г. Хабаровск |
|
23 декабря 2015 г. |
Дело N А73-4903/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Г.А.Камалиевой
Судей: А.В.Солодилова, И.А.Тарасова
при участии:
от ООО "ТД РФП": Мамаева К.А., представитель по доверенности от 16.10.2015 N ТД-398/2015
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом РФП" на решение от 22.06.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2015 по делу N А73-4903/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья О.М.Левинталь, в суде апелляционной инстанции - судьи Т.С.Гетманова, А.И.Михайлова, С.Б.Ротарь
по иску общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом РФП"
к обществу с ограниченной ответственностью "Приморский лесокомбинат" о признании пункта договора недействительным, понуждении заключить дополнительное соглашение
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом РФП" (далее - ООО "ТД РФП"; ОГРН 1062724023350, адрес (место нахождения): 680007, г. Хабаровск, ул. Оборонная, 1) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Приморский лесокомбинат" (далее - ООО "Приморский лесокомбинат"; ОГРН 1022500638302 адрес (место нахождения): 692132, Приморский край, г. Дальнереченск, ул. Тараса Шевченко, 1) о признании пункта 2.2 договора о предоставлении подъездных путей для пропусков через них вагонов от 01.04.2014 N ТД-06/2014 недействительным, понуждении ответчика заключить дополнительное соглашение к договору от 01.04.2014 N ТД-06/2014, предусматривающее установление платы за проезд вагонов в размере 2,79 руб. за 1 вагонометр без учета НДС.
Решением от 22.06.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2015, в удовлетворении исковых требований отказано.
Законность вынесенных по делу решения и постановления проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ООО "ТД РФП", в обоснование которой общество указало, что в соответствии с дополнительным соглашением от 01.01.2015 N 1 к договору оплата за пользование ж/д путем была безосновательно увеличена в безакцептном порядке до 9 руб. 08 коп. за один вагономерт, при этом в 2013 году плата за пользование ж/д путем была установлена в размере 3 руб. 35 коп. за один вагонометр согласно договору между ООО "Дальнереченсклес" и ООО "Приморский лесокомбинат". Отмечает, что общество "ТД РФП" вынуждено было подписать дополнительное соглашение N 1, поскольку иной маршрут для проезда вагонов у ООО "ТД РФП" отсутствует, так как железнодорожные пути примыкают к путям ООО "Приморский лесокомбинат". Полагает, что дополнительное соглашение N 1 отвечает признакам кабальной сделки. В подтверждение нахождения общества в тяжелом финансовом положении истцом представлена налоговая декларация, свидетельствующая, что общество вынуждено было заключить договор на крайне невыгодных условиях. Считает, что судами к участию в деле должен был быть привлечен антимонопольный орган для решения вопроса о наличии у ООО "Приморский лесокомбинат" доминирующего положения. Указывает, что плата, установленная ООО "Приморский лесокомбинат", превышает цену на аналогичные услуги, которая сформировалась на этом же рынке услуг, что свидетельствует о злоупотреблении ответчиком своим доминирующим положением на рынке услуг по предоставлению в пользование ж/д путей необщего пользования для проезда через них путем установления необоснованно высокой цены. В этой связи податель кассационной жалобы просит обжалуемые по делу решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Приморский лесокомбинат" просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ООО "ТД РФП" привела свои правовые позиции, дав соответствующие доводам кассационной жалобы и отзыва на нее пояснения.
ООО "Приморский лесокомбинат", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направило.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 17.09.2013 между ООО "ТД РФП" (арендатор) и ООО "Дальнереченсклес" (арендодатель) заключен договор аренды железнодорожных путей необщего пользования N ТД-42/09, по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял в аренду следующие объекты недвижимого имущества:
- железнодорожный подъездной путь протяженностью 422,3 п. м инв N 05:408:001:002553450, кадастровый (условный) номер: 25:29:00 00 00:00:002553450, расположенный по адресу: Приморский край, г. Дальнереченск, ул. Калинина, 11 (далее - путь N 1 "Новый");
- железнодорожный тупик, протяженностью 497,9 п. м инв N 056408:001:2553460 кадастровый (условный) номер: 25:29:00 00 00:00:00000/0, расположенный по адресу: Приморский край, г. Дальнереченск, ул. Калинина, 11 (далее - путь N 4 "Биржа").
Объекты переданы для использования в целях осуществления эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, в том числе подачи и уборки железнодорожного подвижного состава ООО "ТД РФП" (пункт 1.2 договора).
Для исполнения своих обязательств обществу "ТД РФП" необходимо осуществлять проезд по путям необщего пользования, принадлежащих ООО "НИКА" и ООО "Приморский лесокомбинат".
01.04.2014 между ООО "Приморский лесокомбинат" (ветвевладелец) и ООО "ТД РФП" (клиент) заключен договор N ТД-06/2014 о предоставлении подъездных путей для пропусков через них вагонов, по условиям которого ветвевладелец предоставляет клиенту железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ветвевладельцу на праве собственности, для пропуска через него ж/д вагонов, поступивших в адрес клиента подаваемых и убираемых локомотивом ОАО "РЖД" ст. Дальнереченск-1 по участку пути ветвевладельца до мест погрузки-выгрузки грузов ООО "ТД РФП".
Протяженность подъездного железнодорожного пути необщего пользования, представленного ООО "ТД РФП" для пропуска вагонов, составляет:
- от ст. Дальнереченск-1 до стрелки N 2-224 п. м,
- от ст. Дальнереченск-2 до стрелки N 3-796 п. м (пункт 1.2 договора).
Пунктом 2.2 договора установлено, что оплата за предоставление пути составляет 8 руб. 60 коп. за вагонометр.
Дополнительным соглашением от 01.01.2015 N 1 стороны изменили размер оплаты за пользование ж/д путем, увеличив его до 9 руб. 08 коп. за 1 (один) вагонометр.
Оставление обществом "Приморский лесокомбинат" письма общества "ТД РФП" о предоставлении калькуляции затрат на содержание ж/д пути ООО "Приморский лесокомбинат" с расшифровкой по статьям расходов, исходя из которой определена стоимость по договору, послужило основанием для обращения ООО "ТД РФП" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 60 УЖТ РФ отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
В пункте 3 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъясняется, что заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом (статья 60 УЖТ РФ).
Согласно статье 64 УЖТ РФ между названными лицами могут заключаться договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов.
Данные правила Устава не запрещают заключения соответствующих договоров между владельцами железнодорожных путей необщего пользования, не примыкающих к железнодорожным путям общего пользования (постановление Президиума ВАС РФ от 16.02.2010 N 13138/09).
Таким образом, поскольку истец имеет возможность использовать по назначению принадлежащее ему на праве аренды имущество только через находящиеся в собственности ответчика железнодорожные пути необщего пользования, то заключение договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования между ООО "ТД РФП" и ООО "Приморский лесокомбинат" является обязательным.
Как следует из материалов дела, между сторонами 01.04.2014 заключен договор N ТД-06/2014, однако в дальнейшем разногласия между истцом и ответчиком возникли относительно установления с 01.01.2015 платы за пользование ж/д путем в размере 9 руб. 08 коп. за 1 (один) вагонометр. Так, по мнению истца, указанная цена является чрезвычайно завышенной, экономически обоснованной является плата в размере 2 руб. 79 коп. за 1 (один) вагонометр без учета НДС. При этом, ссылаясь на нормы статей 166, 179 Гражданского кодекса Российской Федерации, ООО "ТД РФП" просит признать пункт 2.2. договора недействительным.
Отказывая в удовлетворении иска, суды обеих инстанций исходили из того, что позиция истца о навязывании ответчиком невыгодных условий по сравнению с другими контрагентами, а также о том, что ООО "Приморский лесокомбинат" занимает доминирующее положения на рынке, не подтверждена надлежащими доказательствами.
Так, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, суды установили, что из представленных ответчиком с иными контрагентами договоров следует, что в договоре от 30.04.2014 N 8, заключенном с ООО "Орел" о предоставлении пути для пропуска вагонов клиента, установлена оплата в размере 08,60 руб. за вагонометр. Дополнительным соглашением от 30.12.2014 размер оплаты изменен до 09,08 руб. В договоре от 02.01.2012, заключенном с ИП Лазаревым А.И., согласно которому предпринимателю предоставлен путь 224 м (длина пути в 3 раза меньше, чем предоставлена истцу), плата установлена в размере 06,70 руб. за вагонометр. С 01.01.2014 оплата увеличена до 08,60 руб. за вагонометр.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.1995 N 239 утвердило перечни услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также перечень транспортных услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
В указанный перечень включены, транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что услуги по пропуску вагонов относятся к услугам, подлежащим тарифному регулированию; стороны могут реализовать право использования железнодорожных путей необщего пользования в порядке, предусмотренном статьей 60 УЖТ РФ, применяя при расчетах за услуги установленные тарифы.
Таким образом, судам в целях разрешения вопроса о недействительности договора в части установленной цены надлежало исследовать обстоятельства наличия (отсутствия) утвержденного для ответчика органами исполнительной власти Приморского края тарифа за пользование принадлежащими ответчику железнодорожными путями необщего пользования.
Однако в рассматриваемом случае судами не исследованы фактические обстоятельства, имеющие значение для дела.
Изложенное свидетельствует о том, что обжалуемые судебные акты приняты по недостаточно исследованным обстоятельствам, имеющим значение для дела, следовательно подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду необходимо устранить допущенные нарушения, предложить сторонам принять меры к урегулированию спора; рассмотреть все условия дополнительного соглашения на соответствие нормам материального права; дать оценку всем доводам сторон с учетом всех обстоятельств дела, применить подлежащие применению нормы материального права, по правилам главы 7 АПК РФ, вынести обоснованное, объективное и законное решение.
Согласно части 1 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций является несоответствие выводов суда, содержащихся в судебном акте, фактическим обстоятельствам дела, установленными судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение или неправильное применение норм процессуального права.
Судебные расходы в связи с рассмотрением кассационной жалобы подлежат распределению в порядке статьи 110 АПК РФ судом первой инстанции при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.06.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2015 по делу N А73-4903/2015 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Камалиева |
Судьи |
А.В. Солодилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.