г. Хабаровск |
|
16 января 2017 г. |
А73-8604/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Меркуловой Н.В.
судей: Никитиной Т.Н., Филимоновой Е.П.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Теплоснаб" - представитель не явился;
от администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края - представитель не явился;
от третьего лица: Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края
на решение от 13.09.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2016
по делу N А73-8604/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.И.Воронцов, в суде апелляционной инстанции судьи: Т.Д. Пескова, И.И. Балинская, Е.Г. Харьковская
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Теплоснаб" (ОГРН 1102705000452, ИНН 2705099377, место нахождения: 682431, Хабаровский край, Николаевский район, с. Красное, ул. Хохлова, 4)
к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700615849, ИНН 2705020306, место нахождения: 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Советская, 73)
третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о взыскании 1 345 090 руб. 41 коп.
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Теплоснаб" (далее - общество, ООО "ЖКХ Теплоснаб") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация) о взыскании 1 345 090 руб. 41 коп. долга по субвенциям на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию населению за май 2016 года.
Определение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.07.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - министерство ЖКХ Хабаровского края).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 13.09.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2016, иск удовлетворен: с администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края в пользу ООО "ЖКХ Теплоснаб" взысканы убытки в сумме 1 345 090 руб. 41 коп.
На данные судебные акты администрацией подана кассационная жалоба, в которой указано на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем предложено их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе ООО "ЖКХ Теплоснаб" в удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что у судов отсутствовали правовые основания для взыскания с администрации межтарифной разницы, поскольку лицом, ответственным за её возмещение ресурсоснабжающей организации, является Хабаровский край в лице министерства ЖКХ Хабаровского края - главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию.
Указывает на неисполнение краевым бюджетом обязательств по предоставлению муниципальному образованию субвенций для полного возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, не участвующим в централизованном завозе топлива (дополнительный код бюджетной классификации - 4402). Ссылаясь на пункт 4.1 Порядка расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применение регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр, и на целевой характер выделенных субъектом субсидий, обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что администрация не имела правовых оснований для перечисления истцу средств краевого бюджета, которые поступили по другому целевому коду бюджетной классификации (дополнительный код бюджетной классификации -4414). Также приводит доводы о том, что судами фактически не был проверен расчет заявленной к взысканию суммы.
Отзывы на кассационную жалобу ООО "ЖКХ Теплоснаб" и министерство ЖКХ Хабаровского края не представили.
ООО "ЖКХ Теплоснаб", администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края, министерство ЖКХ Хабаровского края, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что ООО "ЖКХ Теплоснаб" является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению объектов жилищного фонда в с. Красное, с. Чнырах Николаевского муниципального района Хабаровского края, г. Николаевска-на-Амуре.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 30.09.2015 N 26/34 для потребителей ООО "ЖКХ Теплоснаб" на 2016 год установлен экономически обоснованный тариф на тепловую энергию в размере 3 616,85 руб. /Гкал. При этом предельный тариф на тепловую энергию на 2016 год в соответствии с постановлением Губернатора Хабаровского края от 19.08.2015 N 80 составил: с 01 января по 30 июня в размере 2 209,41 руб. /Гкал без учета НДС, 2 607,11 руб./Гкал с учетом НДС; с 01 июля по 31 декабря в размере 2 372,91 руб./Гкал без учета НДС; 2 800,03 руб./Гкал с учетом НДС.
Ссылаясь на несение в мае 2016 года убытков из-за разницы между предельными тарифами на тепловую энергию для населения и тарифами на данный энергоресурс, установленный для общества, последнее обратилось за взысканием межтарифной разницы в арбитражный суд.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии предусмотренных статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правовых оснований для взыскания убытков с администрации.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы и материалы дела, не находит оснований для отмены судебных актов.
В силу частей 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 -2.3 статьи 8 данного Закона. Срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
Одним из принципов тарифного регулирования является обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (пункт 2 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования). Согласно пункту 8 Основ ценообразования предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с учетом инвестиционных программ регулируемых организаций, утвержденных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о теплоснабжении или об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, а также с учетом долгосрочных тарифов, установленных для теплоснабжающих организаций, долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций и долгосрочных обязательств по концессионным соглашениям, объектами которых являются системы теплоснабжения. Указанные предельные уровни сроком действия один финансовый год устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям и могут быть установлены с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен.
Учитывая изложенные выше нормы и применяя правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, суды обоснованно исходили из того, что возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен на тепловую энергию, в свою очередь, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение, по общему правилу, субъект Российской Федерации.
На территории Хабаровского края возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, осуществляется в соответствии с Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 (далее - Закон Хабаровского края N 222).
Согласно статье 3 Закона Хабаровского края N 222 возмещение организациям убытков связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством края. Финансирование расходов на возмещение убытков производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Законом Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон Хабаровского края N 150) Николаевский муниципальный район наделен государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
В силу пункта 1 части 2 статьи 3 Закона Хабаровского края N 150 органы местного самоуправлении при осуществлении государственных полномочий обязаны производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством Хабаровского края.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению", утверждены Порядок расчета возмещения убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее- Порядок расчета возмещения убытков), и Порядок расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - Порядок расходования субвенций).
Согласно пункту 2.2 Порядка расчета возмещения убытков организации представляют в органы местного самоуправления расчет плановой суммы возмещения убытков на очередной год в срок до 20 июня текущего года, размер фактической суммы возмещения убытков в текущем году определяется по формуле указанной в пункте 3.1 данного порядка.
В силу пункт 2.1 Порядка расходования субвенций органами местного самоуправления в установленные данным актом сроки представляется в министерство ЖКХ Хабаровского края расчет объема средств на возмещение убытков по форме согласно приложению N 1 к данному Порядку.
Субвенции предоставляются министерством в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, на указанные цели в соответствующем финансовом году и согласно распределению субвенций, установленному данным законом края (пункт 2.3 Порядка расходования субвенций).
По итогам расчета за предыдущий год между министерством и органом местного самоуправления составляется акт сверки (пункт 2.4 Порядка расходования субвенций).
Правильно применив изложенные выше нормы материального права, оценив в совокупности и взаимной связи представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, в том числе: расчеты объема средств на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, по Николаевскому муниципальному району за январь-май и январь-июнь 2016 года; акт сверки за 2015 год, составленный между министерством ЖКХ Хабаровского края и администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края; отчет об использовании субвенций на возмещение организациями убытков по Николаевскому муниципальному району Хабаровского края за январь-июнь 2016 года, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о выполнении Хабаровским краем обязательств по финансированию расходов на возмещение убытков связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Николаевского муниципального района Хабаровского края.
Кроме того, фактические обстоятельства данного дела, как установили суды, свидетельствуют о получении ответчиком субвенций из бюджета Хабаровского края на возмещение организациям Николаевского муниципального района Хабаровского края убытков, возникших в связи с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, в размере 109 675 790 руб., в том числе для возмещения убытков ООО "ЖКХ Теплоснаб" в сумме 8 822 836 руб. 64 коп. При этом согласно акту сверки на 01.01.2016 за администрацией числится задолженность на сумму 72 573 108 руб. 06 коп.
С учетом изложенных выше норм и обстоятельств данного дела, у судов отсутствовали как правовые, так и фактические основания для вывода о невыполнении Хабаровским краем обязательств по финансовому обеспечению расходов на возмещение убытков связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Николаевского муниципального района.
Доказательств, свидетельствующих о недостаточности финансирования переданных государственных полномочий в рассматриваемый период, об обращении администрации муниципального района к главному распорядителю краевых средств, предусмотренных на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, с соответствующим обоснованием необходимости увеличения финансирования рассматриваемых расходов, в материалы дела не представлено.
Ссылка администрации на недостаточность перечисления денежных средств на счет 4402 соответствующими доказательствами не подтверждена. Кроме того, дополнительное кодирование КБК 044 05 02 080030П120 530 в виде двух дополнительных кодов 4402 (сумма возмещения организациям, которые не участвуют в централизованной поставке) и 4414 (сумма возмещения организациям, участвующим в централизованной поставке) не меняет общее целевое назначение краевых средств по указанном коду, направленных на возмещение ресурсоснабжающим организациям убытков от применения регулируемых тарифов по тепловой энергии.
Судами проверен расчет предъявленных к взысканию убытков и признан обоснованным. Довод кассационной жалобы в этой части подлежит отклонению, поскольку не был заявлены в судах первой и апелляционной инстанций. Материалы дела доказательств, ставящих под сомнение предъявленную к взысканию сумму убытков, не содержат.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией отклоняются, поскольку не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов, не опровергают выводы судов предыдущих инстанций и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов сделаны с учетом правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" и соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьей 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.09.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2016 по делу N А73-8604/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Т.Н. Никитина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.