г. Хабаровск |
|
16 августа 2016 г. |
А51-12262/2015 |
Резолютивная часть постановления от 10 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Брагиной Т.Г.
Судей: Котиковой Г.В., Ширяева И.В.
при участии:
от заявителя: администрации Ханкайского муниципального района Приморского края - представитель не явился;
от управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области - представитель не явился;
от третьих лиц: администрации Ильинского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края, администрации Новокачалинского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края - представители не явились;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу администрации Ханкайского муниципального района Приморского края
на решение от 29.12.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016
по делу N А51-12262/2015 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Кирильченко М.С., в апелляционном суде судьи: Гончарова А.В., Гуцалюк С.В., Номоконова Е.Н.
по заявлению администрации Ханкайского муниципального района Приморского края
к управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области
третьи лица: администрация Ильинского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края, администрация Новокачалинского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края
о признании незаконным предписания
Администрация Ханкайского муниципального района Приморского края (ОГРН 1032501180216, место нахождения: 692684, Приморский край, Ханкайский район, село Камень-Рыболов, ул. Кирова, 8, далее - заявитель, Администрация Ханкайского района, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным предписания управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (ОГРН 1052503032229, место нахождения: 690034, Приморский край, г.Владивосток, ул.Воропаева, 33, далее - Управление) от 21.05.2015 N 15-02 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Определением суда от 23.11.2015 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Ильинского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края и администрация Новокачалинского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края.
Решением суда от 29.12.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной Администрацией Ханкайского района в Арбитражный суд Дальневосточного округа, ставится вопрос об отмене судебных актов со ссылкой на неправильное применение норм материального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается, в том числе на то, что земельные участки, выделенные для размещения полигонов твердых бытовых отходов, расположены на землях специального назначения, управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области не наделено полномочиями по осуществлению государственного земельного надзора в отношении этих участков, Администрация Ханкайского района не является собственником и лицом, уполномоченным по распоряжению этими землями.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. После объявленного перерыва представитель Управления в судебное заседание не явился.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для её удовлетворения.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286-289 АПК РФ.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании приказа и.о. руководителя управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области от 19.03.2015 N 352-пр "О проведении плановой проверки органа местного самоуправления" должностными лицами Управления в период с 18.05.2015 по 21.05.2015 произведен осмотр земельных участков Ханкайского муниципального района Приморского края с целью проверки соблюдения требований охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в кадастровом квартале 25:19:010301 примерно в 800 м на запад от с. Новокачалинск в координатах GPS N 45°06'068" Е 131° 58' 683"; N 45°06'096" Е 131° 58' 715"; N 45°06'147" Е 131° 58' 656" на протяжении 136 м в длину и 72 м в ширину на площади 0,979 га и в кадастровом квартале 25:19:010501 примерно в 2 км от Ильинского перекрестка на запад в направлении с. Комиссарово в координатах GPS N 44°52'868" Е 131° 56' 830" на участке примерной площадью 1,0 га (50-м х 200-м), в ходе которого выявлен факт размещения на земельных участках отходов производства и потребления, в том числе отходов четвертого класса опасности в виде изделий из пластика, полимеров, стекла, резины, металла (бутылки, банки, пакеты, мешки, пленка, шины, ведра, бытовая техника), строительных материалов (шифер), бытовых отходов, и примерный вес веществ составляет по 50 тонн в каждом квартале.
Администрации Ханкайского района выдано предписание от 21.05.2015 N 15-02 об устранении выявленных Управлением нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до 01.08.2015 путем принятия мер в организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов с земельных участков сельскохозяйственного назначения, указанных в предписании.
Не согласившись с вынесенным предписанием об устранении нарушений требований земельного законодательства от 21.05.2015 N 15-02, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о законности предписания, выданного должностным лицом уполномоченного органа по вопросу, отнесённому к его компетенции.
Между тем судом ошибочно не учтено следующее.
Согласно пункту 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 5 статьи 71 ЗК РФ предусмотрено, что должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подпункт 5).
Пунктом 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, предусмотрено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением: а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности; г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора; д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
В силу прямого указания пункта 4 Положения о государственном земельном надзоре полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", что не было учтено судебными инстанциями при рассмотрении возникшего спора.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается, в частности, в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков и в государственном кадастре недвижимости.
Как видно из материалов дела, в обоснование доводов о размещении твердых бытовых отходов на землях, расположенных в зонах специального назначения, Администрация Ханкайского района ссылалась, в том числе на Постановление главы Ханкайского муниципального района от 14.03.2006 N 171 "Об отводе земельного участка для устройства свалки утилизации бытовых отходов Ильинского сельского поселения", Постановление Администрации Ханкайского муниципального района от 28.06.2011 N 421-па "Об утверждении актов предварительного согласования и определении земельных участков для размещения участков компостирования твёрдых бытовых отходов Новокачалинскому сельскому поселению", Правила землепользования и застройки Новокачалинского сельского поселения, утверждённые решением муниципального комитета от 12.05.2014, Правила землепользования и застройки Ильинского сельского поселения, утверждённые решением муниципального комитета от 02.07.2014 N 160, заключения Роспотребнадзора о соответствии отведённых земельных участков для устройства свалки утилизации бытовых отходов требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Однако в нарушение положений статей 71, 170 АПК РФ указанным доводам и доказательствам суды не дали никакой правовой оценки.
В связи с тем, что судами допущены нарушения как норм материального, так и норм процессуального права, обжалуемые судебные акты в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.12.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 по делу N А51-12262/2015 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Г.Брагина |
Судьи |
Г.В.Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.