г. Хабаровск |
|
18 декабря 2015 г. |
А73-6496/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: Г.В. Котиковой, И.А. Мильчиной
при участии:
от заявителя: ООО "Дальавтотранс" - Огнев Д.В., представитель по доверенности от 21.11.2014 N 27 АА 0713053;
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю - Саяпин Е.В., представитель по доверенности от 14.10.2015 N 8/61д;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дальавтотранс"
на решение от 10.08.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015
по делу N А73-6496/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дальавтотранс" (ОГРН 1052700091003, ИНН 2720029511, место нахождения: 680504, Хабаровский край, р-н Хабаровский, рп. Корфовский, ул. Промышленная, 4)
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю (ОГРН 1032700295583, ИНН 2721031150, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, б-р Уссурийский, 2)
о признании незаконными действий
Общество с ограниченной ответственностью "Дальавтотранс" (далее - общество, заявитель, ООО "Дальавтотранс") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее - УМВД, регистрирующий орган) по снятию с регистрационного учета транспортных средств; об обязании регистрирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путём восстановления регистрационного учета транспортных средств с выдачей соответствующих регистрационных документов и государственных номеров; о взыскании с УМВД в пользу общества судебных расходов, связанных с оплатой юридических услуг, в размере 20 000 руб.
Решением суда от 10.08.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе общества, поддержанной его представителем в судебном заседании, которое просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы общество ссылается на неправильное применение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, неполное установление фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суды обеих инстанций посчитали установленными.
Заявитель жалобы считает, что снятие с регистрационного учета принадлежащих последнему транспортных средств незаконно, поскольку приобретенные им транспортные средства, в установленном законом порядке прошли таможенное оформление, были поставлены на регистрационный учет при наличии паспортов транспортных средств, которые выданы на основании действовавших в 2011 - 2012 годах сертификатов соответствия.
Регистрационный орган отзыв на жалобу не представил, в лице своего представителя, в судебном заседании суда кассационной инстанции с доводами, изложенными в ней, не согласился, считая принятые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Из материалов дела судами установлено следующее.
Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства 27 08 N 666110 (выдано 16.05.2013) за собственником (владельцем) ООО "Дальавтотранс" с регистрационным знаком В060ХВ27 числится самосвал марки HOWO ZZ3257N3847C1, VIN LZZ5ELND6BW599717, относящийся к четвертому экологическому классу. ПТС 79 УВ 920315 выдан 11.04.2011 Биробиджанской таможней.
Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства 27 08 N 666111 (выдано 16.05.2013) за собственником (владельцем) ООО "Дальавтотранс" с регистрационным знаком В145ХВ27 числится самосвал марки HOWO ZZ3257N3847C1, VIN LZZ5ELND8BW599718, относящийся к четвертому экологическому классу. ПТС 79 УВ 920364 выдан 11.05.11 Биробиджанской таможней.
Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства 27 08 N 666112 (выдано 16.05.2013) за собственником (владельцем) ООО "Дальавтотранс" с регистрационным знаком В132ХВ27 числится самосвал марки HOWO ZZ3257N3847C1, VIN LZZ5ELND2BW599715, относящийся к четвертому экологическому классу. ПТС 79 УВ 920353 выдан 06.04.11 Биробиджанской таможней.
Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства 27 31 N 303985 (выдано 12.02.2015) за собственником (владельцем) ООО "Дальавтотранс" с регистрационным знаком В523-ММ27 числится самосвал марки HOWO ZZ3257N3847C1, VIN LZZ5ELND5BA600918, относящийся к четвертому экологическому классу. ПТС 28 УВ 117052 выдан 30.03.12 Благовещенской таможней.
Регистрация данных транспортных средств произведена МРЭО ГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю.
Письмами от 21.04.15 N 106 УМВД известило общество о том, что регистрация вышеперечисленных самосвалов прекращена (аннулирована) на основании заключения проверки, проведенной МРЭО ГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю по результатам рассмотрения информационного письма ГУ ОБДД МВД России от 17.03.2015 N13/4-1652, в соответствии с подпунктами 3, 51 "Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним ГИБДД МВД РФ", утверждённых приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - Правила регистрации).
В письмах указано, что сертификаты соответствия спорных транспортных средств экологическому классу 4 N N СN.AB23.A.02123 от 05.04.2011, СN.AB23.A.02124 от 05.04.2011, СN.AB23.A.02122 от 05.04.2011, СN.AB23.A.09016 от 14.03.2012, подтверждающие соответствие транспортных средств требованиями Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N609 (экологический класс 4), оформленные органом по сертификации ООО "Магадан-Тест", на основании которых Благовещенской таможней и Биробиджанской таможней, были выданы ПТС, прекратили свое действие.
Полагая, что действия УМВД по аннулированию регистрационных действий с автомобилями не соответствуют закону и нарушает права общества на использование принадлежащего ему имущества в предпринимательской деятельности, последнее обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и отказал в удовлетворении заявленных требований. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом. При этом суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с пунктом 2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
В пункте 3 Правил регистрации указано, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 51 Правил регистрации не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил регистрации, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае
их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
Восстановление регистрации транспортных средств, производится: в отношении транспортных средств, регистрация которых прекращена (аннулирована) при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил регистрации в случае устранения причин, явившихся основанием для прекращения (аннулирования) регистрации (пункт 13 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609 утвержден Специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (далее - Специальный регламент), который устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, данный регламент действовал в период выдачи спорных сертификатов.
Согласно пунктам 3, 10 Специального регламента уровень выбросов на дату производства автомобильной техники (впервые изготовленной в Российской Федерации, а также ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации), выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 Специального регламента.
В соответствии с пунктом 14 Специального регламента технические нормативы выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, введены в действие с 01.01.2008. Таким образом, автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации с 01.01.2008, должна соответствовать техническим нормативам, установленным Специальным регламентом.
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом Министерства внутренних дел России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134, документом, идентифицирующим автомобильную технику, является паспорт транспортного средства, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В силу пункта 3 постановления Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "Об утверждении Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" в редакции изменений N 1, утвержденных приказом Ростехрегулирования от 10.12.2007 N 3453, датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления на него паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства).
Из изложенного следует, что поскольку в паспорт транспортного средства внесены данные об экологическом классе транспортного средства на основании аннулированного сертификата соответствия, то есть отсутствует подтверждение соответствия автомобиля техническим нормативам, установленным Специальным регламентом, то автомобиль не может быть допущен к участию в дорожном движении, и, следовательно, регистрационный орган снимает автомобиль с регистрационного учета (отказывает в производстве регистрационных действий в отношении транспортного средства).
Судами обеих инстанций установлено, что письмом от 17.03.2015 N 13/4-1652 Министерство внутренних дел Российской Федерации направило территориальным подразделениям ГИБДД информацию, поступившую из Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), ФТС России и Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) об отмене сертификатов соответствия, выданных на транспортные средства китайского производства и выпущенных в свободное обращение, в числе которых значились сертификаты с номерами: СN.AB23.A.02123 от 05.04.2011, СN.AB23.A.02124 от 05.04.2011, СN.AB23.A.02122 от 05.04.2011, СN.AB23.A.09016 от 14.03.2012.
Вместе с этим установлено несоответствие номеров сертификатов, указанных в паспорте транспортного средства, номерам сертификатов соответствия, фактически относящимся к конкретным транспортным средствам.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, дела судами сделан правомерный вывод о том, что, получив информацию из Федеральной службы по аккредитации об отмененных сертификатах соответствия, выданных на спорные автомобили, регистрирующий орган обоснованно, в соответствии с действующим законодательством, произвел аннулирование регистрационных действий с автомобилями, принял решения по изъятию свидетельств о регистрации, регистрационных знаков и ПТС и не нарушал права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы, изложенные в жалобе, выводы судов не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не может являться основанием для отмены или изменения судебных актов.
Судами правильно применены нормы материального права, нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Учитывая, что государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы составляет 1 500 руб., а заявителем уплачено 3 000 руб., госпошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату ООО "Дальавтотранс" из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 104, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.08.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 по делу N А73-6496/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Дальавтотранс" из федерального бюджета, государственную пошлину в размере 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 1003 от 06.11.2015 за рассмотрение кассационной жалобы.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.