г. Хабаровск |
|
11 сентября 2015 г. |
Дело N А04-277/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.М. Голикова
Судей: Г.В. Котиковой, И.М. Луговой
при участии:
от заявителя: ИП Джус Тамары Михайловны - представитель не явился;
от администрации города Тынды - представитель не явился;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Тынды - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Тынды на решение от 23.03.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 по делу N А04-277/2015 Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья П.А. Чумаков; в суде апелляционной инстанции судьи: И.И. Балинская, Е.И. Сапрыкина, Е.А. Швец
по заявлению индивидуального предпринимателя Джус Тамары Михайловны (ОГРНИП 311280802800013, ИНН 280800172446)
к администрации города Тынды (ОГРН 1022800775580, ИНН 2808002845, место нахождения: 676282, Амурская область, г. Тында, ул. Красная Пресня, 29)
третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Тынды
о признании отказа незаконным, возмещении убытков в сумме 7 300 руб.
Арбитражный суд Амурской области решением от 23.03.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015, удовлетворил частично заявление индивидуального предпринимателя Джус Тамары Михайловны (далее - предприниматель), признав незаконным, несоответствующим Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отказ администрации города Тынды (далее - Администрация) N 8616 от 10.12.2014 в реализации преимущественного права предпринимателя на приобретение арендуемого нежилого помещения N 54 общей площадью 35,42 кв.м, в том числе полезной 27,2 кв.м, находящегося на первом этаже административного здания по адресу: Амурская область, город Тында, ул. Красная Пресня, 57.
Этим же решением суд обязал администрацию города Тынды повторно рассмотреть заявление предпринимателя от 16.12.2013 и совершить действия, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрев и приняв отказ предпринимателя от требования о взыскании с Администрации убытков в сумме 7 300 руб., суд прекратил производство по делу в указанной части.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Тынды.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, предлагает обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе предпринимателю Джус Т.М. в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что предприниматель Джус Т.М. не вправе приобретать в собственность спорное имущество, поскольку данное имущество находиться в Перечне муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектов малого и среднего предпринимательства, менее пяти лет. При этом заявитель жалобы считает, что в рассматриваемом случае не имеет значения срок нахождения данного имущества в пользовании у предпринимателя.
Администрация ходатайством от 27.08.2015 просит рассмотреть кассационную жалобу без участия своего представителя.
Предприниматель Джус Т.М. отзыв на жалобу не представила; извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы участие в судебном заседании суда кассационной инстанции не принимала.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, 03.05.2005 предприниматель Джус Т. М. заключила договор аренды муниципального имущества N 0308, согласно которому в пользовании у предпринимателя находилось помещение общей площадью 35,42 кв.м, в том числе полезной 27,2 кв.м, расположенное на первом этаже административного здания по адресу: Амурская область, город Тында, ул. Красная Пресня, здании 57, помещение 54.
Указанный договор неоднократно перезаключался, а указанное в нем имущество находилось в аренде у предпринимателя. Согласно договору от 01.07.2012 N 79/А спорное помещение передано в аренду предпринимателю на период с 01.07.2010 по 01.07.2015.
16.12.2013 предприниматель Джус Т.М. обратилась в Администрацию с заявлением о возмездном приобретении арендуемого помещения. Письмом от 20.12.2013 N 7362 Администрация сообщила предпринимателю о том, что в связи с непредставлением заявителем полного пакета документов предоставление муниципальной услуги "Приватизация арендуемого муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства" приостановлено до 01.03.2014.
После устранения причин приостановления предоставления муниципальной услуги Администрацией предпринимателю был дан ответ от 10.12.2014 об отказе в предоставлении муниципальной услуги на основании норм Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальное собственности и арендуемого субъектами м того и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При этом Администрация указала, что имущество, на которое претендует предприниматель, находилось в Перечне муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, менее пяти лет до дня подачи заявления о его приобретении.
Данные обстоятельства явились поводом для обращения предпринимателя в арбитражный суд с заявлением на действия Администрации.
Удовлетворяя требование предпринимателя, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об отчуждении арендуемого имущества, Федеральный закон N 159-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
- арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2013 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
- отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
- арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В силу положений части 2.1 статьи 9 Закона об отчуждении арендуемого имущества заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии, что:
1) арендуемое имущество по состоянию на 1 сентября 2012 года находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение пяти и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
С учётом перечисленных обстоятельств, Закон об отчуждении арендуемого имущества предоставил право выкупить арендованное имущество как тем предпринимателям, чье имущество не включено в упомянутый перечень (в этом случае субъект малого (среднего) предпринимательства по состоянию на 1 июля 2013 года должен арендовать указанное имущество непрерывно в течение двух и более лет); так и для включенных в перечень, если такое имущество на 1 сентября 2012 года арендовалось непрерывно в течение пяти и более лет и находилось в перечне в течение пяти и более лет до подачи такого заявления.
Право на включение арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства помещений в упомянутый перечень было предоставлено федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Предприниматель Джус Т.М., являясь субъектом малого предпринимательства, в соответствии с частью 2 статьи 9 и частью 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также в соответствии со статьёй 3 Закона об отчуждении арендуемого имущества, с 01.01.2009 получила право на направление по своей инициативе в уполномоченный орган заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Согласно представленным договорам аренды, предприниматель на дату подачи заявления в Администрацию - 16.12.2013 непрерывно арендовал спорное имущество с 01.05.2005. Кроме того, у предпринимателя Джус Т.М. отсутствовала задолженность перед арендодателем по арендной плате.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если после опубликования Закона субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 01.12.2011 N 9646/11, имущество, включенное в указанный Перечень, может быть использовано только в целях предоставления его субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства во владение и (или) в пользование, следовательно, включение его уполномоченными органами власти в соответствующий перечень после опубликования Федерального закона N159-ФЗ является препятствием для выкупа названными субъектами арендуемого ими имущества, то есть означает лишение таких субъектов прав, предоставленных Законом.
Установив, что решением Тындинской городской Думы от 24.05.2011 N 290 спорное имущество включено в Перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектов малого и среднего предпринимательства, после опубликования Федерального закона N 159-ФЗ, суды правомерно признали незаконным отказ администрации города Тынды от 10.12.2014 N8616 в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения. При это суды исходили из того, что действия по включению спорного имущества в Перечень не отвечают целям и задачам Закона об отчуждении арендуемого имущества, одной из которых является оказание адресной государственной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства посредством установления для них преференций на участие в приватизации арендуемых объектов недвижимости.
Поскольку доводы, приведенные Администрацией в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.03.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 по делу N А04-277/2015 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.М. Голиков |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.