г. Владивосток |
|
08 июля 2015 г. |
Дело N А51-19613/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Сергеевского сельского поселения
апелляционное производство N 05АП-4298/2015
на решение от 18.03.2015
судьи А.А. Николаева
по делу N А51-19613/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Славянка" (ИНН7702707386, ОГРН1097746264219, дата государственной регистрации в качестве юридического лица)
к Администрации Сергеевского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края (ИНН 2525012680, ОГРН 1062511000914, дата государственной регистрации в качестве юридического лица)
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации,
о признании незаконным бездействия;
при участии:
от Министерства обороны Российской Федерации: представитель Фадеев Е.А. по доверенности от 21.01.2015 N 212/2/60, сроком до 19.01.2017, паспорт;
ОАО "Славянка", администрация Сергеевского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края - не явились;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Славянка" (далее - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Сергеевского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края (далее - "ответчик", "Администрация"), выразившегося в не установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, проживающих на территории Сергеевского сельского поселения.
Определением от 06.10.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 18.03.2015 (с учетом определения об исправлении от 23.04.2015) оспариваемое бездействие Администрации Сергеевского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края, признано незаконным, как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации.
При этом суд не избрал способ восстановления нарушенного права, указав на то, что на момент вынесения решения Администрация Сергеевского сельского поселения не является лицом, уполномоченным на принятие решений об установлении платы за пользование жилым помещением в многоквартирном доме.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Администрация Сергеевского сельского поселения обратилась в Пятый с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что на территории Сергеевского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края отсутствуют объекты государственного жилищного фонда, за исключением многоквартирных домов, расположенных в закрытом военном городке N 71 в с. Сергеевка. Указанный военный городок находится в ведении Министерства обороны РФ. Жилым фондом в городке управляет ОАО "Славянка" на основании договора управления специализированным жилищным фондом военных городков N 1-УЖФ от 02.08.2010, в связи с чем заявитель апелляционной жалобы полагает, что наличие договора управления свидетельствует о том, что собственник жилищного фонда - Министерство обороны РФ, выбрал способ управления специализированным жилищным фондом.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается также на то обстоятельство, что в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления устанавливает размер платы за наем, содержание и ремонт жилых помещений только в случае, если собственником жилых помещений принято такое решение. Министерством обороны РФ и заявителем такое решение в адрес администрации не направлялось.
Кроме того, полагает, что суд первой инстанции необоснованно взыскал с администрации расходы на уплату государственной пошлины, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
В судебном заседании представитель Министерства обороны РФ просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.
ОАО "Славянка", администрация Сергеевского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 06.07.2015 до 14 часов 50 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили.
Из материалов дела судом установлено, что 02.08.2010 между Министерством обороны Российской Федерации ("заказчик") и открытым акционерным обществом "Славянка" ("управляющая компания") заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков N 1-УЖФ, в соответствии с которым управляющая компания осуществляет техническое обслуживание и обеспечивает коммунальными ресурсами специализированный жилищный фонд военных городков Министерства обороны Российской Федерации (пункт 2.2 Договора), а также осуществляет расчеты и сбор платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации-городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге-органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (абзац 1 пункта 4.1. Договора).
В соответствии с положением о филиале "Уссурийский" открытого акционерного общества "Славянка", утвержденным приказом от 26.05.2010 N 92 филиал "Уссурийский" ОАО "Славянка" создан на основании решения Совета директоров ОАО "Славянка", оформленного протоколом N 07 от 27.04.2010.
Жилищный фонд военного городка N 71, расположенного в с. Сергеевка Пограничного района Приморского края в 2010 году передан в управление Уссурийского филиала ОАО "Славянка" по актам приема-передачи объектов специализированного жилищного фонда.
Собственником данного жилищного фонда - Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации - решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, переданных по актам приема-передачи в 2010 году, на дату обращения общества в суд не принято.
Общество в лице филиала "Уссурийский" неоднократно обращалось к Главе Сергеевского сельского поселения с заявлениями об утверждении тарифов на содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей по договорам найма жилищного фонда Министерства обороны РФ, расположенного на территории закрытого военного городка N 71 с. Сергеевка.
В ответ на обращения общества в качестве невозможности утверждения экономически обоснованных тарифов на содержание и текущий ремонт государственного жилого фонда Министерства обороны РФ, находящегося на территории Сергеевского сельского поселения, Администрация указывает на то, что размер платы за жилое помещение в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации на общем собрании жильцов на срок не менее года. Поскольку способ управления жилых многоквартирных домов выбран собственником этих объектов, администрация поселения не может утвердить либо установить размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) платы за содержание и ремонт жилого помещения, так как только в случае отсутствия решения о выборе способа управления многоквартирным домом утверждаются соответствующие решения.
Таким образом, Администрация указывает, что имеет право на установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения при выборе и реализации собственником помещений в многоквартирных домах способа управления только при наличии его согласия.
Поскольку ОАО "Славянка" не является собственником государственного жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации, находящегося на территории закрытого военного городка N 71 с. Сергеевка, ответчиком рекомендовано обществу обратиться с целью согласования расчетов и обоснования по утверждению размера рассматриваемой платы в Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации.
Не согласившись с бездействием Администрации, выразившемся в не утверждении тарифов на содержание и текущий ремонт жилых помещений для нанимателей по договорам найма жилищного фонда Министерства обороны РФ, расположенного на территории закрытого военного городка N 71 с. Сергеевка, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивать защиту права и законных интересов граждан, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского округа. В силу статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Как следует из пункта 3 статьи 156 ЖК РФ, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Из приведенных норм следует, что наниматели жилых помещений по договору найма жилых помещений государственного или муниципального фонда в многоквартирном доме вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги управляющей организации, осуществляющей управление соответствующим домом, при этом размер платы для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливаются органами местного самоуправления.
Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от 06.03.2009 N 6175-АД/14 разъяснено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления поселений в составе муниципальных районов и городских округов или органом государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга для нанимателей по договорам социального найма и договоров найма жилых помещений государственного жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и муниципального жилищного фонда. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для указанных нанимателей необходимо устанавливать дифференцированно для каждого многоквартирного дома соразмерно плате собственников помещений в таком доме. Спорные объекты государственного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации расположены в с. Сергеевка, которое входит в состав Сергеевского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края, в связи с чем обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам найма жилых помещений в этом государственном жилищном фонде возложена на администрацию Сергеевского сельского поселения Пограничного муниципального района.
В рассматриваемом случае в целях установления размера платы за содержание и ремонт жилых помещений ОАО "Славянка" в лице Уссурийского филиала неоднократно обращалось в администрацию с заявлениями, в которых просило утвердить экономически обоснованный размер платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений для нанимателей по договорам найма жилых помещений Министерства обороны РФ, расположенных на территории военного городка N 71 в с. Сергеевка.
Однако администрацией требования, обозначенные в поданных заявлениях, не выполнены, заявления по существу не рассмотрены, меры к установлению размера указанной платы не приняты, размер платы не установлен.
Таким образом, поскольку администрация не исполнила обязанность по установлению размера платы, предусмотренную частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, данное неисполнение обязанности является бездействием со стороны администрации.
Довод администрации о том, что обязанность по утверждению размера платы за содержание и ремонт имущества для нанимателей по договорам найма жилых помещений государственного жилого фонда, принадлежащего Министерству обороны Российской Федерации, лежит на собственнике имущества, коллегий отклоняется, как основанный на неверном толковании норм права, поскольку обязанность администрации по установлению размера платы прямо установлена частью 3 статьи 156 ЖК РФ.
В данном случае общество обращалось к администрации с заявлением об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, расположенного на территории Сергеевского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края.
Принадлежность упомянутого жилого фонда Министерству обороны Российской Федерации не исключает его статуса как государственного жилого фонда и обязанность администрации совершить требуемые управляющей компанией действия.
Довод администрации о том, что собственник жилых помещений государственного жилищного фонда, принадлежащего Министерству обороны РФ, выбрал способ управления многоквартирными домами (управляющую компанию), коллегией отклоняется, как не имеющий правового значения, поскольку из приведенных выше положений статьи 156 Жилищного кодекса РФ следует, что размер платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда утверждается органами местного самоуправления независимо от выбранного способа управления многоквартирным домом.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования общества, признав оспариваемое бездействие администрации незаконным.
Вместе с тем, суд первой инстанции не возложил на администрацию обязанность по устранению указанных нарушений в качестве способа восстановления нарушенных прав Общества, сославшись на то обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2015 полномочия по спорному вопросу перешли к компетенции Администрации Пограничного муниципального района Приморского края.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ при признании судом незаконным действий органов государственной власти, суд в резолютивной части решения указывает на обязанность органов государственной власти устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и способ такого устранения.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
Системный анализ пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 4 АПК РФ позволяет заключить, что предъявление требований должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Действительно, в соответствии с частью 5 статьи 4 Закона N 136-ФЗ с 01.01.2015 полномочия администрации Сергеевского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края по вопросу установления тарифов на содержание и ремонт жилых помещений перешли к компетенции администрации Пограничного муниципального района Приморского края.
Вместе с тем, коллегия исходит из того, что само по себе указанное обстоятельство не освобождает администрацию Сергеевского сельского поселения от обязанности устранить допущенные ею нарушения прав и законных интересов общества и собственника помещений в многоквартирных домах.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов Общества суд апелляционной инстанции считает необходимым возложить на Администрацию обязанность в предусмотренном законом порядке установить размер платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений для нанимателей по договорам найма жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, расположенного на территории закрытого военного городка N 71 в с. Сергеевка Пограничного района Приморского края.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд незаконно взыскал государственную пошлину с ответчика, тогда как последний освобожден от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации необоснован, поскольку решением суда с ответчика в пользу заявителя взысканы судебные расходы, а не государственная пошлина, при этом, законодательством не предусмотрено освобождение органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой принят судебный акт.
Таким образом, обжалуемое решение на основании статей 269, 270 АПК РФ подлежит изменению в указанной части, а в остальной части арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы администрации.
Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.03.2015 по делу N А51-19613/2014 изменить, дополнив резолютивную часть решения вторым абзацем следующего содержания:
Обязать Администрацию Сергеевского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Славянка", и в предусмотренном законом порядке установить размер платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений для нанимателей по договорам найма жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, расположенного на территории закрытого военного городка N 71 в с. Сергеевка Пограничного района Приморского края.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19613/2014
Истец: ОАО "Славянка"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕРГЕЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации