г. Хабаровск |
|
02 декабря 2015 г. |
А73-5686/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Л.К. Кургузовой, Е.П. Филимоновой
при участии:
от открытого акционерного общества "Заря" - представитель не явился;
от Управления ветеринарии правительства Хабаровского края - Антонова Л.С., представитель по доверенности от 02.03.2015 N 3;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Заря"
на решение от 03.07.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2015
по делу N А73-5686/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.Г. Калашников;
в суде апелляционной инстанции судьи: И.И. Балинская, Т.Д. Пескова, Е.А. Швец
по заявлению открытого акционерного общества "Заря" (ОГРН 1092720002044, ИНН 2720040410, место нахождения: 680572, Хабаровский край, р-н Хабаровский, с. Осиновая речка, пер. Молодежный, 2)
к Управлению ветеринарии правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721001523, ИНН 2721190810, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тургенева, 60)
о признании незаконным и отмене постановления
открытое акционерное общество "Заря" (далее - общество, ОАО "Заря") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления ветеринарии Правительства Хабаровского края (далее - административный орган, управление) от 14.04.2015 N 56, которым общество привлечено к административной ответственности по части 8.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 702 000 руб.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 03.07.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2015, обществу в удовлетворении заявления отказано.
Ссылаясь на несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, общество в кассационной жалобе просит судебные акты отменить. По мнению заявителя жалобы, судами обеих инстанций сделан неправильный вывод о том, что имеются основания для привлечения ОАО "Заря" к административной ответственности, поскольку отсутствует вина во вмененном правонарушении. Полагает, что административным органом допущено существенное нарушение процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
ОАО "Заря", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своего представителя в суд не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
В заседании суда кассационной инстанции представитель управления ветеринарии Правительства Хабаровского края просил решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставить без изменения по основаниям, указанным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что 19.12.2014 управлением ветеринарии Правительства Хабаровского края ОАО "Заря" выдано предписание N 168 об устранении выявленных нарушений, в соответствии с которым обществу необходимо в срок до 02.03.2015 провести вывод из стада и сдачу на убой животных, больных вирусом лейкоза крупного рогатого скота (инвентарные NN 465, 361, 271, 3853/393, 2066, 362, 1672, 1082, 665, 441, 343, 1936, 1228, 2196,2166, 1942, 2344, 1978, 2246, 3356, 3260, 332/3590, 572, 96, 4141, 575,1120, 1232, 9781/289, 487, 2765/294, 2355/202, 2733/254, 1108, 1470,1570, 2644, 1923, 1956, 3972, 3546, 436, 1132,1242, 1302, 1970, 3598, 2188, 389, 2260, 2168, 2212, 2160, 2198, 948, 1166, 1068, 291, 235, 2324, 666, 2184, 2464,669, 2326, 681, 2348, 2316, 2356, 565, 3727/122, 375, 4064, 66/3684, 132/3317, 3821/351, 1506, 545, 1360, 299, б/н: "Одесситка", "Опера", "Районка", "Байка", "Перевозка", "Майя", "Гагара", "Бирма", "Лесенка", "История", "Жемчужина", "Потеха", "Звездочка", "Лиса", "Кулема", "Ярмарка", "Венесуэла", "Богородица", "Луша", "Сивка", "Вольная" (пункт 3 предписания).
Кроме того, пунктом 4 предписания обществу в срок до 10.03.2015 необходимо представить заверенные копии документов, подтверждающих сдачу указанных в пункте 3 предписания больных вирусом лейкоза крупного рогатого скота животных на убой.
12.03.2015 управлением осуществлена внеплановая проверка, в ходе которой установлено, что предписание в части пунктов 3, 4 не исполнено. Результаты проверки отражены в акте от 02.04.2015. В отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 07.04.2015.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместитель управления ветеринарии Правительства Хабаровского края 14.04.2015 вынес постановление N 56, в соответствии с которым общество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 8.1 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 702 000 руб.
Считая постановление от 14.04.2015 N 56 незаконным, ссылаясь на существенное нарушение административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, выводы которого поддержал апелляционный суд, признал законным привлечение ОАО "Заря" к администраивной ответственности, предусмотренной частью 8.1 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку факт совершения заявителем вмененного ему правонарушения и вина подтверждаются материалами дела. Не установлены судами обстоятельства, подтверждающие довод общества о несоблюдении административным органом порядка составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении. Отклонен довод о малозначительности совершенного правонарушения.
При этом суды обоснованно исходили из следующего.
Частью 8 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного контроля (надзора), об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил
Согласно части 8.1 статьи 19.5 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 8 настоящей статьи, совершенные в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 18 Закон Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;
до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;
выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Из материалов дела следует, что приказом от 15.02.2013 N 28 управлением установлены ограничительные мероприятия (карантин) по лейкозу крупного рогатого скота на территориях животноводческих комплексов и ферм сельскохозяйственных организаций Амурского, Бикинского, Вяземского, Хабаровского и имени Лазо районов Хабаровского края". Согласно перечню сельскохозяйственных организаций, ОАО "Заря" объявлено пунктом, неблагополучным по лейкозу крупного рогатого скота, и на его территории установлены ограничительные мероприятия по лейкозу крупного рогатого скота.
19.12.2014 обществу управлением выдано предписание N 168, согласно которому заявителю необходимо в срок до 02.03.2015 провести вывод из стада и сдачу на убой животных больных вирусом лейкоза крупного рогатого, указанного в пункте 3 предписания. Кроме того, в срок до 10.03.2015 представить заверенные копии документов, подтверждающих сдачу указанных в пункте 3 предписания больных вирусом лейкоза крупного рогатого скота животных на убой (пункт 4 предписания).
Исследуя обстоятельства дела, судами установлено, что административным органом в ходе проведенной внеплановой выездной проверки выявлено неисполнение заявителем ранее выданного предписания от 19.12.2014 N 168 (пунктов 3, 4), поскольку обществом в установленный срок не осуществлен вывод из стада и убой больных вирусов лейкоза крупного рогатого скота животных и не представлены документы, подтверждающие проведение соответствующих мероприятий, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 8.1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что обществом не предпринимались все зависящие от него меры, направленные на исполнение законного предписания управления.
Доказательства невозможности исполнения данного предписания в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась и которые позволили бы судить об отсутствии его вины, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах является правильными выводы судов обеих инстанций, как о доказанности события вмененного правонарушения, так и о наличии в действиях ОАО "Заря" признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8.1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Довод общества о нарушении административным органом порядка привлечения ОАО "Заря" к административной ответственности, а именно, составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие неизвещенного законного представителя общества, несостоятелен.
Статьей 28.2 КоАП РФ установлен порядок составления протокола об административном правонарушении, который предусматривает обязанность административного органа предоставить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные данной статьей.
Законодательством в сфере административных правонарушений в целях обеспечения лицу возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ, предусмотрена необходимость принятия административным органом достаточных мер для извещения привлекаемого к административной ответственности лица либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, а также о месте и времени рассмотрения дела.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Надлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении является обязанностью органов, уполномоченных рассматривать дело.
Согласно статье 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из материалов дела следует, что общество надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о чем свидетельствует уведомление от 02.04.2015 N 56 о составлении протокола об административном правонарушении, содержащее входящий номер и дату получения - 02.04.2015 N 147. Аналогичным образом общество извещено о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении на 14.04.2015 (уведомление от 07.04.25015 N 56).
Доводы правонарушителя в этой части не подтверждены соответствующими доказательствами и противоречат установленным судами обстоятельствам.
Таким образом, суд кассационной инстанции соглашается с выводами обеих судебных инстанций о том, что административным органом соблюдена процедура привлечения общества к административной ответственности. Доказательства отсутствия реальной возможности обеспечить явку своего представителя для принятия участия в вышеуказанных процессуальных действиях с целью обеспечения защиты интересов юридического лица в материалы дела не представлены.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Размер административного штрафа назначен в пределах санкции, предусмотренной частью 8.1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судебных инстанций и подлежат отклонению. Факт учета обществом крупного рогатого скота, зараженного лейкозом, в качестве основных средств в рассматриваемом случае правового значения не имеет, как и нахождение общества в стадии банкротства.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным ими обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.07.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2015 по делу N А73-5686/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Л.К. Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.