г. Хабаровск |
|
28 сентября 2015 г. |
Дело N А51-1339/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи И.В. Ширяева
Судей: Н.В. Меркуловой, Е.П. Филимоновой
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ВЕРКРАС": Барышникова Е.В., представитель по доверенности от 20.01.2015 б/н;
от администрации города Владивостока: Бакулина А.А., представитель по доверенности от 11.12.2014 N 1-3/4246;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЕРКРАС" на решение от 28.04.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по делу N А51-1339/2015 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Э.Э. Падин; в апелляционном суде судьи С.В. Гуцалюк, Н.Н. Анисимова, А.В. Гончарова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЕРКРАС"
к Администрации города Владивостока
о признании незаконным решения, возложение обязанности
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕРКРАС" (далее - общество, ООО "ВЕРКРАС") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения (протокол от 27.10.2014 N 77) Управления экономики и развития предпринимательства администрации города Владивостока (далее - управление) об отказе в предоставлении субсидии в заявленной сумме 300 000 рублей, а также о возложении обязанности на управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ВЕРКРАС" путем предоставления субсидии на возмещение части затрат (планируемых и (или) фактически произведенных), связанных с регистрацией юридического лица или индивидуального предпринимателя, началом предпринимательской деятельности, выплатами по передаче прав на франшизу (паушальный взнос), в виде грантов, в заявленной сумме 300 000 рублей, в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 24.02.2015 суд первой инстанции в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию города Владивостока (далее - администрация).
Определением суда от 01.04.2015 администрация привлечена к участию в деле в качестве надлежащего ответчика.
Общество в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило исковые требования, просит признать незаконным решение администрации (протокол от 27.10.2014 N 77) в части отказа в предоставлении субсидии в сумме 600 000 рублей, а также возложить на администрацию обязанность устранить допущенные нарушения прав и законным интересов путем допуска к участию ко второму этапу конкурса (защите бизнес-проекта). Уточнения приняты судом первой инстанции.
Решением арбитражного суда от 28.04.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих доводов заявитель жалобы отмечает, что требование предоставить справку из КГКУ "Центра занятости населения города Владивостока" (далее - Центр занятости) незаконно. Указывает, что документ об образовании представлен на лицо, являющееся генеральным директором общества, который является также учредителем. Считает, что сведения с погрешностями, представленные в документах, не могут считаться недостоверными.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме.
Представитель администрации возражал относительно доводов кассационной жалобы, просил отказать в ее удовлетворении.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
В целях создания благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства и повышение его влияния на социально-экономическое развитие города Владивостока постановлением администрации города Владивостока от 18.09.2013 N 2673 утверждена муниципальная программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке на 2014 - 2018 годы" (в редакции Постановления администрации города Владивостока от 21.10.2014 N 9104, действующей на дату принятия оспариваемого решения) (далее -Программа).
ООО "ВЕРКРАС" 04.09.2014 подано в управление заявление о предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных регистрацией юридического лица, началом предпринимательской деятельности, выплатами по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) в виде грантов с приложенным комплектом документов.
Комиссией, по итогам рассмотрения представленных заявителем документов по вопросам предоставления финансовой поддержки, принято решение об отказе в предоставлении субсидий в размере 600 000 руб. на возмещение части затрат, связанных с регистрацией юридического лица, началом предпринимательской деятельности, выплатами по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) в виде грантов, оформленное протоколом от 27.10.2014 N 77.
Управлением в адрес общества направлено письмом от 28.10.2014 N 19061/4 уведомление, согласно которому последним не выполнены условия оказания поддержки и представлены недостоверные сведения, а именно:
1) по условиям Программы Положение к Приложению N 10 пункт 2.1 грант могут получить учредители в возрасте до 30 лет, доля которых в уставном капитале более 50 процентов. Согласно представленной выписке из ЕГРЮЛ N 11264 от 22.08.2014 в ООО "ВЕРКРАС" два учредителя, у каждого из которых доля в уставном капитале 50 процентов. Каждому из учредителей менее 30 лет;
2) согласно пункту 2.6 Положения к Приложению N 10 Программы, размер гранта юридическому лицу не должен превышать произведения количества учредителей (но не более двух) на 300 000 рублей. При этом, согласно пункту 2.1 такими могут являться учредители, которые ранее являлись безработными. ООО "ВЕРКРАС" не предоставило справки из Центра занятости населения.
3) согласно пункту 3.2 Положения к Приложению N 10 для получения гранта необходимо предоставить копию документа, подтверждающего наличие образования (фактическое прохождение обучения) в соответствии с пунктом 2.2 Положения к Приложению N 10. Документ об образовании предоставлен на 1 учредителя;
4) ООО "ВЕРКРАС" предоставило документы на первоначальные затраты на оплату услуг по регистрации юридического лица в сумме 20.000 руб., что не соответствует пункту 2.5 Положения к Приложению N 10;
5) предоставленная товарная накладная N 124241 от 01.09.2014 не заполнена со стороны ООО "ВЕРКРАС";
6) заявителем предоставлены платежное поручение от 27.08.14 N 3 на сумму 20 000 рублей, в котором в назначении платежа указана "оплата по счету N 002 от 21.01.2014 за услугу по государственной регистрации юридического лица", а также копия счета от 21.08.2014 N 002, выставленная на компанию ООО "ВЕРКРАС", которая согласно представленным заявителем копиям документов, зарегистрирована 06.02.2014, также на копии Устава ООО "ВЕРКРАС" указан протокол N 1 от 27.01.2013, что ранее даты регистрации;
7) в предоставленном заявителем бизнес-проекте имеются погрешности: в пункте 7.2 - финансовый план на 2014 год в строке N 4 в сумме чистой прибыли за 3-й и 4-й кварталы, а также на странице 19 неверно указана сумма налога УСН за 2015 год - 602 730 рублей (не соответствует итоговой сумме 602 677 рублей 50 копеек в таблице "Бюджет налоговых платежей: в 2015 году" на странице 18).
Посчитав отказ незаконным и нарушающим права и интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось к администрации с настоящим заявлением в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к правильному выводу о законности отказа администрации в предоставлении субсидии, поскольку общество представило документы, содержащие недостоверные сведения. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
При этом суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.
Правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется на основе Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) принятие и организация выполнения программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования относится к одному из основных полномочий органов местного самоуправления.
В Приложении N 10 Программы утвержден Порядок оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства города Владивостока, производящим и (или) реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации (далее - Порядок), в пункте 2.1 которого указано, что финансовая поддержка в виде субсидий предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства на безвозмездной и безвозвратной основе при одновременном соблюдении следующих условий:
- регистрация и осуществление деятельности на территории города Владивостока;
- отсутствие задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- соответствие статье 4 Закона N 209-ФЗ и настоящему Порядку;
- производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), предназначенных для внутреннего рынка Российской Федерации.
Единый перечень документов, необходимых для получения субсидии, установлен пунктом 4.1 Порядка оказания финансовой поддержки, который дополняется документами, перечисленными в пунктах 4.1.1-4.1.13, в зависимости от вида испрашиваемой субсидии.
Пунктом 2.2 Порядка оказания финансовой поддержки, предусмотрено среди прочих, что в оказании поддержки должно быть отказано, если представлен неполный пакет документов, определенный согласно разделу 4 настоящего Порядка, или представлены недостоверные сведения и документы.
В соответствии с пунктом 1.2.5 Порядка оказания финансовой поддержки к одному из видов финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства относится возмещение части затрат (планируемых и (или) фактически произведенных) субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), связанных с регистрацией юридического лица, индивидуального предпринимателя, началом предпринимательской деятельности, выплатами по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) в виде грантов согласно Положению о порядке и условиях предоставления финансовой поддержки начинающим предпринимателям - субъектам малого и среднего предпринимательства города Владивостока (далее - Положение).
В силу пункта 2.1 Положения грант могут получить учредители (участники) юридических лиц и индивидуальные предприниматели:
- соответствующие требованиям, предъявляемым к получателям субсидий, указанным в разделе 2 Приложения N 10 к Программе;
- производящие и реализующие товары (работы, услуги);
- учредители (участники) субъектов малого предпринимательства, относящиеся к категории лиц, не осуществлявших ранее предпринимательскую деятельность и не являвшихся ранее учредителями (участниками) иных юридических лиц;
- осуществляющие деятельность на территории города Владивостока менее одного года;
- зарегистрированные в качестве безработных в органах службы занятости населения, с момента снятия с регистрации в качестве безработных которых на момент подачи заявления на предоставление субсидий прошло не более двух лет;
- военнослужащие, уволенные в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации;
- в возрасте до 30 лет (для индивидуальных предпринимателей);
- в возрасте до 30 лет, доля которых в уставном капитале юридического лица составляет более 50 процентов.
Как следует из материалов дела учредителями ООО "ВЕРКРАС" являются Вертков Михаил Александрович, 13.06.1988 года рождения, размер доли в уставном капитале которого составляет 50% и Красковский Михаил Владимирович, 05.12.1989 года рождения размер доли в уставном капитале составляет также 50%, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.08.2014 N 11264.
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, для принятия решения о предоставлении субсидии необходимо не только соблюдение условий оказания государственной поддержки, предусмотренных Программой, но и наличие указанных выше оснований для предоставления такой поддержки.
Судами на основании материалов дела обоснованно установлено, что общество, представив документы, содержащие недостоверные сведения, правомерно понесло риск отказа в предоставлении субсидии.
При этом апелляционная инстанция правильно указала, что требование Управления о предоставлении справки из Центра занятости неправомерно, как противоречащее подпункту "в" пункта 3.2 Положения о порядке и условиях предоставления финансовой поддержки.
Однако, данные обстоятельства не отменяют требование пункта 2.1 Положения о том, что грант могут получить учредители (участники) юридических лиц и индивидуальные предприниматели зарегистрированные в качестве безработных в органах службы занятости населения, с момента снятия с регистрации в качестве безработных которых на момент подачи заявления на предоставление субсидий прошло не более двух лет.
Кроме этого, пунктом 3.2 Положения для получения гранта необходимо представить, в том числе, копию документа, подтверждающего наличие образования (фактическое прохождение обучения) в соответствии с пунктом 2.2 Положения, заверенную руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в свою очередь материалы дела содержат документ об образовании на 1 учредителя ООО "ВЕРКРАС" - Верткова М.А. и, поскольку общество обращается за субсидией на двух учредителей, то должно подтвердить соответствие второго учредителя необходимым критериям путем представления документа об образовании Красковского М.В.
Довод общества о выявленных погрешностях и ошибках в документах, поданных для получения субсидии получил надлежащую правовую оценку судов и правомерно отклонен, поскольку при обращении за оказанием поддержки такие лица должны представить надлежащим образом оформленные документы.
Довод о недочетах и противоречиях в муниципальной программе по предоставлению субсидии правомерно не рассматривался судами, поскольку данные обстоятельства не относятся к предмету доказывания в рамках настоящего дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали оспариваемый отказ администрации в предоставлении субсидии правомерным и не нарушающим права и законные интересы ООО "ВЕРКРАС".
Иных доводов, имеющих существенное значение для дела, и влияющих на правильность принятых по делу судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
Нарушений норм процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.04.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по делу N А51-1339/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.