г. Хабаровск |
|
19 февраля 2016 г. |
Дело N А51-13115/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Брагиной Т.Г.
Судей: Луговой И.М., Мильчиной И.А.
при участии:
от заявителя: ЗАО "Дальзавод-Терминал" - Новиков В.В., представитель по доверенности б/н от 11.01.2016;
от Владивостокской таможни - Вдовина Е.В., представитель по доверенности N 81 от 01.02.2016;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни на решение от 18.08.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015 по делу N А51-13115/2015 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Черняк Л.М., в апелляционном суде судьи: Бессчасная Л.А., Пяткова А.В., Солохина Т.А.
по заявлению закрытого акционерного общества "Дальзавод-Терминал" к Владивостокской таможне
о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 05.06.2015 N 04-2-23/4133
Закрытое акционерное общество "Дальзавод-Терминал" (ОГРН 1022501288831, место нахождения: 690001, г.Владивосток, ул.Экипажная,1, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Владивостокской таможни (ОГРН 1052504398484, место нахождения: 690003, г.Владивосток, ул.Посьетская,21 "А", далее - таможенный орган) выдать паспорт самоходной машины и других видов техники на терминальный тягач "Kalmar" модели TR618i, ввезенный на территорию Российской Федерации по декларации на товары N 10702030/140415/0020761 (далее - ДТ N 20761), изложенного в письме от 05.06.2015 N 04-2-23/4133.
Решением суда от 18.08.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной таможенным органом в Арбитражный суд Дальневосточного округа, ставится вопрос об отмене судебных актов со ссылкой на неправильное применение норм материального права.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ЗАО "Дальзавод-Терминал" на основании контракта N СМ14-05-23 от 12.05.2014, заключенного с компанией "CARGOTEC Finland Oy", ввезло на территорию Таможенного союза новый полноприводный терминальный тягач "Kalmar" модели TR618i, задекларированный по ДТ N 20761, выпущенный таможней 24.04.2015 в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления, после чего общество обратилось в таможенный орган с заявлением о выдаче паспорта самоходной машины на терминальный тягач, ввезенный по указанной выше декларации.
Начальником таможенного поста Морской порт Владивосток Владивостокской таможни на письмо общества от 13.05.2015 N 135 дан ответ от 05.06.2015 N 04-2-23/4133 о том, что паспорт самоходной машины будет выдан после уплаты утилизационного сбора.
Расценив полученный ответ как отказ, нарушающий права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
Пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, в числе которых названы лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Этим же постановлением утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.
В соответствии с пунктом 7 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств оформляются и выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" на таможенные органы возложена обязанность по выдаче паспортов на самоходные машины в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории Российской Федерации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин.
Указанная обязанность является дополнительной функцией таможенных органов, при реализации которой они осуществляют контроль за полнотой уплаты утилизационного сбора.
Наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
При рассмотрении материалов дела судебными инстанциями установлено, что ввезенный заявителем на таможенную территорию Таможенного союза терминальный тягач задекларирован по коду ТН ВЭД 8709 19 900 0 "Транспортные средства промышленного назначения, самоходные, не оборудованные подъемными или погрузочными устройствами, используемые на заводах, складах, в портах или аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния, прочие". Согласно сертификату соответствия N TC RU C-FI.MT22.B.00091, выданному органом по сертификации специальных и специализированных автотранспортных средств и услуг на автомобильном транспорте - "САМТ-Фонд", терминальный тягач поименован как "Трактор-тягач промышленный", код ТН ВЭД ТС 8709 19 900 0, соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823.
Руководством для оператора терминального тягача, изданным производителем, установлено, что тягачи для перевалочных складов модели с четырехколесным приводом TR разработаны в основном для трейлерных перевозок в порту, где для загрузки судов требуется мощная машина, толкающая и вытягивающая грузы на сходнях.
В приложении N 2 к контракту N СМ14-05-23 от 12.05.2014, на основании которого обществом приобретен в собственность терминальный тягач, указано ограничение скорости тягача - 23 км/ч.
Исходя из системного анализа законодательства, регулирующего вопросы уплаты утилизационного сбора, в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, судебные инстанции пришли к выводу о том, что требование таможни о необходимости взимания утилизационного сбора за терминальный тягач, ввезенный заявителем по ДТ N 20761, изложенное в письме от 05.06.2015 N 04-2-23/4133, является неправомерным и противоречит Закону N 89-ФЗ и Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", поскольку ввезённый терминальный тягач не относится к указанной категории транспортных средств.
Принимая во внимание, что паспорт на самоходную машину, ввезенную на территорию Российской Федерации, должен быть выдан непосредственно после завершения таможенного оформления такой машины, вывод судебных инстанций о нарушении прав общества, обязанного в силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" в течение 10 суток после выпуска товара зарегистрировать транспортное средство, правомерен.
Доводы заявителя жалобы, сводящиеся к несогласию с выводами судебных инстанций, и иное толкование им норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.08.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015 по делу N А51-13115/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Г.Брагина |
Судьи |
И.М.Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.