г. Хабаровск |
|
14 сентября 2015 г. |
Дело N А51-35960/2014 |
Резолютивная часть постановления от 08 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Гребенщикова С.И., Новиковой С.Н.
при участии
без явки представителей лиц, участвующих в деле
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ракова Юрия Анатольевича на решение от 17.04.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу N А51-35960/2014 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Нестеренко Л.П., в апелляционном суде судьи: Анисимова Н.Н., Гончарова А.В., Еремеева О.Ю.
По заявлению индивидуального предпринимателя Ракова Юрия Анатольевича
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края
о признании незаконным решения
Индивидуальный предприниматель Раков Юрий Анатольевич (ОГРНИП 311253734800030, место жительства: 690091, Приморский край, г.Владивосток; далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (ОГРН 1072540005724, место нахождения: 690110, Приморский край, г.Владивосток, ул.Светланская, 22; далее - департамент) от 22.12.2014 N 20/03/02-06/43053, выразившегося в отказе в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:010036:4772 и 25:28:010036:4773, и об обязании департамента предоставить указанные земельные участки в аренду для размещения автостоянки.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.04.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить указанные решение и постановление. Фактически доводы кассационной жалобы сводятся к отсутствию законодательно установленного запрета на предоставление земельных участков, расположенных в зоне инженерных коммуникаций в аренду, для целей не связанных со строительством. Также предприниматель ссылается на то, что испрашиваемые земельные участки необходимы для обслуживания зданий, находящихся в его собственности, а утверждение органом местного самоуправления схем расположения спорных участков и осуществление в отношении сформированных участков кадастрового учета является основанием для издания уполномоченным органом распоряжения о предоставлении их в аренду.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприниматель является собственником здания - склад, назначение: нежилое, 1- этажный, общая площадь 46,9 кв.м, лит.Е, и здания - мастерские, назначение: нежилое, 1- этажный, общая площадь 94,3 кв.м, лит.Ж, расположенных по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул.Черняховского, 12, строение 1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 18.04.2011 серии 25-АБ N 553385 и серии 25-АБ N 553384.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 469 кв.м с кадастровым номером 25:28:010036:169, который принадлежит предпринимателю на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.02.2011 серии 25-АБ N 526314.
Управлением градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (далее - управление) во исполнение решения Арбитражного суда Приморского края от 18.11.2013 и постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 по делу N А51-27084/2013 издано распоряжение от 24.04.2014 N 771, которым предпринимателю утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Черняховского, 12, площадью 84 кв.м и 150 кв.м, с видом разрешенного использования: стоянки автомобильного транспорта, цель предоставления: размещение автостоянки. Данные земельные участки являются смежными по отношению к участку с кадастровым номером 25:28:010036:169.
27.05.2014 земельные участки площадью 84+/-3 кв.м и 150+/-4 кв.м поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 25:28:010036:4773 и 25:28:010036:4772, соответственно.
29.05.2014 предприниматель обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду названных земельных участков, указав, что ему необходима дополнительная площадь для использования зданий склада и мастерских, которая не вошла в площадь земельного участка при его формировании для эксплуатации объектов недвижимости, поскольку расположена в красных линиях.
Письмом от 03.07.2014 N 20-29544 предприниматель дополнительно пояснил, что никакого ограничения по зоне ЛЭП, расположенной недалеко от спорных земельных участков, не значится, в связи с чем просил принять решение о предоставлении ему в аренду испрашиваемых участков.
Рассмотрев представленные документы, департамент письмом от 22.12.2014 N 20/03/02-06/43053 отказал предпринимателю в предоставлении испрашиваемых земельных участков со ссылкой на их нахождение в охранной зоне инженерных коммуникаций.
Посчитав отказ департамента незаконным, а также нарушающим права и законные интересы предпринимателя в сфере экономической деятельности, последний обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 названной нормы права органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для достижения указанных целей на уполномоченные органы возложены обязанности принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, а также обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявление в уполномоченный орган публичной власти, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункты 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила N 160).
В силу пункта 2 Правил N 160 в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Пунктом 8 указанных Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Согласно подпункту "б" пункта 9 Правил N 160 в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается размещать, в частности, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе схемы расположения земельных участков, письмо управления от 29.08.2014 N 18138сп, суды установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:010036:4773 и 25:28:010036:4772 полностью находятся в границах технических зон инженерных сетей, а именно: воздушной линии электропередачи (номинальный класс напряжения 110 кВ), водопровода. Кроме того, в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010036:4772 находится воздушная линия электропередачи (номинальный класс напряжения 0,4 кВ), а сам участок площадью 150 кв.м расположен в красных линиях автодороги.
При таких обстоятельствах, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь указанными выше нормами материального права пришли к правильному выводу о том, что осуществление на испрашиваемых предпринимателем участках деятельности, связанной с размещением стоянки автомобильного транспорта недопустимо.
При этом апелляционным судом обоснованно не принято во внимание то обстоятельство, что на смежном земельном участке с кадастровым номером 25:28:010036:169, находящемся в собственности заявителя, расположены принадлежащие ему здание склада и здание мастерских, которые введены в эксплуатацию в 1997 году, как не свидетельствующее о возможности использования в предпринимательской деятельности испрашиваемых земельных участков, имеющих установленные ограничения.
Кроме того, судом обоснованно указано на то, что издание управлением распоряжения от 24.04.2014 N 771 об утверждении схем расположения спорных земельных участков во исполнение судебных актов по делу N А51-27084/2013, в которых вопрос о наличии на спорных участках ограничений не исследовался, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения департамента. Более того, такие фактические обстоятельства как наличие (или отсутствие) в границах испрашиваемых земельных участков охранных зон инженерных коммуникаций в рамках данного дела не устанавливались, а департамент не участвовал в рассмотрении данного спора, что исключает применение в рассматриваемом случае части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, арбитражные суды обоснованно признали оспариваемый предпринимателем отказ не противоречащим положениям земельного законодательства и не нарушающим прав и законных интересов заявителя.
Довод кассационной жалобы о том, что само по себе нахождение спорных земельных участков в охранной зоне инженерных коммуникаций не исключает возможности их предоставления для использования в испрашиваемых целях отклоняется судебной коллегией как основанный на неверном толковании положений действующего законодательства.
Кроме того, доводы кассационной жалобы приводились предпринимателем при рассмотрении настоящего дела в судах первой и апелляционной инстанций, и в результате чего получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Учитывая изложенное основания для удовлетворения кассационной жалобы заявителя отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 17.04.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу N А51-35960/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.