Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 января 2017 г. N Ф03-6232/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга, о взыскании убытков
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
01 ноября 2016 г. |
А73-8863/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батьковской Д.А.
от общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-Фаэтон": представитель не явился;
от администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился;
от министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края
на решение от 02.09.2016
по делу N А73-8863/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Воронцовым А.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эко-Фаэтон"
к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края
третье лицо: министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о взыскании 796 993 руб. 49 коп.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭКО-Фаэтон" (ОГРН 1092705000178, ИНН 2705093199, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация) о взыскании 796 993 руб. 49 коп. долга по субвенциям на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию населению за май 2016 года.
Определением суда от 28.06.2016 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - министерство).
Обществом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, просил взыскать 790 823,80 руб. долга. Уточнение судом принято в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 02.09.2016 по делу N А73-8863/2016 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 02.09.2016 по делу N А73-8863/2016 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили, обществом заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражении, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 15 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.
Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам.
В соответствии со статьями 2, 3 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 (в редакции Закона от 27.11.2013 N 7) возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф. Финансирование расходов на возмещение убытков производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" установлена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Согласно пункту 2.2 Правил предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр расчет субвенции, подлежащей перечислению в бюджет муниципального образования края в текущем месяце, осуществляется органами местного самоуправления.
На основании подпункта 3.1.2 пункта 3.1. Порядка перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Николаевского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Николаевского муниципального района от 29.08.2011 N 494-па, от имени Николаевского муниципального района распределение поступившей на лицевой счет администрации Николаевского муниципального района краевой субвенции осуществляет отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района путем подготовки проекта распоряжения администрации Николаевского муниципального района о распределении субвенции из краевого бюджета на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Постановлением администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 29.08.2011 N 494-па утвержден порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Николаевского муниципального района, в соответствии с которым для получения средств на возмещение убытков общества осуществляет учет отпущенной населению тепловой энергии на отопление.
Общество как ресурсоснабжающая организация, оказывает коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению населения и других потребителей на территории города Николаевска-на-Амуре в районе п. Аэропорт и ул. Юбилейная с 2012 года по настоящее время.
Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21.10.2015 N 30/15 утверждены и введены в действие с 01.01.2016 экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию для ООО "ЭКО-Фаэтон" в размере 4 479,40 руб. за 1 Гкал.
Предельный максимальный тариф для населения, установленный постановлениями Губернатора Хабаровского края от 19.08.2015 N 80 с 01.01.2016 составил 2 209,41 руб. за 1 Гкал.
Согласно отчету об объеме отпущенной тепловой энергии населению за май 2016 года, направленному обществом в администрацию, объем энергии составил 333,9 Гкал (отопление), 17,2 Гкал (ГВС). При этом учтены замечания в отношении помещения по адресу: г. Николаевск-на-Амуре, ул. Аэродромная, дом 6, кв. 1. В связи с чем, потребность в субвенциях по расчету общества за спорный период составила 790 823,80 руб.
Администрация не перечислила обществу сумму субвенций за спорный период. На 2016 год договор на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, между сторонами не заключен. Но как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию. При этом субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных "межтарифной разницей" отсутствие договора между сторонами не влияет на право истца на возмещение убытков, возникших в результате тарифного регулирования, наличие которых (этих убытков) само по себе свидетельствует о нарушенном праве. Надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Суд первой инстанции на основании вышеприведенных правовых норм, статей 15, 309, 310, 393 ГК РФ пришел к обоснованному выводу о праве общества получить полное возмещение неполученных сумм от образовавшейся межтарифной разницы при обеспечении потребителей (населения) тепловой энергией в мае 2016 года в размере 790 823,80 руб. (с учетом уточнений).
Отклонены доводы апелляционной жалобы о финансировании из краевого бюджета Николаевского муниципального района с учетом дополнительных кодов бюджетной классификации и не участии общества в централизованном завозе топлива, поскольку это не освобождает администрацию от обязанности возместить теплоснабжающей организации расходы.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.09.2016 по делу N А73-8863/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8863/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 января 2017 г. N Ф03-6232/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЭКО-Фаэтон"
Ответчик: Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края
Третье лицо: Министерство ЖКХ Хабаровского края