г. Хабаровск |
|
08 февраля 2016 г. |
Дело N А51-5196/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Новиковой С.Н., Цирулик О.В.
при участии
от ГЛК "Пятачок" - Калайда В.П., председатель, Базылев Д.А., представитель по доверенности;
от УГА администрации г.Владивостока - Грачева А.Ю., представитель по доверенности от 30.09.2015;
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Авто-Стоп", Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 по делу N А51-5196/2015 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в апелляционном суде судьи: Еремеева О.Ю., Анисимова Н.Н., Гончарова А.В.
По заявлению гаражно-лодочного кооператива "Пятачок"
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока, обществу с ограниченной ответственностью "Авто-Стоп", Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края
третьи лица: Департамент лесного хозяйства Приморского края, общество с ограниченной ответственностью "Топограф"
об оспаривании решений, об исключении сведений из государственного кадастра
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 26.01.2016 до 15 часов 30 минут 01.02.2016.
Гаражно-лодочный кооператив "Пятачок" (ОГРН 1082539006120, место нахождения: 690049, Приморский край, г.Владивосток, ул.Русская, 64; далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным распоряжения Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (ОГРН 1092536003812, место нахождения: 690091, Приморский край, г.Владивосток, Океанский проспект, 20; далее - управление) от 13.05.2014 N 879 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Лазурная, 16, вид разрешенного использования: туристические базы, обществу ограниченной ответственностью "Авто-Стоп" (ОГРН 1132536006712, место нахождения: 690091, Приморский край, г.Владивосток, ул.Пушкинская, 25Е, офис 1; далее - общество); обязании филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата" по Приморскому краю (ОГРН 1027700485757, место нахождения: 107078, г.Москва, пер.Орликов, 10/1; далее - кадастровая палата) исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ данного земельного участка; о признании незаконным распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент) от 23.10.2014 N 2822-рз "О предоставлении ООО "Авто-Стоп" земельного участка по адресу: г.Владивосток, ул.Лазурная, 16" (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Департамент лесного хозяйства Приморского края (место нахождения: 690000, Приморский край, г.Владивосток, ул.Белинского, 3А; далее - департамент лесного хозяйства), общество с ограниченной ответственностью "Топограф" (место нахождения: 690000, Приморский край, г.Владивосток, ул.Амурская, 16-40; далее - общество "Топограф").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме; признаны незаконными распоряжения управления от 13.05.2014 N 879 и департамента от 23.10.2014 N 2822-рз, на кадастровую палату возложена обязанность исключить из государственного кадастрового недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 25:28:050085:56, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Лазурная, 16.
Считая постановление апелляционного суда от 26.10.2015 незаконным и необоснованным, управление, общество и кадастровая палата обратились в суд округа с кассационными жалобами.
Управление в своей кассационной жалобе просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что утверждение схемы расположения земельного участка является лишь промежуточным этапом процедуры предоставления земельного участка, в результате которого утверждается технический документ, не предоставляющий права на земельный участок. Указывает, что на момент утверждения обществу схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 25:28:050085:56 в ГКН отсутствовали сведения о правах третьих лиц в отношении испрашиваемой территории, что исключает незаконность действий органа местного самоуправления по его формированию. Также обращает внимание суда округа на невозможность распространения положений Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в отношении участка лесного фонда, предоставленного в аренду кооперативу, поскольку право собственности Российской Федерации на этот объект зарегистрировано после введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации.
Общество в кассационной жалобе также настаивает на отмене постановления суда апелляционной инстанции с оставлением в силе решения от 13.08.2015, считая ошибочным вывод о том, что участок лесного фонда является ранее учтенным, установление границ которого при постановке на государственный кадастровый учет не требуется. Настаивая на соблюдении процедуры предоставления земельного участка, регламентированной действующим законодательством, общество полагает, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050085:56 правомерно поставлен на государственный кадастровый учет как вновь образованный объект недвижимости. Кроме того, заявитель указывает на отсутствие в действующем законодательстве положений, предусматривающих исключение из ГКН сведений о границах указанного земельного участка.
Кадастровая палата в жалобе (с учетом уточнений) просит изменить постановление от 26.10.2015 и принять новый судебный акт об обязании органа кадастрового учета исключить сведения о земельном участке с кадастровым номером 25:28:050085:56 из ГКН. Указанная мера, по мнению заявителя жалобы, обеспечит восстановление нарушенных прав истца, поскольку данный земельный участок носит статус "временный", формировался в порядке, установленном частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости, Закон N 221-ФЗ), на основании документов, предусмотренных статьей 22 данного Закона, а, следовательно, такой объект недвижимости не может существовать без определения его границ в ГКН.
Кооператив и департамент лесного хозяйства в отзывах на кассационные жалобы изложенные в них доводы отклонили, считая оспариваемый по делу судебный акт законным и обоснованным.
Департамент и ООО "Топограф" правовую позицию по кассационным жалобам посредством предоставления отзывов в суд округа не представили.
В судебном заседании, проведенном в соответствии с положениями статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, представители кооператива и управления поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, дав соответствующие пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что он подлежит изменению в силу следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 96 000 кв.м, адрес объекта: Владивостокское лесничество, Лазурное участковое лесничество, квартал 68, часть выдела 6, выдел 9 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 15.07.2010 серии 25-АВ N 402748).
21.04.2011 между Управлением лесным хозяйством Приморского края и кооперативом по результатам аукциона был заключен договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 54/41. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
В ходе проведения землеустроительных работ, а именно при уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:639, кадастровая палата решением от 17.02.2015 N Ф01/15-11893 приостановила осуществление кадастрового учета в связи с пересечением границ земельного участка с кадастровым номером 25:28:050085:56.
Земельный участок с кадастровым номером 25:28:050085:56 поставлен на государственный кадастровый учет 02.06.2014.
Указанный земельный участок был сформирован в результате издания управлением распоряжения от 13.05.2014 N 879 об утверждении ООО "Авто-Стоп" схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Лазурная, 16, площадью 9 248 кв.м, вид разрешенного использования: туристические базы; цель предоставления: для размещения туристической базы; и предоставлен обществу на праве аренды распоряжением департамента от 23.10.2014 N 2822-рз. Однако договор аренды уполномоченным органом с обществом заключен не был.
Полагая, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050085:56 сформирован и поставлен на кадастровый учет с нарушением требований земельного законодательства Российской Федерации, что нарушает права и экономические интересы кооператива, поскольку препятствует уточнению сведений о границах земельного участка, принадлежащего ему на праве аренды, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вводным законом к Лесному кодексу Российской Федерации предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2).
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным (пункт 2 статьи 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу Российской Федерации).
В силу части 6 статьи 39 Закона N 221-ФЗ согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Согласно пункту 1 статьи 45 данного Закона государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Таким образом, в силу закона одинаковый правовой статус ранее учтенных земельных участков имеют следующие лесные участки в составе лесного фонда:
в отношении которых имеется план лесного участка;
в отношении которых зарегистрированы вещные права и их ограничения;
прошедшие государственный кадастровый учет без описания их границ в соответствии с требованиями кадастрового законодательства (в виде учетной записи в государственном кадастре недвижимости).
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 этого Кодекса, то есть в порядке лесоустройства.
Пунктами 1 и 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции на дату подписания договора аренды от 21.04.2011 N 54/41 было установлено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. В силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре недвижимости.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 Вводного закона в применимой редакции до 01.01.2012 допускалось предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
В действующей редакции указанной нормы данный срок установлен до 01.01.2017 и пунктами 2 и 3 статьи 4.1 Вводного закона определено, что при предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Как установлено судом апелляционной инстанции, лесной участок с условным номером 25-25-01/106/2010-346 общей площадью 96 000 кв.м, адрес объекта: Приморский край. Владивостокский городской округ, Владивостокское лесничество, Лазурное участковое лесничество, квартал 68, часть выдела 6, выдел 9, категория земель: земли лесного фонда, является федеральной собственностью (свидетельство от 15.07.2010 25-АБ N 402748). Данный участок поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный с присвоением кадастрового номера 25:28:000000:639 без определения границ, а также имеет учетную запись в государственном лесном реестре номер 202/1105028-2010-06.
Описание данного земельного участка как объекта договора аренды от 21.04.2011 N 54/41 установлено вступившими в законную силу судебными актами (дела N А51-19407/2014 и N А51-13532/2015) в соответствии с требованиями части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации как в редакции на дату заключения договора, так и в действующей редакции (по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади). Местоположение и границы участка указаны на карте-схеме, являющейся неотъемлемой частью договора аренды.
Факт наложения земельного участка, предоставленного кооперативу в аренду, и земельного участка с кадастровым номером 25:28:050085:56 подтвержден межевым планом измененного земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:639 от 08.09.2015 и решением кадастровой палаты от 05.10.2015 о приостановлении осуществления кадастрового учета.
В такой ситуации апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что в данном случае у органа местного самоуправления отсутствовали предусмотренные статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации основания для формирования спорного земельного участка по заявлению общества и утверждению схемы его расположения за счет территории уже существующего земельного участка, ранее отведенного кооперативу для целей осуществления рекреационной деятельности.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанций правомерно посчитал, что оспариваемые распоряжения управления и департамента противоречат действующему законодательству и нарушают права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данные выводы апелляционного суда по настоящему делу соответствуют имеющимся в деле доказательствам, основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах и сделаны с правильным применением норм материального права.
Доводы администрации и общества в жалобах относительно отсутствия у земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:639 статуса ранее учтенного, основаны на неправильном толковании заявителями положений действующего законодательства, не опровергают правомерности и обоснованности выводов апелляционного суда, в связи с чем они не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иные доводы администрации и общества о несогласии с выводами суда относительно недействительности оспариваемых решений уполномоченных органов направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных апелляционным судом фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной инстанции недопустимо. Кроме того названные доводы приводились в апелляционной инстанции, были рассмотрены судом и в результате чего мотивировано отклонены в обжалуемом судебном акте.
Поскольку вещное право Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:639, а также обременение в виде аренды уже были зарегистрированы, суд апелляционной инстанции верно счел, что постановка земельного участка с кадастровым номером 25:28:050085:56 на кадастровый учет произведена незаконно ввиду наложения на ранее учтенный участок лесного фонда.
Из анализа положений статьи 2 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что признавая незаконным бездействие органа государственной власти или органа местного самоуправления, суд вправе обязать этот орган совершить какое-либо из предусмотренных законом действий, не ограничивая при этом право органа, чье бездействие оспаривается, на совершение того или иного действия.
В качестве способа восстановления нарушенного права ГЛК "Пятачок" апелляционный суд обязал орган кадастрового учета исключить из государственного кадастрового недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 25:28:050085:56, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул. Лазурная, 16.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости описание местоположения границ земельного участка является сведениями об уникальных характеристиках объекта недвижимости и вносится в государственный кадастр недвижимости.
Систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе является государственный кадастр недвижимости (пункт 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
По смыслу приведенных выше норм права, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, за исключением случаев, предусмотренных статьей 45 Закона о государственном кадастре недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером 25:28:050085:56 носит статус "временный", формировался в порядке, установленном частью 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости, на основании документов, предусмотренных статьей 22 данного Закона, а, следовательно, такой объект недвижимости не может существовать без определения его границ в ГКН.
Принимая во внимание, что распоряжение управления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, послужившее основанием для осуществления кадастрового учета объекта недвижимости признано незаконным, судебная коллегия считает, что надлежащим способом устранения допущенного нарушения прав и законных интересов кооператива будет полное исключение из ГКН сведений о земельном участке с кадастровым номером 25:28:050085:56 (пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что существенные обстоятельства дела установлены судом апелляционной инстанции в полном объеме, однако выводы в данной части основаны на неправильном применении норм права, суд кассационной инстанции считает возможным удовлетворить кассационную жалобу кадастровой палаты и изменить постановление суда апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 по делу N А51-5196/2015 Арбитражного суда Приморского края изменить.
Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата" по Приморскому краю исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 25:28:050085:56, расположенном по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Лазурная, 16.
В остальном постановление от 26.10.2015 оставить без изменения.
Приостановление исполнения обжалуемого по делу судебного акта, принятое определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.12.2015 N 0000316, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
С.Н. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.