г. Хабаровск |
|
14 апреля 2016 г. |
А73-8205/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: Г.В. Котиковой, И.А. Мильчиной
при участии:
от заявителя: ОАО "Сахалинэнерго" - Туров Ю.К., представитель по доверенности от 11.01.2016 N 18-60;
от Дальневосточного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - Волченко Е.Г., представитель по доверенности от 27.01.2015 N 80;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго"
на решение от 07.10.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015
по делу N А73-8205/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.Г. Серга; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.А. Швец, Е.В. Вертопрахова, Е.Г. Харьковская
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" (ОГРН 1026500522685, ИНН 6500000024, место нахождения: 693020, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический пр-кт, 43)
к Дальневосточному управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1052700169741, ИНН 2721125313, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Комсомольская, 72)
о признании недействительным пункта предписания
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" (далее - общество, ОАО "Сахалинэнерго") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным пункта 26 предписания Дальневосточного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, Госжелдорнадзор) от 27.03.2015 N Ж-27-099/03-ОГЧС.
Решением суда от 07.10.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015, в удовлетворении заявленного требования обществу отказано.
Общество в кассационной жалобе, поддержанной представителем в судебном заседании, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что судами ошибочно не приняты во внимание документы о том, что спорный тепловоз является технологическим транспортом, используемым организацией для собственных нужд. Указанное, по мнению представителя, опровергает позицию проверяющих и судов о невозможности его эксплуатации.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании суда кассационной инстанции в лице своего представителя, возражая относительно приведенных в ней доводов, просили оставить ее без удовлетворения.
Суд округа, изучив материалы дела, заслушав представителей, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами из материалов дела установлено следующее.
Обстоятельства проведения плановой проверки в отношении ОАО "Сахалинэнерго" по вопросам обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнения лицензионных требований при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, зафиксированы Управлением в акте проверки от 27.03.2015 N Ж-27-009/03-ОГЧС.
Одним из выявленных в ходе проверки нарушений, является нарушение по подвижному составу, которое выразилось в том, что обществом допускается выпуск тепловоза ТГМ 4Б-0691 1992 года выпуска, выработавшего срок службы (пункт 26 акта проверки).
По результатам проверки обществу выдано предписание от 27.03.2015 N Ж-27-009/03-ОГЧС, пунктом 26 которого запрещена эксплуатация тепловоза ТГМ 4Б-0691 1992 года выпуска, выработавшего срок службы.
Не согласившись с пунктом 26 предписания, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности оспариваемого ненормативного правового акта в оспариваемой части. Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции. При этом суды, по мнению суда округа, правомерно исходили из следующего.
Из статьи 198 АПК РФ следует, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ) железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования, не регулируемая настоящим Федеральным законом, регламентируется иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 17-ФЗ железнодорожный транспорт необщего пользования - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд.
Частью 2 статьи 20 Федерального закона N 17-ФЗ установлено, что владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологическую безопасность.
В силу пункта 4 Межгосударственного стандарта: Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения. ГОСТ 27.002-89, утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 15.11.89 N 3375 срок службы - это календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния.
Приказом Министерства путей сообщения СССР от 24.01.1991 N ЦТЛ-32 установлен нормативный срок службы тепловоза маневрового и промышленного с гидравлической передачей мощностью 550 кВт и выше который составляет 20 лет.
Согласно статье 2 Технического регламента ТС "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" ТР ТС 003/2011, утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 710 технологический железнодорожный транспорт - это железнодорожный транспорт, предназначенный для перемещения товаров на территории организаций и выполнения начально - конечных операций с железнодорожным подвижным составом, не имеющим право выхода на железнодорожные пути общего и необщего пользования, для собственных нужд указанных организаций.
Судами из материалов дела установлено, что ОАО "Сахалинэнерго" в нарушение вышеуказанных норм права осуществляет эксплуатацию тепловоза ТГМ 4Б-0691 1992 года выпуска, выработавшего срок службы. Следовательно, требование Управления о запрете его эксплуатации в связи с истечением срока службы, правомерно и соответствует закону.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства судами установлено, что при соблюдении соответствующей процедуры возможно продление сроков службы подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 декабря 2006 года N 170 утвержден Административный регламент Федерального агентства железнодорожного транспорта по исполнению государственной функции по организации в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленной сфере деятельности работы по продлению сроков службы подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте.
Учитывая вышеизложенное, суды пришли к обоснованным выводам о том, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя и основания, предусмотренные пунктом 2 статьи 201 АПК РФ, для признания его недействительным отсутствуют, следовательно, правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судебных инстанций, поскольку они соответствуют действующему законодательству и основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и правильном установлении всех фактических обстоятельств рассматриваемого дела.
Судами правильно применены нормы материального права, нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.10.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 по делу N А73-8205/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.