г. Хабаровск |
|
21 декабря 2015 г. |
Дело N А59-5011/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.В. Ширяева
Судей: Л.К. Кургузовой, Е.П. Филимоновой
при участии:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области - представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Сахалинский водоканал" - Мушаилова О.В., представитель по доверенности от 12.01.2015 б/н;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сахалинский водоканал" на решение от 17.06.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 по делу N А59-5011/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.А. Аникина, в суде апелляционной инстанции судьи Н.А. Скрипка, Д.А. Глебов, С.Б. Култышев
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к обществу с ограниченной ответственностью "Сахалинский водоканал"
о взыскании 34 129 141 руб. 18 коп.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области (далее - Управление) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сахалинский водоканал" (далее - общество) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2011 года, 1 и 2 кварталы 2012 года в размере 34 129 141 руб. 18 коп.
Решением суда от 17.06.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регулирующего спорные правоотношения. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что применение при расчете платы за негативное воздействие пятикратного коэффициента при установленной безоговорочной вине Общества в отсутствии необходимого разрешения необоснованно. Полагает, что пятикратный превышающий коэффициент при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду не должен применяться к специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной деятельности.
Управление в отзыве на кассационную жалобу просит принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме.
Управление, извещенное в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных в статье 288 АПК РФ, для их отмены.
Как усматривается из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество осуществляет выбросы загрязняющих веществ в водные объекты - сточных вод из 13 очистных сооружений в реки (ручьи) Красносельскую, Пригородный, Владимировку, Лепель, Еланьку, Зиму, Хомутовку, Рогатку, Сусую, при этом не имеет оформленного в установленном порядке разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты).
Управление произвело обществу доначисление платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением пятикратного повышающего коэффициента. Согласно справке от 12.08.2014 N ОК-04Н-17/3170, сумма задолженности за спорный период составляет 34 129 141 руб. 18 коп.
Управление направило 06.06.2014 в адрес общества претензию N 122 об уплате до 14.07.2014 платежей за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 34 129 141 руб. 18 коп. Неисполнение указанного предписания в установленный срок послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании задолженности.
Удовлетворяя исковые требования управления в полном объеме, суды обеих инстанций правомерно исходили из нижеследующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 вышеназванного Федерального закона являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно части 1, 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ.
Определяя правовую природу платежей за негативное воздействие на окружающую среду, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 N 284-О указал, что указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.
Срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, равным календарному кварталу.
Постановлением N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), который, согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела в обоснование своих требований и возражений доказательства, суды установили факт осуществления в спорный период деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду. Расчет размера платы судом апелляционной инстанции проверен и признан верным. В кассационной жалобе не оспаривается.
Согласно пункту 4 Порядка, плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
В соответствии с пунктом 6 Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитна. Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка).
При таких обстоятельствах с учетом вышепоименованных положений Порядка суды обеих инстанций правильно пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае плата за сбросы загрязняющих веществ подлежит исчислению как сверхлимитная.
В связи с чем, исковые требования удовлетворены правомерно. При этом выводы судов, соответствуют правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.10.2014 N 303-ЭС14-2021.
Учитывая изложенное, несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, толкованием судами норм права не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебных актов в любом случае, судами не допущено, поэтому оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.06.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 по делу N А59-5011/2014 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
Л.К. Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.