г. Хабаровск |
|
11 сентября 2015 г. |
Дело N А73-130/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Г.А.Камалиевой
Судей: Е.Н.Захаренко, А.В.Солодилова
при участии:
от ОАО "РЖД": Темченко Е.В., представитель по доверенности от 25.02.2015 N 246
от ООО "Дальэкспорт": представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 01.04.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 по делу N А73-130/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья М.Ю.Ульянова; в суде апелляционной инстанции - судьи А.И.Михайлова, Т.С.Гетманова, С.Б.Ротарь
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью "Дальэкспорт"
о взыскании 1 879 238 руб. 62 коп.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - АО "РЖД"; ОГРН 1037739877295; адрес (место нахождения): 107174, г.Москва, ул. Новая Басманная, 2) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Дальэкспорт" (далее - ООО "Дальэкспорт"; ОГРН 1112703002367; адрес (место нахождения): 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, 76, корп. 2, оф. 407) о взыскании платы за нахождение вагонов на местах общего пользования под грузовыми операциями за период с января по май 2014 года в сумме 1 879 238 руб. 62 коп.
Решением от 01.04.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2015, исковые требования ОАО "РЖД" удовлетворены частично в сумме 594 884 руб. 02 коп. (без учета повышающего коэффициента на 2014 год), в остальной части в иске отказано.
Законность принятых по делу решения и постановления проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ОАО "РЖД", полагающего, что арбитражными судами при принятии обжалуемых судебных актов были неправильно применены нормы материального права. В связи с этим податель кассационной жалобы просит решение, постановление в обжалуемой части отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование доводов заявитель ссылается на то, что расчет платы за услугу по предоставлению путей общего пользования, оказанную в 2014 году по ставкам Таблицы N 9 без учета коэффициента 3,159, является нарушением установленной государством цены. Указывает на то, что Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России), по тарифам которой рассчитаны и утверждены ставки Тарифного руководства N 2, ежегодно устанавливает повышающие коэффициенты, с помощью которых ставки, рассчитанные в 2003 году, приводятся в соответствие с уровнем цен в текущем периоде. Обращает внимание, что приказом ФСТ России от 24.12.2013 N252-т/1 на 2014 год утвержден повышающий коэффициент 3,159 к базовым ставкам Тарифного руководства N 2. Спорная плата по своей сути является платой за использование инфраструктуры, то есть путей общего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", а данная услуга отнесена Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643 к услугам, цены на которые подлежат государственному регулированию. В связи с чем стороны в договоре согласовали стоимость не в произвольной договорной сумме, а именно в размере, утвержденном государством и предусмотренном в п.12 Тарифного руководства N 2, так как именно данный размер направлен на компенсацию затрат перевозчика по содержанию инфраструктуры. Ежегодно ФСТ России корректирует ставки Тарифных руководств с помощью коэффициентов индексации, и соответственно на период 2014 года установленная государством цена за услугу по предоставлению путей общего пользования составляет 50 % от ставок Таблицы N 9 именно с учетом соответствующего коэффициента, так как ставки без его учета являлись установленным государством размером оплаты за услугу по предоставлению путей общего пользования только в 2003 году, а на 2014 год данная цена складывается из 50% от ставок Таблицы N 9 и коэффициента 3,159. Приводит судебно-арбитражную практику по данной категории дел.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ООО "Дальэкспорт", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направило.
В порядке статьи 163 АПК в судебном заседании в течение дня объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут 08.09.2015.
Поскольку заявителем кассационной жалобы судебные акты обжалуются только в части, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность обжалуемых решения и постановления апелляционной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15.08.2011 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Дальэкспорт" (клиент) заключен договор N КА-128/2 на оказание услуг при организации работы по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования.
Настоящий договор регулирует взаимоотношения сторон, связанные с осуществлением погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов силами клиента на местах общего пользования, принадлежащих перевозчику (пункт 1 договора).
В соответствии с настоящим договором осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка локомотивом перевозчика вагонов, независимо от их принадлежности, с мест общего пользования, принадлежащих перевозчику и расположенных на путях общего пользования N 9 от стрелочного перевода N 13 (пункты 2. договора).
Пунктом 11 договора определено, за какие услуги и в каком размере перевозчиком взимается плата с клиента.
Так, согласно подпункту б пункта 11 договора клиент уплачивает перевозчику плату за нахождение на местах общего пользования вагонов, независимо от их принадлежности, под грузовыми операциями в размере, установленном пунктом 9 "Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" (Тарифное руководство N 2) для вагонов перевозчика и в размере 50% от ставок таблицы N 9 Тарифного руководства N 2 для вагонов, не принадлежащих перевозчику.
Согласно пункту 23 договора его действие распространяется на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.06.2011.
Действие договора автоматически продлевается на каждый последующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит другой стороне о своем намерении его расторгнуть за 30 дней до прекращения действия настоящего договора (пункт 24 договора).
В период с 12.01.2014 по 26.06.2014 в адрес грузополучателя - ООО "Дальэкспорт" на станцию Болен прибывали вагоны с грузом, которые находились на путях общего пользования станции под грузовыми операциями, осуществляемыми силами клиента.
Перевозчик в соответствии с подпунктом б пункта 11 договора от 15.08.2011 N КА-128/2 на основании сведений, содержащихся в ведомостях подачи и уборки вагонов N 700053, N 700054, N 700055, N 700056, N 700057, N 700058, начислил клиенту плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования под грузовыми операциями в общем размере 1 879 238 руб. 62 коп. и выставил счет от 10.12.2014 N 271, который оплачен ООО "Дальэкспорт" не был.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Рассматривая спор и удовлетворяя иск в части, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что расчет платы за нахождение вагонов на местах общего пользования под грузовыми операциями необходимо производить в размере 50% от ставок таблицы N 9 Тарифного руководства N 2, что предусмотрено подпунктом б пункта 11 договора от 15.08.2011 N КА-128/2, но без учета повышающего коэффициента на 2014 год (3,159), поскольку условие о применении повышающих коэффициентов не согласовано сторонами в договоре, а уведомлений об изменении цены на последующий период перевозчиком в адрес клиента не направлялось.
Однако судебные инстанции, отказывая в применении к спорным правоотношениям коэффициент 3,159 на основании того, что подпунктом б пункта 11 договора от 15.08.2011, представляющего собой соглашение сторон об установлении соответствующей платы, в котором не указано на автоматическое применение устанавливаемых ФСТ России повышающих коэффициентов, в связи с чем расчет взыскиваемой платы должен быть произведен без их учета, не учли следующего.
В порядке пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественных монополий, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статей 6 и 11 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий.
На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 N 35/12 утверждены Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2).
Согласно пункту 22 Тарифного руководства N 2 предусмотрена индексация платы за пользование вагонами, контейнерами одновременно с индексацией тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
Кроме того, за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 % от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 Тарифного руководства N 2.
Таким же порядком исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов (пункт 12 Тарифного руководства N 2).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
При заключении договора от 15.08.2011 от N КА-128/2 действовало Тарифное руководство N 2, следовательно, плата за время нахождения на путях общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, должна исчисляться по правилам Тарифного руководства N 2 с применением индексации.
Исходя из изложенного суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу ОАО "РЖД" в части правила о применении повышающего коэффициента обоснованной, в связи с чем судебные акты в силу части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат изменению.
Понесенные ОАО "РЖД" судебные расходы по рассмотрению апелляционной и кассационной жалоб подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.04.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 по делу N А73-130/2015 Арбитражного суда Хабаровского края в части возврата открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" из федерального бюджета государственной пошлины в размере 10 000 руб. оставить без изменения.
В остальной части решение от 01.04.2015 и постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Дальэкспорт" (ОГРН 1112703002367, ИНН 2703060141) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) задолженность в размере 1 879 238 руб. 62 коп., расходы по государственной пошлине по иску в размере 31 792 руб., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб в размере 6 000 руб.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Камалиева |
Судьи |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.