г. Хабаровск |
|
15 сентября 2015 г. |
Дело N А51-32691/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Лесненко С.Ю., Новиковой С.Н.
при участии
от ООО "Океан-СВ": Гавриленко С.В., представитель по доверенности без номера от 11.11.2014;
от других участвующих в деле лиц: представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Океан-СВ" на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу N А51-32691/2014 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Жестилевская О.А., в суде апелляционной инстанции судьи: Ветошкевич А.В., Култышев С.Б., Синицына С.М.
По иску общества с ограниченной ответственностью "Океан-СВ"
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края
третьи лица: администрация города Владивостока, общество с ограниченной ответственностью "Веритас"
о взыскании 12 808 712 руб. 67 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "Океан-СВ" (ОГРН 1062536049718, ИНН 2536175856, адрес (место нахождения): 690002, г. Владивосток, проспект Острякова, 9-119; далее - ООО "Океан-СВ", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ОГРН 1072540005724, ИНН 2538111008, адрес (место нахождения): 690110, г. Владивосток, ул. Светланская, 22; далее - Департамент) о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 9 207 541 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация города Владивостока (далее - администрация), общество с ограниченной ответственностью "Веритас" (далее - ООО "Веритас").
Решением суда от 01.04.2015 заявленные истцом требования удовлетворены в полном объёме.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 названное решение от 01.04.2015 отменено, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
ООО "Океан-СВ", не согласившись с принятым по настоящему делу постановлением апелляционного суда, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и оставить в силе ранее принятое по настоящему делу решение суда первой инстанции от 01.04.2015.
В обоснование поданной жалобы заявитель приводит доводы о том, что апелляционным судом необоснованно не применены ставки арендной платы, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 582). Считает, что выводы апелляционного суда, положенные в основу обжалуемого постановления, противоречат правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.04.2012 N 15837/11 и сформированной на ее основе судебной практике по аналогичным спорам.
Дополнительно заявитель жалобы, ссылаясь на положения статьи 424 ГК РФ, указывает на ошибочный расчет апелляционным судом размера арендной платы по договору аренды, основанный на применении неправильного коэффициента без учета принятых в 2011 году изменений согласно Решению Думы города Владивостока от 30.09.2011 N 736 "О внесении изменений в Приложения к Решению Думы города Владивостока от 24.11.2009 N 396 "Об установлении корректирующего и функционального коэффициента, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостока" (далее - Решение Думы N 736).
В отзыве на кассационную жалобу администрация привела свои возражения относительно ее доводов и просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
От других лиц, участвующих в настоящем деле, отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества, дав суду округа пояснения по обстоятельствам настоящего дела, настаивал на удовлетворении поданной жалобы.
Иные лица, участвующие в настоящем деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, явку своих представителей в заседание суда не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено апелляционным судом и следует из материалов дела, между Департаментом (арендодатель) и ООО "Океан-СВ" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 28.07.2010 N 01-Ю-11919, по условиям которого (пункт 1.1) арендодатель на основании вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Приморского края от 14.08.2009 по делу N А51-7636/2009 и от 05.02.2010 по делу N А51-22146/2009, распоряжений Департамента от 26.08.2009 N 1033-р и от 01.03.2010 N 224 предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 25:28:010002:0039 площадью 2 749 кв.м из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: г. Владивосток, ул. Уборевича, 15 (участок находится примерно в 0,5 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка) для использования в целях строительства многофункционального комплекса.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 01.03.2010. Договор аренды земельного участка зарегистрирован в установленном законом порядке.
Срок аренды земельного участка установлен сторонами в пункте 1.3 договора - с 01.03.2010 по 29.02.2016.
Согласно пункту 2.1 договора сторонами согласована арендная плата в размере 263 072 руб. 60 коп. в месяц.
Во исполнение условий названного договора аренды земельного участка от 28.07.2010 N 01-Ю-11919 истцом в период с июля 2010 года по октябрь 2014 года в счет арендной платы перечислены ответчику денежные средства в размере, определенном пунктом 2.1 договора, на общую сумму 14 468 993 руб., в том числе за период с ноября 2011 года по ноябрь 2014 года - 9 207 541 руб., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Впоследствии между ООО "Океан-СВ" (арендатор) и ООО "Веритас" (новый арендатор) заключено соглашение от 24.11.2014 о передаче прав и обязанностей по указанному договору аренды земельного участка от 28.07.2010 N 01-Ю-11919, согласно которому (пункт 1 соглашения) арендатор уступает новому арендатору все права по этому договору в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010002:0039. Обязательства по оплате арендных платежей предаются новому арендатору, начиная с момента подписания соглашения. Соглашение также зарегистрировано в установленном законом порядке.
Между тем ООО "Океан-СВ", полагая, что Департамент неосновательно обогатился за его счет, в связи с завышением последним ставок арендной платы по сравнению со ставками, определёнными Постановлением Правительства РФ N 582, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая полностью в удовлетворении заявленных обществом требований, апелляционная инстанция правомерно исходила из следующего.
По общему правилу, закрепленному в пункте 4 статьи 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
При этом договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
Так пунктом 4 статьи 22 и пунктом 2 статьи 65 Земельного кодекса РФ (в редакции, применимой к правоотношениям сторон) предусмотрено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата, определенная договором аренды.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Реализуя указанные полномочия, Правительство РФ приняло Постановление N 582, которым утвердило основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
При этом в силу законодательно закрепленного принципа самостоятельного определения субъектами земельных правоотношений размера арендной платы договором аренды и соответствующих полномочий органов публичной власти (в зависимости от вида права собственности на землю) по правовому регулированию вопросов о порядке определения размера арендной платы, утвержденные названным Постановлением Правительства РФ N 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) прямо предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, действие Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 582, не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Аналогичная правовая позиция также отражена Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в утвержденном им Обзоре судебной практики от 26.06.2015 N 2 (разъяснения по вопросу N 7) и определении судебной коллегии по экономическим спорам от 15.06.2015 N 310-ЭС15-1189.
Во исполнение Вводного закона, а также соответствующих положений Земельного кодекса РФ администрацией Приморского края 19.03.2009 принято постановление N 71-па "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края" (далее - Постановление N 71-па), которым в формулу расчета размера арендной платы за использование расположенных на территории Приморского края земельных участков, находящихся в неразграниченной государственной собственности, была включена кадастровая стоимость передаваемого в аренду земельного участка.
Ставка арендной платы за использование расположенных на территории Приморского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлена, согласно подпункту "а" пункта 1 названного постановления администрации, равной ставке, принятой для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, которая для земельных участков из земель населенных пунктов города Владивостока установлена в размере 1,5 процентов (подпункт 2 пункта 3 Приложения "О земельном налоге в городе Владивостоке", утверждённого Решением Думы города Владивостока от 28.10.2005 N 108).
Впоследствии в целях актуализации кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Приморского края, в 2010 году проведена новая кадастровая оценка земель населенных пунктов Приморского края и государственная кадастровая оценка земельных участков в их составе, результаты которой утверждены Постановлением администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па и опубликованы в специальном выпуске "Приморской газеты".
Исследовав и оценив все имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, в том числе договор аренды земельного участка от 28.07.2010 N 01-Ю-11919, суд апелляционной инстанции установил, что названный договор заключен после введения в действие Земельного кодекса РФ в отношении земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем суд, руководствуясь названными нормами материального права, а также соответствующими разъяснениями об их применении, изложенными в пунктах 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", пришел к обоснованному выводу, с которым соглашается суд округа, что в настоящем случае арендная плата по договору от 28.07.2010 N 01-Ю-11919 является регулируемой и изменения методики определения ее размера в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми на территории Приморского края, с момента вступления их в законную силу, являлись обязательными для сторон настоящего спора и не требуют заключения каких-либо дополнительных соглашений по указанному вопросу.
Также судом апелляционной инстанции установлено, что расчет арендной платы по спорному договору произведен Департаментом на основании действующих в момент его заключения Постановлений администрации Приморского края от 19.03.2009 N 71-па "О порядке определения размера арендной платы, а также о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края", от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края", Решений Думы города Владивостока от 28.10.2005 N 108 "О земельном налоге в городе Владивостоке", от 23.04.2009 N 275 "Об установлении корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке".
При таких обстоятельствах согласованный сторонами настоящего спора в договоре аренды от 28.07.2010 N 01-Ю-11919 порядок определения размера арендной платы за использование спорного земельного участка и последующее его изменение с учетом указанных нормативно-правовых актов соответствует нормативному регулированию арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края.
С учетом установленного суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что в данном случае не имеется каких-либо законных основания для применение иного расчета арендной платы по спорному договору, в связи с чем признал расчет истца необоснованным, как несоответствующий условиям договора и содержанию названных нормативно-правовых актов, в результате чего правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований о взыскании неосновательного обогащения.
Названные выводы апелляционного суда признаются судом округа сделанными с правильным применением соответствующих норм и положений действующего законодательства на основе полной и всесторонней оценки всех имеющихся в материалах настоящего дела доказательств.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном со ссылками на положения Постановления Правительства РФ N 582 отклоняются судом округа, как основанные на неверном толковании и понимании обществом соответствующих норм материального права.
Утверждение заявителя жалобы о необходимости расчета арендной платы по спорному договору аренды в период с ноября 2011 года по ноябрь 2014 года исходя из коэффициента 3,5, предусмотренного пунктом 7.11 Решения Думы города Владивостока N 736, и произведенный обществом в связи с этим контррасчет, также не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку истец не обосновал возможность применения указанного коэффициента при предоставлении земельных участков для целей строительства на срок более 5 лет, в том числе по спорному договору от 28.07.2010 N 01-Ю-11919.
Учитывая, что при рассмотрении дела неправильного применения норм материального права и нарушений положений процессуального законодательства апелляционным судом не допущено, то правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу N А51-32691/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.