г. Хабаровск |
|
16 октября 2015 г. |
Дело N А51-19613/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.А. Мильчиной
Судей: Е.Н. Захаренко, И.М. Луговой
при участии:
от открытого акционерного общества "Славянка": представитель не явился;
от администрации Сергеевского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края: представитель не явился;
от Министерства обороны Российской Федерации: Буздык А.В., представитель по доверенности от 22.01.2015 N 212/1/39;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Сергеевского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края на решение от 18.03.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по делу N А51-19613/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Николаев А.А.; в апелляционном суде судьи: Гончарова А.В., Анисимова Н.Н., Еремеева О.Ю.
по заявлению открытого акционерного общества "Славянка" (ОГРН 10977462674219, ИНН 7702707386, место нахождения: 129110, г. Москва, ул. Суворовская, 2, стр. 3)
к администрации Сергеевского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края (ОГРН 1062511000914, ИНН 2525012680, место нахождения: 692584, Приморский край, Пограничный район, село Сергеевка, ул. Колхозная, 22 А)
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, место нахождения: 119019, г. Москва, ул. Знаменка, 19)
о признании незаконным бездействия
Открытое акционерное общество "Славянка" (далее - ОАО "Славянка", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Сергеевского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края (далее - администрация), выразившегося в неустановлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, проживающих на территории Сергеевского сельского поселения.
Определением от 06.10.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ).
Решением суда от 18.03.2015 (с учетом определения об исправлении опечатки от 23.04.2015) заявленное требование общества удовлетворено.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 решение суда первой инстанции изменено внесением дополнения в резолютивную часть решения, а именно обязания администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Славянка", и в предусмотренном законом порядке установить размер платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений для нанимателей по договорам найма жилищного фонда Минобороны РФ, расположенного на территории закрытого военного городка N 71 в с. Сергеевка Пограничного района Приморского края.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе администрации, полагающей, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить, в удовлетворении требования обществу отказать.
Заявитель жалобы указывает на то, что, поскольку собственником спорного специализированного жилищного фонда является Минобороны РФ, с которым у общества заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков от 02.08.2010 N 1-УЖФ, то есть собственник выбрал способ управления данным жилищным фондом, следовательно, установление размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме является обязанностью единоличного собственника всех жилых помещений указанного жилищного фонда. Администрация не согласна с оценкой судов относительно того, что с ее стороны имело место бездействие по не утверждению платы; считает, что у филиала "Уссурийский" не имелось полномочий на обращение об установлении платы. Также администрацией приводится довод о необоснованном возложении на нее как на орган местного самоуправления бремени оплаты государственной пошлины.
ОАО "Славянка", Минобороны РФ в отзывах на кассационную жалобу возражают против изложенных в ней доводов, просят в удовлетворении требования администрации об отмене судебных актов отказать.
Прибывший в судебное заседание представитель Минобороны РФ поддержал позицию, изложенную в отзыве на жалобу.
Общество и администрация, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, заслушав представителя третьего лица, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
По материалам дела установлено, что 02.08.2010 между Минобороны РФ (заказчик) и ОАО "Славянка" (управляющая компания) заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков N 1-УЖФ, в соответствии с которым управляющая компания осуществляет техническое обслуживание и обеспечивает коммунальными ресурсами специализированный жилищный фонд военных городков Минобороны РФ (пункт 2.2 договора), а также осуществляет расчеты и сбор платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (абзац 1 пункта 4.1. договора).
В соответствии с положением о филиале "Уссурийский" ОАО "Славянка", утвержденным приказом от 26.05.2010 N 92, филиал создан на основании решения Совета директоров ОАО "Славянка", оформленного протоколом от 27.04.2010 N 07.
Жилищный фонд военного городка N 71, расположенный в с. Сергеевка Пограничного района Приморского края, в 2010 году передан в управление Уссурийского филиала ОАО "Славянка" по актам приема- передачи объектов специализированного жилищного фонда. Собственником данного жилищного фонда является Российская Федерация в лице Минобороны РФ. Решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, переданных по актам приема-передачи в 2010 году, на дату обращения общества в суд не принято.
ОАО "Славянка" в лице филиала "Уссурийский" неоднократно обращалось к Главе Сергеевского сельского поселения с заявлениями об утверждении тарифов на содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей по договорам найма жилищного фонда Минобороны РФ, расположенного на территории закрытого военного городка N 71 с. Сергеевка.
В качестве невозможности утверждения экономически обоснованных тарифов на содержание и текущий ремонт государственного жилого фонда Минобороны РФ, находящегося на территории Сергеевского сельского поселения, в своем ответе администрация указывала на то, что размер платы за жилое помещение в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации на общем собрании жильцов на срок не менее года. Поскольку способ управления жилых многоквартирных домов выбран собственником этих объектов, администрация поселения не может утвердить либо установить размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) платы за содержание и ремонт жилого помещения, так как только в случае отсутствия решения о выборе способа управления многоквартирным домом утверждаются соответствующие решения.
Поскольку ОАО "Славянка" не является собственником государственного жилого фонда Минобороны РФ, находящегося на территории закрытого военного городка N 71 с. Сергеевка, администрацией рекомендовано обществу обратиться с целью согласования расчетов и обоснования по утверждению размера рассматриваемой платы в Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны РФ.
Не согласившись с бездействием администрации, выразившимся в неустановлении указанных тарифов, общество обратилось в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, при этом решение суда изменено. Суд апелляционной инстанции возложил на администрацию обязанность по устранению указанных нарушений в качестве способа восстановления нарушенных прав общества.
В соответствии с частью 3 статьи 156 ЖК РФ в редакции, действующей на момент спорных правоотношений, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Таким образом, обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам найма жилого помещения, в том числе государственного жилищного фонда возложена законом на органы местного самоуправления.
Судами установлено, что ОАО "Славянка" осуществляет управление специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны РФ на основании договора управления от 02.08.2010 N 1-УЖФ.
Жилищный фонд военного городка N 71, расположенного в с. Сергеевка Пограничного района Приморского края, в 2010 году передан в управление Уссурийского филиала ОАО "Славянка" по актам приема-передачи объектов специализированного жилищного фонда.
В рамках указанного договора общество (в лице филиала "Уссурийский") обязано оказывать услуги по техническому обслуживанию и обеспечению коммунальными ресурсами специализированный жилищный фонд военных городков Минобороны РФ (пункт 2.2 договора), а также осуществляет расчеты и сбор платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (абзац 1 пункта 4.1. договора).
При таких обстоятельствах, жилищный фонд, в котором находятся жилые помещения, плату за содержание и ремонт которых просит установить общество, относится к государственному жилищному фонду.
Собственником данного жилищного фонда - Российской Федерацией в лице Минобороны РФ - решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, переданных по актам приема-передачи в 2010 году, на дату обращения общества в суд не принято.
Общество в лице филиала "Уссурийский" неоднократно обращалось к Главе Сергеевского сельского поселения с заявлениями об утверждении тарифов на содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей по договорам найма жилищного фонда Минобороны РФ, расположенного на территории закрытого военного городка N 71 с. Сергеевка, в которых просило утвердить экономически обоснованный размер платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений.
Однако администрацией требования, обозначенные в поданных заявлениях, не выполнены, заявления по существу не рассмотрены, меры к установлению размера указанной платы не приняты, размер платы не установлен.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод обеих судебных инстанций о том, что установление тарифов за содержание и текущий ремонт государственного жилищного фонда Минобороны РФ, находящегося на территории Сергеевского сельского поселения, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 156 ЖК РФ является обязанностью администрации указанного муниципального образования.
Доводы жалобы об обратном подлежат отклонению как основанные на неверном толковании пункта 3 статьи 156 ЖК РФ.
Принадлежность жилищного фонда Минобороне РФ не исключает его статус как государственного жилищного фонда и, соответственно, обязанность администрации совершить требуемые обществом действия.
Судом апелляционной инстанции правомерно возложена обязанность на администрацию в предусмотренном законом порядке установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договорам спорного жилищного фонда как способ восстановления нарушенных прав общества.
Отклоняется как необоснованный довод жалобы о том, что у администрации отсутствует возможность установления платы за содержание и ремонт жилых помещений ввиду изъятия соответствующего полномочия у органов местного самоуправления с 01.01.2015, так как само по себе данное обстоятельство не освобождает администрацию от обязанности устранения допущенных ею нарушений прав и законных интересов общества и собственника помещений в многоквартирных домах. Кроме того, следует установить размер платы за период, когда у администрации имелись такие полномочия.
Судом округа не принимается во внимание довод жалобы о том, что у филиала "Уссурийский" не имелось полномочий на обращение с заявлением об установлении платы, поскольку указанное обстоятельство не было основанием для отказа администрацией обществу в установлении размера платы за содержание и ремонт спорного жилищного фонда.
Довод администрации о необоснованном возложении на нее как на орган местного самоуправления бремени оплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм права.
Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ не освобождает от возмещения судебных расходов, распределенных судом по правилам статьи 110 АПК РФ.
Данная позиция соответствует разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Остальные доводы, приведенные в жалобе, относительно установленных обстоятельств, не могут быть приняты судом кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку доказательств, положенных в основу выводов арбитражных судов, что противоречит требованиям статьи 286 АПК РФ, предусматривающей пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Поскольку суды обеих инстанций применили нормы материального права соответственно установленным по делу фактическим обстоятельствам, нарушения процессуальных норм, в том числе влекущие в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебного акта судом кассационной инстанции не выявлены, то отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.03.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по делу N А51-19613/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.