления (момент выпуска) транспортного средства, классифицируемого в группе 87, такой датой необходимо считать год официального начала производства марки (модели/модификации) транспортного средства. В случае, если не известен месяц начала производства, то месяцем начала производства следует считать июль этого года, а если также не известно число, то использовать число 15 месяца начала производства.
В этой связи суды обосновано согласились с правомерностью определения таможенным органом в рассматриваемой ситуации года выпуска транспортных средств как года начала производства модельного ряда (2002, 2004 г.н. соответственно) и необходимостью классификации спорных товаров по коду ТН ВЭД ТС 8702 10 199 3.
Дана судами правовая оценка и доводам общества о действиях таможни при проведении проверки (на предмет соблюдения положений статей 131, 138 ТК ТС), о содержании процессуальных документов, о соблюдении прав и законных интересов декларанта, предусмотренных статьей 141 ТК ТС, в том числе о соблюдении его прав при уведомлении юридического лица о назначении экспертизы.
Вместе с этим, судами проверены на соответствие требованиям Закона N 73-ФЗ и дана оценка экспертным заключениям от 21.10.2014 N 117 01 00299/2 и от 10.11.2014 N 117 01 00299/4 Магнитогорской торгово-промышленной палаты, представленным обществом. Суды пришли к выводам о том, что названные заключения требованиям специального закона не соответствуют.
При установленных обстоятельствах, суды пришли к правомерным выводам о наличии у таможни оснований для доначисления таможенных платежей в спорных суммах и выставления в адрес общества оспариваемых требований.
При этом судами учтено то, что, выставленные обществу на законных основаниях требования об уплате таможенных платежей, налогов, пени от 11.11.2014 N 2169, N 2170 им исполнены не были, в связи с чем, обоснованы выводы судов о правомерном принятии таможенным органом мер по принудительному взысканию образовавшейся задолженности в порядке статьи 153 Закона N 311-ФЗ в виде решений от 25.12.2014 N 321, N 322 о взыскании денежных средств в бесспорном порядке.
Довод общества о нарушении таможенным органом двадцатидневного срока на проведение экспертизы не был заявлен и, ему не была дана оценка ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанций. Вместе с тем, установление фактических обстоятельств, их оценка к полномочиям суда кассационной инстанции не относится.
По сути, все доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов, сделанными на основании установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств. Переоценка выводов судов, в силу предоставленных суду округа полномочий, не допустима.
Поскольку фактические обстоятельства судами установлены полно на основе исследования и оценки в соответствии со статьей 71 АПК РФ всех имеющихся в деле доказательств, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не выявлено, то, исходя из доводов кассационной жалобы, законные основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения судебных актов у суда округа отсутствуют.
Излишне уплаченная по платежному поручению N 127 от 15.07.2015 за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.03.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 по делу N А51-34484/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ФАРАОН" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 127 от 15.07.2015 за рассмотрение кассационной жалобы.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
В.М. Голиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.