г. Хабаровск |
|
06 августа 2018 г. |
А51-15800/2017 |
Резолютивная часть постановления от 02 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи Лесненко С.Ю.
Судей: Михайловой А.И., Ширяева И.В.
при участии
без явки представителей лиц, участвующих в деле
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Дальнегорску Приморского края
на решение от 17.11.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018
по делу N А51-15800/2017 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Попов Е.М., в апелляционном суде судьи: Бессчасная Л.А., Сидорович Е.Л., Солохина Т.А.
по заявлению Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго"
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Дальнегорску Приморского края
о признании незаконными решений
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (ОГРН 1022500614861, место нахождения: 692442, Приморский край, г.Дальнегорск, ул.Приморская, 13А; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными решений Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Дальнегорску Приморского края (ОГРН 1022500615015, ИНН 2505008439, место нахождения: 692441, Приморский край, г.Дальнегорск, просп.50 лет Октября, 49; далее - фонд) от 28.03.2017 N N 035S19170002683, 035S19170002684, 035S19170002685, 035S19170002686, 035S19170002687, 035S19170002688; от 30.03.2017 N N 035S19170002765, 035S19170002764, 035S19170002763, 035S19170002762, 035S19170002761; от 12.05.2017 N N 035S19170004517, 035S19170004518 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.11.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на неправильное применение арбитражными судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требований заявителя. Фактически доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что предоставление дополнительных сведений о застрахованных лицах без указания ранее сведений о них в форме СЗВ-М с типом "исходная" образует состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей в суд округа не обеспечили.
В соответствии со статьями 163, 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 28.03.2018, далее рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 26.04.2018, затем производство по кассационной жалобе приостанавливалось в порядке пункта 1 части 1 статьи 143 Кодекса до принятия Верховным Судом Российской Федерации судебного акта по делу N А73-910/2017 Арбитражного суда Хабаровского края (N 303-КГ18-99) и размещения на официальном сайте; производство по кассационной жалобе фонда возобновлено 09.07.2018.
В процессе рассмотрения дела судом кассационной инстанции в составе суда произведена замена в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, после чего судебное разбирательство произведено с самого начала.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов настоящего дела, фондом на основании представленных КГУП "Примтеплоэнерго" исходных форм СЗВ-М и дополняющих форм СЗВ-М за апрель - ноябрь 2016 проведены проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
По результатам проверок составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 15.02.2017 N N 035S18170001469, 035S18170001468, 035S18170001467, 035S18170001466, 035S18170001465, 035S18170001273; от 10.02.2017 N N 035S18170001275, 035S18170001276, 035S18170001278, 035S18170001279, 035S18170001280; от 04.05.2017 N N 035S18170003345, 035S18170003344.
Проверками установлено, что страхователь представил фонду неверные сведения о 68 застрахованных лицах, так как информация о них имеется лишь в дополняющих формах СЗВ-М, при том, что в исходных формах сведения о них отсутствуют.
По результатам рассмотрения вышеуказанных актов, управлением приняты решения от 28.03.2017 N N 035S19170002683, 035S19170002684, 035S19170002685, 035S19170002686, 035S19170002687, 035S19170002688; от 30.03.2017 N N 035S19170002765, 035S19170002764, 035S19170002763, 035S19170002762, 035S19170002761; от 12.05.2017 N N 035S19170004517, 035S19170004518 "о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", о привлечении предприятия к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде финансовых санкций в общем размере 34 000 руб.
Считая указанные решения не законными и нарушающими права и законные интересы предприятия в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, который удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности за вмененное правонарушение (представление неполных сведений о застрахованных лицах), поскольку последнее самостоятельно обнаружило ошибку в сведениях о застрахованных лицах за апрель - ноябрь 2016 года и устранило ее посредством направления дополняющих форм СЗВ-М до момента выявления такой ошибки фондом.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд округа не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, нарушение которого выявлено фондом, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В силу статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Судами установлено и следует из материалов дела, что при подаче в фонд исходных сведений по форме СЗВ-М за апрель - ноябрь 2016 года заявителем были предоставлены недостоверные (неполные) сведения о застрахованных лицах, однако достоверные (полные) сведения в отношении всех застрахованных лиц за вышеуказанный отчетный период были предоставлены предприятием до проведения фондом проверки, что подтверждается извещениями о доставке положительных (с отметкой корректна) протоколов входного контроля.
Таким образом, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения фондом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
В связи с изложенным суды пришли к правильному выводу об отсутствии законных оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку вина последнего отсутствует, а страхователь реализовал свое право на исправление представленных неполных сведений.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99.
Доводы заявителя кассационной жалобы относительно наличия вины страхователя сводятся к несогласию фонда с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Иных доводов, имеющих существенное значение для дела и влияющих на правильность принятых по делу судебных актов, заявителем в кассационной жалобе не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов суда первой инстанции и апелляционного суда, судом округа не установлено. С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 17.11.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 по делу N А51-15800/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и следует из материалов дела, что при подаче в фонд исходных сведений по форме СЗВ-М за апрель - ноябрь 2016 года заявителем были предоставлены недостоверные (неполные) сведения о застрахованных лицах, однако достоверные (полные) сведения в отношении всех застрахованных лиц за вышеуказанный отчетный период были предоставлены предприятием до проведения фондом проверки, что подтверждается извещениями о доставке положительных (с отметкой корректна) протоколов входного контроля.
Таким образом, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения фондом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
В связи с изложенным суды пришли к правильному выводу об отсутствии законных оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку вина последнего отсутствует, а страхователь реализовал свое право на исправление представленных неполных сведений.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 августа 2018 г. N Ф03-702/18 по делу N А51-15800/2017