г. Хабаровск |
|
21 декабря 2015 г. |
Дело N А73-13276/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: И.А. Тарасова
судей: А.В. Солодилова, Г.А. Камалиевой
при участии:
от ООО "Жилмассив": представитель Громов А.В., по доверенности от 05.05.2015;
от Министерства обороны РФ: представитель Гуссейнов А.Г., по доверенности от 04.02.2015 N 212/1/194;
от Министерства финансов РФ: представитель Климова Т.С., по доверенности от 01.06.2015 N 22-13-16/12;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на определение от 07.08.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 по делу N А73-13276/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ж.В. Жолондзь; в суде апелляционной инстанции судьи: Т.Д. Козлова, А.И. Михайлова, С.Б. Ротаря
по заявлению Министерства обороны Российской Федерации об изменении порядка исполнения судебного акта
в рамках дела по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилмассив"
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 1 986 008 руб. 98 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилмассив" (ОГРН 1032700510908, далее - ООО "Жилмассив", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о взыскании 1 778 783 руб. 75 коп. неосновательного обогащения, образовавшегося на стороне ответчика в связи с неоплатой оказанных истцом услуг по управлению и содержанию общего имущества многоквартирного дома, а также начисленных на него процентов по статье 395 ГК РФ за период с 26.11.2011 по 25.09.2014 в размере 207 825 руб. 23 коп. за счет средств казны Российской Федерации.
Решением суда от 17.12.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015, исковые требования удовлетворены в полном объеме. 05 мая 2015 года выдан исполнительный лист серии ФС N 000095552.
Министерство финансов Российской Федерации 17.07.2015 обратилось в арбитражный суд с заявлением об изменении порядка исполнения решения от 17.12.2014. Просило указать, что решение суда подлежит исполнению Министерством обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации на реализацию соответствующих полномочий.
Определением суда от 07.08.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015, заявление Министерства финансов Российской Федерации удовлетворено.
В кассационной жалобе Министерство обороны просит Арбитражный суд Дальневосточного округа указанные судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального права, в удовлетворении заявления Министерства финансов отказать.
Заявитель указывает, что по смыслу статьи 324 АПК РФ изменение способа исполнения судебного акта не должно допускать изменения его содержания и выходить за пределы рассмотрения иска. Между тем изменение способа исполнения решения в данном случае фактически привело к изменению существа судебного акта, что недопустимо.
Оспаривает правомерность обращения Министерства финансов в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения судебного акта, ссылаясь на то, что указанное лицо не являлось стороной по спорному делу.
Ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих наличие затруднений при исполнении решения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Жилмассив" доводы Министерства обороны поддержало, просило обжалуемые судебные акты отменить как незаконные по изложенным основаниям.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители Министерства финансов, Министерства обороны и общества поддержали позиции, изложенные в заявлении, кассационной жалобе, отзыве на нее соответственно.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений осуществляется с лицевых счетов, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В силу пункта 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации исполняет судебные акты по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с главных распорядителей средств бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
В силу подпункта "к" пункта 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации. Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий (подпункт 71 пункта 7 раздела II Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082).
Министерству обороны на праве собственности принадлежит функциональное (встроенное) помещение I (1-30) площадью 1248,9 кв.м, расположенное в многоквартирном жилом доме N 62 по улице Квартал ДОС (Большой Аэродром) в городе Хабаровске.
Долг, взысканный решением суда от 17.12.2014, возник в результате неисполнения Министерством обороны Российской Федерации обязательства собственника по оплате за содержание и ремонт общего имущества указанного многоквартирного жилого дома.
В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 года N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Министерству обороны Российской Федерации на приобретение коммунальных услуг в 2012 году выделено 84 395 525,3 тыс.руб.
Федеральным законом от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" Министерству финансов Российской Федерации на те же цели предусмотрено 31 800 610, 4 тыс. руб.
Таким образом, как установлено судами, Министерству обороны выделялись из федерального бюджета средства на содержание общего имущества многоквартирных домов, в которых располагаются помещения, принадлежащие Российской Федерации на праве собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2003 года N 467-О, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела. Таким образом, суд разрешает указанные вопросы с учетом установленных им фактических обстоятельств, влияющих на возможность исполнения судебного акта, оценивая представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные доказательства, суд установил, что исполнение судебного акта по настоящему делу должно осуществляться не Минфином России за счет средств казны Российской Федерации в порядке статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а территориальным органом Федерального казначейства по месту открытия должнику (Минобороны России) как получателю средств федерального бюджета лицевого счета в порядке, установленном п. 1 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с учетом положений ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При этом суд учел, что расходы на содержание спорного имущества (квартир в многоквартирном доме, собственником которых является Российская Федерация в лице Минобороны России) должно нести Минобороны, как орган государственной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении данного имущества.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу об обоснованности заявленного Министерством финансов ходатайства и необходимости изменения порядка исполнения решения от 17.12.2014 путем исполнения Министерством обороны за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны РФ на реализацию полномочий собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации.
Доводы заявителя о том, что Министерство финансов не является лицом, участвующим в деле, вследствие чего не могло обращаться в суд с заявлением об изменении порядка исполнения судебного акта, являются ошибочными, поскольку приведены без учета того, что именно к Министерству финансов поступил на исполнение исполнительный лист по настоящему делу.
Ссылка заявителя на то, что удовлетворение заявления Министерства финансов привело к изменению существа судебного акта, на отсутствие доказательств наличия затруднений при исполнении решения основана на неверном толковании заявителем приведенных выше норм закона и обстоятельств дела, установленных судами, в связи с чем подлежит отклонению.
Учитывая изложенное, основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 07.08.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 по делу N А73-13276/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Тарасов |
Судьи |
А.В. Солодилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.