г. Хабаровск |
|
24 сентября 2015 г. |
А73-6496/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Дальавтотранс": представитель не явился;
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю: Тишков И.Л., представитель по доверенности от 26.02.2015 N 8/36д;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дальавтотранс"
на решение от 10.08.2015
по делу N А73-6496/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Д.Г. Серга,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дальавтотранс"
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю
о признании незаконными действий по снятию с регистрационного учета транспортных средств (аннулировании) HOWO ZZ3257N3847C1 VIN LZZ5ELND6BW599717 - государственный регистрационный номер В060ХВ27; HOWO ZZ3257N3847C1 VIN LZZ5ELND2BW599715 - государственный регистрационный номер B132XB27, HOWO ZZ3257N3847C1 VIN LZZ5ELND8BW599718 - государственный регистрационный номер B145XB27; HOWO ZZ3257N3847C1 VIN LZZ5ELND5BA600918 - государственный регистрационный номер B523MM27; об обязании УМВД России по Хабаровскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем восстановления регистрационного учета транспортных средств с выдачей соответствующих регистрационных документов и государственных номеров; о взыскании с УМВД России по Хабаровскому краю в пользу ООО "Дальавтотранс" судебных расходов, связанных с оплатой юридических услуг, в размере 20 000 руб.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дальавтотранс" (далее - общество, заявитель, ООО "Дальавтотранс") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее - УМВД России по Хабаровскому краю, регистрирующий орган, Управление) о признании незаконными действий по снятию с регистрационного учета транспортных средств (аннулировании) HOWO ZZ3257N3847C1 VIN LZZ5ELND6BW599717 - государственный регистрационный номер В060ХВ27; HOWO ZZ3257N3847C1 VIN LZZ5ELND2BW599715 - государственный регистрационный номер B132XB27, HOWO ZZ3257N3847C1 VIN LZZ5ELND8BW599718 - государственный регистрационный номер B145XB27; HOWO ZZ3257N3847C1 VIN LZZ5ELND5BA600918 - государственный регистрационный номер B523MM27;
об обязании УМВД России по Хабаровскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем восстановления регистрационного учета транспортных средств с выдачей соответствующих регистрационных документов и государственных номеров;
о взыскании с УМВД России по Хабаровскому краю в пользу ООО "Дальавтотранс" судебных расходов, связанных с оплатой юридических услуг, в размере 20 000 руб.
Решением от 10.08.2015 суд отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель УМВД России по Хабаровскому краю отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Управления, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о регистрации транспортного средства 27 08 N 666110 (выдано 16.05.2013) за собственником (владельцем) ООО "Дальавтотранс" с регистрационным знаком В060ХВ27 числится самосвал марки HOWO ZZ3257N3847C1, VIN LZZ5ELND6BW599717, относящийся к четвертому экологическому классу. ПТС 79 УВ 920315 выдан 11.04.11 Биробиджанской таможней.
Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства 27 08 N 666111 (выдано 16.05.2013) за собственником (владельцем) ООО "Дальавтотранс" с регистрационным знаком В145ХВ27 числится самосвал марки HOWO ZZ3257N3847C1, VIN LZZ5ELND8BW599718, относящийся к четвертому экологическому классу. ПТС 79 УВ 920364 выдан 11.05.11 Биробиджанской таможней.
Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства 27 08 N 666112 (выдано 16.05.2013) за собственником (владельцем) ООО "Дальавтотранс" с регистрационным знаком В132ХВ27 числится самосвал марки HOWO ZZ3257N3847C1, VIN LZZ5ELND2BW599715, относящийся к четвертому экологическому классу. ПТС 79 УВ 920353 выдан 06.04.11 Биробиджанской таможней.
Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства 27 31 N 303985 (выдано 12.02.2015) за собственником (владельцем) ООО "Дальавтотранс" с регистрационным знаком В523ММ27 числится самосвал марки HOWO ZZ3257N3847C1, VIN LZZ5ELND5BA600918, относящийся к четвертому экологическому классу. ПТС 28 УВ 117052 выдан 30.03.12 Благовещенской таможней.
Регистрация транспортных средств произведена МРЭО ГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю.
Письмами от 21.04.15 N 106 УМВД России по Хабаровскому краю известило общество о том, что регистрация самосвалов марки HOWO ZZ3257N3847C1 с государственными регистрационными знаками: В060ХВ27, В145ХВ27, В132ХВ27, В523ММ27 прекращена (аннулирована) на основании заключения проверки, проведенной МРЭО ГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю по результатам рассмотрения информационного письма ГУ ОБДД МВД России от 17.03.2015 N 13/4-1652, в соответствии с подпунктами 3, 51 "Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним ГИБДД МВД РФ", утверждённых приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - "Правила регистрации").
В письмах указано, что сертификаты соответствия спорных транспортных средств экологическому классу 4 N N СN.AB23.A.02123 от 05.04.2011, СN.AB23.A.02124 от 05.04.2011, СN.AB23.A.02122 от 05.04.2011, СN.AB23.A.09016 от 14.03.2012, подтверждающие соответствие транспортных средств требованиями Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609 (экологический класс 4), оформленные органом по сертификации ООО "Магадан-Тест", на основании которых Благовещенской таможней, Биробиджанской таможней, были выданы ПТС, прекратили свое действие.
Полагая, что действия Управления по аннулированию регистрационных действий с автомобилями не соответствует закону и нарушает права общества на использование принадлежащего ему имущества в предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно пункту 2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
В пункте 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел России от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила) указано, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 51 Правил не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил регистрации, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
Восстановление регистрации транспортных средств, производится: в отношении транспортных средств, регистрация которых прекращена (аннулирована) при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил регистрации в случае устранения причин, явившихся основанием для прекращения (аннулирования) регистрации (пункт 13 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609 утвержден Специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (далее - Специальный регламент), который устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой.
В соответствии с пунктами 3, 10 Специального регламента уровень выбросов на дату производства автомобильной техники (впервые изготовленной в Российской Федерации, а также ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации), выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 Специального регламента.
Согласно пункту 14 Специального регламента технические нормативы выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, введены в действие с 01.01.2008. Таким образом, автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации с 01.01.2008, должна соответствовать техническим нормативам, установленным Специальным регламентом.
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом Министерства внутренних дел России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134, документом, идентифицирующим автомобильную технику, является паспорт транспортного средства, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 постановления Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "Об утверждении Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" в редакции изменений N 1, утвержденных приказом Ростехрегулирования от 10.12.2007 N 3453, датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления на него паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства).
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, поскольку в паспорт транспортного средства вносятся данные об экологическом классе транспортного средства на основании аннулированного сертификата соответствия, то есть отсутствует подтверждение соответствия автомобиля техническим нормативам, установленным Специальным регламентом, и автомобиль не может быть допущен к участию в дорожном движении, поэтому регистрационный орган снимает автомобиль с регистрационного учета (отказывает в производстве регистрационных действий в отношении транспортного средства).
Материалами дела установлено, что письмом от 17.03.2015 N 13/4-1652 Министерство внутренних дел Российской Федерации направило территориальным подразделениям ГИБДД информацию, поступившую из Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), ФТС России и Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) об отмененных сертификатах соответствия, выданных на транспортные средства китайского производства и выпущенных в свободное обращение, в числе которых значились сертификаты: СN.AB23.A.02123 от 05.04.2011, СN.AB23.A.02124 от 05.04.2011, СN.AB23.A.02122 от 05.04.2011, СN.AB23.A.09016 от 14.03.2012.
Таким образом, как правомерно признал суд первой инстанции, получив информацию из Федеральной службы по аккредитации об отмененных сертификатах соответствия, выданных на спорные автомобили, регистрирующий орган обоснованно, в соответствии с действующим законодательством, произвел аннулирование регистрационных действий с автомобилями, принял решения по изъятию свидетельств о регистрации, регистрационных знаков и ПТС и не нарушал права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод общества о незаконности действий регистрирующего органа со ссылкой на то обстоятельство, что отмена сертификатов соответствия экологическому классу не влияет на безопасность дорожного движения, поскольку в силу пункта 51 Правил регистрации, при указанных обстоятельствах, УМВД России по Хабаровскому краю обязано было аннулировать регистрацию транспортного средства.
Вышеуказанный вывод не противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.04.2011 N 5-П и определении от 07.12.2006 N 544-О, в соответствии с которой реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, и подлежит поэтому регламентации нормами не только гражданского, но и административного законодательства.
Государственная пошлина, в порядке статьи 110 АПК РФ обоснованно отнесена на общество.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.08.2015 по делу N А73-6496/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Дальавтотранс" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 17.08.2015 N 686, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6496/2015
Истец: ООО "Дальавтотранс"
Ответчик: Управление МВД РФ по Хабаровскому краю, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю
Третье лицо: ООО "Магадан-тест"