г. Хабаровск |
|
16 октября 2015 г. |
Дело N А51-4489/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: И.А. Мильчиной, И.В. Ширяева
при участии:
от заявителя: ГКУЗ "Краевой психоневрологический дом ребенка" - представитель не явился;
от ГУ МЧС по Приморскому краю - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного казенного учреждения здравоохранения "Краевой психоневрологический дом ребенка" на решение от 20.05.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 по делу N А51-4489/2015 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.В. Борисов; в суде апелляционной инстанции судьи: С.В. Гуцалюк, Н.Н. Анисимова, Е.Н. Номоконова
по заявлению Государственного казенного учреждения здравоохранения "Краевой психоневрологический дом ребенка" (ОГРН 1022501803004, ИНН 2537017549, место нахождения: 690017, Приморский край, г. Владивосток, ул. Окатовая, 46)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (ОГРН 1042503038467, ИНН 2536150266, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 3)
о признании незаконным предписания от 06.02.2015 N 44/1/1
Государственное казенное учреждение здравоохранения "Краевой психоневрологический дом ребенка" (далее по тексту - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене предписания от 06.02.2015 N 44/1/1, выданного Главным управлением Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Приморскому краю в лице Отдела надзорной деятельности Артемовского городского округа (далее по тексту - управление, административный орган, орган пожарного надзора).
Решением суда от 20.05.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, предлагает указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что действие строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*) не распространяется на спорный объект, поскольку здание введено в эксплуатацию до принятия указанных СНиП. При этом отмечает, что учреждением не допущено нарушений требований СНиП 21-01-97*. Данный довод заявитель мотивирует тем, что ширина эвакуационных выходов из помещений учреждения не должна составлять 1,2 м, поскольку в каждом из помещений находится менее 15 человек.
Управление отзыв на кассационную жалобу не представило; извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции, как и учреждение, не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 30.01.2015 по 06.02.2015 на основании распоряжения главного государственного инспектора Артемовского городского округа по пожарному надзору N 44 от 27.01.2015, государственным инспектором отдела надзорной деятельности Артёмовского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Приморскому краю Даниленко П.И. и инженером ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Приморскому краю Яновым А.В. в присутствии заместителя главного врача по работе в филиале Мамонтовой О.В. была проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении ГКУЗ "Краевой психоневрологический дом ребенка" (филиал N 2) по адресу: г. Артем, ул. Ленина, 3/1.
В ходе указанной проверки выявлено нарушение обязательных требований пожарной безопасности, а именно: ширина эвакуационных выходов из помещений при числе эвакуирующихся более 15 человек составляет менее 1,2 метра (СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (п. 6.16).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки N 44 от 06.02.2015, на основании которого выдано предписание N 44/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Не согласившись с требованиями предписания административного органа, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, учреждение обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к правомерному выводу о законности оспариваемого ненормативного правового акта административного органа. Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции. При этом суды правомерно исходили из следующего.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
В соответствии со статьей 1 названного Закона под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности подразумеваются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности представляет собой невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Обязанность организаций по соблюдению требований пожарной безопасности установлена в статье 37 Закона N 69-ФЗ. Указанной правовой нормой предусмотрено, что организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
По смыслу статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров также принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно частям 2 и 3 статьи 4 данного Закона к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
СНиП 21-01-97* относится к сфере технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
Пунктом 6.16 СНиП 21-01-97* установлено, что высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 человек, из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 человек; 0,8 м - во всех остальных случаях.
В соответствии со статьей 32 Закона N 123-ФЗ по классу функциональной пожарной опасности Ф1.1 классифицируются здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки и осмотра помещений здания ГКУЗ "Краевой психоневрологический дом ребенка" (филиал N 2), расположенного по адресу: г. Артем, ул. Ленина, 3/1, административным органом установлено, что ширина эвакуационных выходов из помещений составляет менее 1,2 метра, а здание учреждения соответствует классу функциональной пожарной опасности Ф1.1.
Также установлено, что в соответствии с пунктом 10 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, согласно которому осуществляется ежедневная передача в подразделение пожарной охраны, в районе которого находится объект с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (больных), находящихся на объекте (в том числе в ночное время), руководитель учреждения, дежурная смена персонала учреждения ежедневно передавала сведения в ФГКУ "19 Отряд ФПС по Приморскому краю".
Согласно данным журнала учета людей, находящихся в детских и лечебных учреждениях в ночное время суток ФГКУ "19 Отряд ФПС по Приморскому краю" в период с 04.02.2015 по 07.02.2015 среднее количество людей ежедневно находящихся на объекте составляет 100 человек.
Данные факты подтверждаются актом проверки от 06.02.2015 N 44, что свидетельствует о нарушении учреждением требований указанных нормативных правовых актов и о наличии у административного органа оснований для выдачи предписания по названному эпизоду.
Довод кассационной жалобы о том, что действие СНиП 21-01-97* не распространяется на спорный объект, поскольку здание введено в эксплуатацию до принятия указанных СНиП, был предметом исследования в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в апелляционном суде. При этом суды обосновано исходили из следующего.
В силу части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения данного Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной Приказом МЧС России от 16.03.2007 N 140, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, также не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, предусмотрено, что на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений, приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
Вместе с тем, принятие указанных норм и правил после введения спорного здания в эксплуатацию не освобождает учреждение от их соблюдения и обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
Делая данный вывод, суды правомерно исходили из того, что пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* прямо определено, что данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах не только создания, но и эксплуатации.
Поскольку сам по себе факт выявленного нарушения несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в здании, занимаемом заявителем, а также особое социальное назначение данного учреждения, то соблюдению подлежат, в том числе, и нормативы, принятые после постройки и введения в эксплуатацию объекта проверки, следовательно, оспариваемое предписание является законным и обязательным к исполнению.
Принимая во внимание изложенное, предписание органа пожарного надзора от 06.02.2015 N 44/1/1 не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы учреждения, в связи с чем, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права, и сводятся, по сути, к их неправильному толкованию со стороны учреждения.
В связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.05.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 по делу N А51-4489/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.