г. Хабаровск |
|
01 октября 2015 г. |
Дело N А04-1924/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Ширяева И.В.
Судей: Меркуловой Н.В., Филимоновой Е.П.
при участии:
от заявителя - Муниципального предприятия города Благовещенска "Автоколонна 1275": представитель не явился
от Министерства здравоохранения Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Амурской области на решение от 13.05.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу N А04-1924/2015 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.В. Курмачев, в суде апелляционной инстанции судьи И.И. Балинская, Е.И. Сапрыкина, Е.Г. Харьковская
по заявлению Муниципального предприятия города Благовещенска "Автоколонна 1275"
к Министерству здравоохранения Амурской области
о признании незаконным и отмене предписания
Муниципальное предприятие города Благовещенска "Автоколонна 1275" (ОГРН 1022800514406, ИНН 2801007241, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Калинина, 114, далее - предприятие, МП "Автоколонна 1275") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Министерству здравоохранения Амурской области (ОГРН 1072801008994, ИНН 2801123720, место нахождения: 675000, Амурская область, г.Благовещенск, ул.Ленина, 135, далее - министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене пунктов 2, 3 предписания об устранении нарушений лицензионных требований к акту проверки от 19.12.2014.
Решением суда от 13.05.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015, заявленные требования удовлетворены частично, поскольку суды пришли к выводу о не соответствии Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) пункта 2 предписания об устранении нарушений лицензионных требований к акту проверки от 19.12.2014. В удовлетворении остальной части требований отказано, взыскано с министерства в пользу предприятия 3 000 руб. расходов по государственной пошлине.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, поддержанной представителем в судебном заседании, административный орган просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить как незаконные, нарушающие нормы материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, МП "Автоколонна 1275" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 1022800514406, ИНН 2801007241 по юридическому адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Калинина, 114. Предприятию выдана лицензия от 30.08.2007 N 28-01000244 на право оказания услуг при осуществлении доврачебной помощи по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) сроком действия до 30.08.2012.
В ходе проведения плановой выездной проверки в период с 01.12.2014 по 19.12.2014 предприятия с целью контроля за соблюдением лицензионных требований и условий управлением выявлены следующие нарушения требований подпунктов "в", "д", "е", "и" пункта 4, подпунктов "б", "в" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятелньости, осуществялемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - Постановление N 291), п. 46 ст. 12 Закона о лицензировании:
1) при указании в лицензии на осуществление доврачебной помощи проведение медицинских осмотров осуществляется врачами;
2) у руководителя структурного подразделения (медицинского пункта) отсутствует высшее медицинское образование;
3) медицинские работники с высшим медицинским образованием занимают должности фельдшера и не имеют сертификата специалиста по лечебному делу;
4) до 12.12.2014 не имелось договора на техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) с организацией, имеющей лицензии на осуществление соответствующей деятельности; в течение 7 лет акты технического обслуживания в организации отсутствуют, что также свидетельствует об отсутствии внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
5) до 08.12.2014 отсутствовал внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
6) положение об осуществлении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности утверждено только 08.12.2014;
7) отсутствуют договоры на предоставление медицинских услуг.
Нарушения зафиксированы в акте проверки от 19.12.2014. В этот же день, в присутствии законного представителя предприятия, составлен протокол об административном правонарушении N 34 с квалификацией действий предприятия по осуществлению осмотров врачами по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), иные нарушения - по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В целях устранения выявленных нарушений предприятию выдано предписание от 19.12.2014, в котором изложено требование в срок до 01.06.2015 устранить выявленные нарушения и представить в министерство отчет, подтверждающий их устранение:
1) назначить руководителем структурного подразделения организации специалиста, имеющего высшее медицинское образование послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";
2) переоформить лицензию на осуществление медицинской деятельности, с учетом работы врачей;
3) соблюдать правила предоставления платных медицинских услуг;
4) своевременно осуществлять внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.
Посчитав пункты 2 и 3 предписания незаконными, МП "Автоколонна 1275" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о лицензировании лицензии на указанные в части 1 статьи 12 этого Федерального закона виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу данного Федерального закона, действуют бессрочно.
Предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно (часть 4 статьи 22 Закона о лицензировании).
При разрешении спора судебными инстанциями установлено и подтверждается материалами дела, что предприятию выдана лицензия на осуществление доврачебной помощи по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) 30.08.2007, то есть до вступления с илу Закона о лицензировании. Срок действия лицензии определен до 30.08.2012, то есть после вступления в силу вышеуказанного закона.
Согласно п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291В, в качестве лицензируемого вида деятельности предусматриваются, в том числе медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые). При этом все услуги, указанные в Перечне, выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной, скорой, паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Исходя из вышеизложенных норм законодательства, судами сделан правильный вывод о том, что в отношении медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) вид лицензируемой деятельности предприятия не изменился, поскольку лицензия предприятия содержит перечень выполняемых им услуг.
В силу части 1 статьи 18 Закона о лицензировании лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса местонахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Иных оснований и изъятий из установленного приведенной правовой нормой правила для обязательного переоформления лицензии, действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, с учетом того, что предприятием в рамках выданной лицензии осуществляются только предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, судами сделан правильный вывод о том, что выданная лицензия от 30.08.2007 N 28-01-000244 действует бессрочно и переоформлению не подлежит, поскольку отсутствуют обстоятельства, указанные в статье 18 Закона о лицензировании. Следовательно, у административного органа отсутствовали основания для выдачи предписания в части переоформления лицензии.
Проанализировав нарушения норм Постановления N 291, перечисленных в предписании административного органа, суды обоснованно признали их правомерными, поскольку требование министерства соблюдать правила предоставления платных медицинских услуг направлено на обеспечение соблюдения предприятием установленных Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" принципов осуществления указанного вида деятельности, а также порядка и условий предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не влияют на правильность выводов судов, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативного акта недействительным является несоответствие его закону либо иному нормативному акту и нарушение законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; в рамках спора о признании недействительным предписания уполномоченного органа вопросы вины предприятия судом не исследуются.
Поскольку арбитражный суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы процессуального права, в том числе часть 4 статьи 288 АПК РФ, не нарушены, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.05.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу N А04-1924/2015 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.