г. Владивосток |
|
23 июня 2015 г. |
Дело N А51-32691/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей С.Б. Култышева, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.О. Филипповой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г.Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-4500/2015
на решение от 01.04.2015
судьи О.А. Жестилевской
по делу N А51-32691/2014 Арбитражного суда Приморского края
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Океан-СВ" (ИНН 2536175856, ОГРН 1062536049718)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
третьи лица Администрация г. Владивостока; Общество с ограниченной ответственностью "Веритас"
о взыскании 12808712,67 рублей,
при участии:
от истца: Гавриленко С.В., представитель по доверенности от 11.11.2014 сроком действия на три года, паспорт;
от ответчика: Талько С.В., представитель по доверенности от 30.12.2014 N 20/44263 сроком действия до 31.12.2015, удостоверение;
от администрации города Владивостока: Агапова О.А., представитель по доверенности от 22.12.2014 N 1-3/4340 сроком действия до 31.12.2015, удостоверение;
от общества с ограниченной ответственностью "Веритас" представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Океан-СВ" (далее - ООО "Океан-СВ", общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением (с учётом уточнений) к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 9207541 рубль.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 17.02.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация г.Владивостока (далее - Администрация), Общество с ограниченной ответственностью "Веритас" (далее - ООО "Веритас").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.04.2015 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с вынесенным решением, Администрация обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что поскольку земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, то порядок определения размера арендной платы устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Полагает, что при определении размера арендной платы за земельный участок, собственность в отношении которого не разграничена, положения Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 не подлежат применению.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ООО "Океан-СВ" указало на необоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что позиция суда первой инстанции не противоречит сложившейся судебной практике по аналогичным спорам.
ООО "Веритас", извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своего представителя в суд не обеспечило. Суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, обжалуемое решение суда первой инстанции просит отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Департамента апелляционную жалобу третьего лица поддержал по доводам отзыва, приобщённого в порядке статьи 262 АПК РФ, обжалуемое решение суда первой инстанции просит отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ООО "Океан-СВ" по апелляционной жалобе возражал по доводам отзыва, обжалуемое решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 272 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.
Как установлено судом из материалов дела, 28.07.2010 Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (арендодатель) и ООО "Океан-СВ" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка N 01-Ю-11919, по условиям которого (пункт 1.1) арендодатель на основании решения Арбитражного суда Приморского края от 14.08.2009 по делу N А51-7636/2009, решения Арбитражного суда Приморского края от 05.02.2010 по делу N А51-22146/2009, распоряжения Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 26.08.2009 N 1033-р, распоряжения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 01.03.2010 N 224 предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 25:28:010002:0039 площадью 2749 кв.м. из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул.Уборевича, д.15 (участок находится примерно в 0,5 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка) для использования в целях строительства многофункционального комплекса. Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 01.03.2010. Договор аренды земельного участка зарегистрирован в установленном законом порядке 13.09.2010.
Согласно кадастровому паспорту участок предоставлен из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Срок аренды земельного участка установлен в пункте 1.3 договора - с 01.03.2010 по 29.02.2016.
Согласно пункту 2.1 договора сторонами согласована арендная плата в размере 263072 рубля 60 копеек в месяц.
Во исполнение условий договора аренды земельного участка N 01-Ю-11919 от 28.07.2010 истцом в период с июля 2010 года по октябрь 2014 года в счёт арендной платы ответчику перечислены денежные средства в размере, определённом пунктом 2.1 договора, в общей сумме 14468993 рубля, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
24.11.2014 ООО "Океан-СВ" (арендатор) и ООО "Веритас" (новый арендатор) заключили соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 01-Ю-11919 от 28.07.2010, согласно которому (пункт 1 соглашения) арендатор уступает новому арендатору все права по этому договору в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010002:0039. Обязательства по оплате арендных платежей предаются новому арендатору, начиная с момента подписания соглашения. Соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке 11.12.2014.
ООО "Океан-СВ", полагая, что Департамент неосновательно обогатился за его счет, в связи с завышением арендодателем ставок арендной платы по сравнению со ставками, определёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Постановление N 582), 24.11.2014 обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края. Данный закон вступил в силу с 01.02.2007. Соответствующие полномочия были возложены на Департамент имущественных отношений Приморского края согласно постановлениям администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па.
Постановлением Администрации Приморского края от 18.05.2007 N 116-па Департамент имущественных отношений реорганизован путем выделения из него Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, которому переданы функции в области земельных отношений.
Постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края переименован в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
В соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 25.10.2012 N 294-па "О реорганизации департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и департамента имущественных отношений Приморского края" Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края переименован в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (Департамент).
Согласно Положению о Департаменте он является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
Таким образом, Департамент является правопреемником Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в правоотношениях с истцом.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, в том числе муниципальной, собственности субъектов РФ и земель, государственная собственность на которые не разграничена, не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582, размер годовой арендной платы по договору N 01-Ю-11919 от 28.07.2010 не должен превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем квалифицировал произведённую истцом переплату за период с 24.11.2011 по 24.11.2014 арендной платы как неосновательное обогащение ответчика.
Вместе с тем в соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При этом пунктом 1 статьи 607 ГК РФ земельные участки отнесены к объектам аренды.
Одним из принципов земельного законодательства, закрепленных в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) является платность использования земли; согласно этому принципу любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Статьёй 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Таким образом, стоимость аренды земли, находящейся в муниципальной (государственной) собственности, относится к категории регулируемых цен.
Арендная плата в таком случае должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
19.03.2009, во исполнение введенного Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ абзаца 5 части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 65, 66 ЗК РФ, Администрацией Приморского края было принято постановление N 71-па "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края" (утратило силу с 01.03.2015), которым в формулу расчета размера арендной платы за использование расположенных на территории Приморского края земельных участков, находящихся в неразграниченной государственной собственности, была включена кадастровая стоимость передаваемого в аренду земельного участка. Ставка арендной платы за использование расположенных на территории Приморского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлена, согласно подпункту "а" пункта 1 постановления Администрации Приморского края от 19.03.2009 N 71-па, равной ставке, принятой для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Решением Думы г. Владивостока от 28.10.2005 N 108 "О земельном налоге в городе Владивостоке" с 1 января 2006 года на территории Владивостокского городского округа установлен и введён в действие земельный налог. Налоговая ставка, в частности, для земельных участков из земель населенных пунктов установлена в размере 1,5 процентов (подпункт 2 пункта 3 Приложения "О земельном налоге в городе Владивостоке", утверждённого Решением Думы г. Владивостока от 28.10.2005 N 108).
В целях актуализации кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Приморского края, в 2010 году была проведена кадастровая оценка земель населенных пунктов Приморского края и государственная кадастровая оценка земельных участков в их составе. Результаты государственной кадастровой оценки утверждены постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па и опубликованы в специальном выпуске "Приморской газеты" 31.12.2010.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13) разъяснено, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (пункт 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73).
Договор N 01-Ю-11919 от 28.07.2010 был заключен после введения в действие Земельного кодекса, размер арендной платы определен не по результатам торгов, поэтому к такому договору применяется регулируемая арендная плата и изменение методики ее определения в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 19.03.2009 N 71-па, что не требует дополнительного изменения договора.
В то же время Постановление N 582 подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в части утвержденных этим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утвержденные этим постановлением Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации. Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4, от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558.
Расчет арендной платы произведен истцом в соответствии с условиями договора аренды N 01-Ю-11919 от 28.07.2010 на основании Постановления Администрации Приморского края от 19.03.2009 N 71-па "О порядке определения размера арендной платы, а также о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края", Постановления Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края", Решения Думы города Владивостока от 28.10.2005 N 108 "О земельном налоге в городе Владивостоке", от 23.04.2009 N 275 "Об установлении корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке".
При таких обстоятельствах определённый сторонами договора расчёт арендной стоимости земельного участка соответствует нормативному регулированию арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края.
Учитывая, что ставка арендной платы земельных участков на территории Приморского края определяется в зависимости от налоговой ставки земельного налога, введённого на территории Владивостокского городского округа с января 2006 года, с учётом величины коэффициента функционального использования, устанавливаемого Решением Думы г.Владивостока ежегодно, оснований для неприменения расчета арендной платы, установленного в договоре N 01-Ю-11919 от 28.07.2010, у суда первой инстанции не имелось.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Между тем неосновательного приобретения ответчиком денежных средств за счёт арендных платежей, произведённых истцом, апелляционным судом не установлено, в связи с чем требования ООО "Океан-СВ" о взыскании с Департамента суммы неосновательного обогащения в размере 9207541 рубль удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы Администрации признаются судебной коллегией обоснованными, обжалуемое решение Арбитражного суда Приморского края подлежащим отмене.
Определением Арбитражного суда Приморского края о принятии рассматриваемого искового заявления к производству удовлетворено ходатайство истца о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины за подачу иска.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований с ООО "Океан-СВ" подлежит взысканию государственная пошлина по иску в размере 69038 рублей в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.04.2015 по делу N А51-32691/2014 отменить.
В удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью "Океан-СВ" отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Океан-СВ" в доход федерального бюджета 69038 (Шестьдесят девять тысяч тридцать восемь) рублей государственной пошлины по иску.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Ветошкевич |
Судьи |
С.Б. Култышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-32691/2014
Истец: ООО "Океан-СВ"
Ответчик: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
Третье лицо: Администрация г. Владивостока, ООО "Веритас"
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3781/15
27.07.2015 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3512/15
23.06.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4500/15
21.05.2015 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4754/15
01.04.2015 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-32691/14