г. Хабаровск |
|
09 декабря 2015 г. |
Дело N А24-2383/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Л.К. Кургузовой, И.В. Ширяева
при участии:
от акционерного общества "Славянка" - представитель не явился;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Камчатскому краю - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Славянка" на решение от 21.08.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 по делу N А24-2383/2015 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.Н. Довгалюк;
в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Н. Номоконова, Н.Н. Анисимова, О.Ю. Еремеева
по заявлению открытого акционерного общества "Славянка" (ОГРН 1097746264219, ИНН 7702707386, место нахождения: 129110, г. Москва, пл. Суворовская, 2, стр.3)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Камчатскому краю (ОГРН 1044100654938, ИНН 4101097733, место нахождения: 683016, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Беринга, 104А)
об оспаривании постановления
открытое акционерное общество "Славянка" (далее - ОАО "Славянка", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю (далее - административный орган, Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю) от 02.06.2015 N 02-04/2015, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 21.08.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015, обществу в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "Славянка" в кассационной жалобе просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению общества, выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Общество указывает на допущенное административным органом грубое нарушение части 2 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), поскольку плановая проверка, результаты которой послужили основанием для привлечения заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, осуществлена до истечения трех лет со дня окончания последней плановой проверки, проведенной в 2013 году на основании распоряжения Управления Росприроднадзора от 15.10.2013 N 40/98/90.
ОАО "Славянка", Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в суд не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что ОАО "Славянка" на основании лицензии от 12.03.2012 ПТР 00710 ВЭ, выданной Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю, осуществляет разведку недр с попутной и последующей добычей питьевых подземных вод для централизованного хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения военного городка N 20 (в/ч N 71260) на участке недр в Усть-Камчатском районе Камчатского края.
Условия недропользования предусмотрены приложением N 1 к лицензии. Данное приложение содержит виды, объемы работ на лицензионных участках недр и сроки их выполнения, согласно которым недропользователь осуществляет добычу на лицензионных участках недр в соответствии со следующими условиями:
до 01.09.2012 должен подготовить и согласовать в установленном порядке в Камчатнедра проект на проведение ликвидационно-тампонажных работ в скважинах N N КТ-153, КТ-154, К-2154 на воду (участок Ключевской-1), предусматривающий (в случае необходимости) проведение рекультивационных работ на площадках размещения скважин на воду (пункт 3.2);
до 01.12.2012 выполнить комплекс ликвидационно-тампонажных работ в скважинах и произвести рекультивационные работы (в случае необходимости) на площадках проводимых работ (3.2.1);
в течение 10 дней после завершения ликвидационно-тампонажных работ сдать в Камчатский филиал ФБУ "ТФГИ по Дальневосточному федеральному округу" акты ликвидации скважин в установленном порядке (пункт 3.2.2);
до 01.03.2014 по результатам выполненного комплекса ГРР (ОПР) на водозаборных участках представить в Территориальную комиссию по запасам (ТКЗ) Камчатнедра материалы подсчёта запасов ПВ по лицензионным участкам недр (автономные водозаборы) в установленном порядке (пункт 3.7);
не позднее десяти дней после рассмотрения ТКЗ Камчатнедра материалов подсчёта запасов ПВ сдать соответствующий отчёт по лицензионным участкам недр (автономные водозаборы) в Камчатский филиал ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Дальневосточному федеральному округу".
Геологический отчёт представляется в соответствии с Требованиями к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчёту запасов питьевых, технических и минеральных подземных вод, утверждённых приказом Минприроды России от 31.12.2010 N 569 (пункт 3.8).
26.02.2015 приказом Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю N 65-ПР назначена плановая выездная проверка в отношении структурных подразделений филиала "Камчатский" ОАО "Славянка" на предмет соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства, в том числе в процессе деятельности объектов недропользования, водных объектов, земель, зданий, строений, сооружений, оборудования, а также принимаемых мер по исполнению обязательных требований природоохранного законодательства РФ, результаты которой отражены в акте от 08.05.2015 N 1994/15-08.
По результатам проведенной проверки административным органом выявлен факт невыполнения обществом отдельных условий лицензионного соглашения, а именно пунктов 3.2, 3.2.1, 3.2.2, 3.7, 3.8.
По факту выявленного нарушения административным органом в отношении общества 12.05.2015 составлен протокол об административном правонарушении N 1991/15-4, в котором действия общества квалифицированы по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
На основании материалов дела об административном правонарушении 02.06.2015 Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю вынесено постановление N 02-04/2015 о назначении административного наказания. Указанным постановлением общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Полагая, что постановление административного органа является незаконным, общество обратилось с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности. При этом суд указал на отсутствие оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного административного правонарушения малозначительным. Арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
При этом суды обеих инстанций обоснованно исходили из следующего.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях по пользованию недрами с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участками недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий и требований.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Приложения N 1 (Условия пользования недрами) к лицензии ПТР 00710 ВЭ недропользователь должен соблюдать требования законодательства, а также утвержденные в установленном порядке стандарты по технологии ведения работ, связанные с пользованием недрами, в области охраны ПВ от истощения и загрязнения.
Суды, исследовав и оценив с учетом положений статей 65, 67, 68, 71 АПК РФ содержание лицензии на право пользования недрами ПТР 00710 ВЭ вместе с приложением N 1, акт проверки от 08.05.2015 N 1994/15-08, протокол от 12.05.2015 N 1991/15-4, постановление от 02.06.2015 N 02-04/2015, а также иные представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установили, что в нарушение вышеуказанных норм и пунктов 3.2, 3.2.1, 3.2.2, 3.7, 3.8 Приложения N 1 к лицензии ПТР 00710 ВЭ общество осуществляло добычу подземных вод с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, что образует признаки объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом отсутствуют доказательства невозможности выполнения ООО "Славянка" требований законодательства в области пользования недрами при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась. В связи с этим судебные инстанции исходили из наличия вины общества в совершении вмененного ему правонарушения.
Указанные обстоятельства и правильное применение норм материального права, позволили судам прийти к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ООО "Славянка" от административной ответственности судами не установлены.
Размер административного штрафа назначен в пределах санкции части 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Постановление о привлечении к администраивной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Учитывая, что нарушение части 2 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ не отнесено статьей 20 данного Закона к грубым нарушениям, влекущим недействительность результатов проверки, принимая во внимание, что в октябре 2013 года проводилась проверка только в отношении филиала "Калужский" ОАО "Славянка", а в мае 2015 года в отношении филиала "Камчатский" ОАО "Славянка", довод кассационной жалобы о несоблюдении управлением правила о периодичности проведения плановых проверок, приведенный в качестве обоснования недействительности результатов проверки, подлежит отклонению.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.08.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 по делу N А24-2383/2015 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Л.К. Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.