г. Хабаровск |
|
25 января 2017 г. |
А73-8863/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.А. Мильчиной
Судей: Т.Н. Никитиной, Е.П. Филимоновой
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-Фаэтон": представитель не явился;
от администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края
на решение от 02.09.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016
по делу N А73-8863/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Воронцов А.И.; в апелляционном суде судьи Харьковская Е.Г., Вертопрахова Е.В., Пескова Т.Д.
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-Фаэтон" (ОГРН 1092705000178, ИНН 2705093199, место нахождения: 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. 1-я Батарейная, 38)
к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700615849, ИНН 2705020306, место нахождения: 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Советская, 73)
третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 2721104828, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 71)
о взыскании 796 993,49 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭКО-Фаэтон" (далее - ООО "Эко-Фаэтон", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация) о взыскании 790 823,80 руб. долга по субвенциям на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию населению за май 2016 года.
Определением суда от 28.06.2016 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - министерство).
Решением суда от 02.09.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016, исковые требования удовлетворены.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе администрации, полагающей, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы об отсутствии правовых оснований для перечисления обществу в 2016 году средств краевого бюджета, в связи с не обеспечением со стороны министерства денежными средствами в достаточном размере. Ответчик считает, что судами фактически не проверен расчет предъявленной к взысканию суммы, поскольку не был запрошен у истца и не был рассмотрен пообъектный расчет отпущенной тепловой энергии, не подтверждена доказательствами площадь отапливаемых зданий, строений, а также не доказано количество ресурса, фактически поставленного потребителям.
ООО "ЭКО-Фаэтон" в возражениях на кассационную жалобу против доводов администрации возражает, просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения; заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение требований процессуального законодательства, суд округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭКО-Фаэтон" является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению населения и других потребителей на территории города Николаевска-на-Амуре.
Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21.10.2015 N 30/15 утверждены и введены в действие с 01.01.2016 экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию для ООО "ЭКО-Фаэтон" в размере 4 479,40 руб. за 1 Гкал.
Предельный максимальный тариф для населения, установленный постановлениями Губернатора Хабаровского края от 19.08.2015 N 80, с 01.01.2016 составил 2 209,41 руб. за 1 Гкал.
Согласно отчету об объеме отпущенной тепловой энергии населению за май 2016 года, направленному обществом в администрацию, объем энергии составил 333,9 Гкал (отопление), 17,2 Гкал (ГВС). При этом учтены замечания в отношении помещения по адресу: г. Николаевск-на-Амуре, ул. Аэродромная, д. 6, кв. 1.
Потребность в субвенциях по расчету общества за спорный период составила 790 823,80 руб.
Неперечисление администрацией суммы субвенций за спорный период послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
В силу статьи 2, части 1 статьи 3 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф. Возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством края.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Из пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" следует, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию неполученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 16 ГК РФ установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ, учитывая положения постановления Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению", постановления администрации Николаевского муниципального района от 29.08.2011 N 494-па "Об утверждении Порядка перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Николаевского муниципального района", а также правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П и постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии у ООО "ЭКО - Фаэтон" убытков, связанных с применением мер государственного регулирования, документальном подтверждении их размера и причинно-следственной связи между допущенными нарушениями и возникшими убытками, в связи с чем правомерно взыскали с администрации в пользу общества 790 823 руб.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как не опровергающие выводы судов.
Администрация в силу статьи 65 АПК РФ не доказала факт исполнения ею обязанности по возмещению обществу убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию при доказанности доведения до Николаевского муниципального района Хабаровского края для реализации переданных ему государственных полномочий финансирования из краевого бюджета в соответствии с запланированным размером субвенций в отношении общества на 2016 год.
Судами проверен расчет предъявленных к взысканию убытков и признан обоснованным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией отклоняются, поскольку не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов, не опровергают выводы судов предыдущих инстанций и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением процессуального законодательства, в связи с чем в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.09.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016 по делу N А73-8863/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Т.Н. Никитина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.