г. Хабаровск |
|
30 января 2017 г. |
А73-4923/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Т.Н.Никитиной, Е.П. Филимоновой
при участии:
от акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" - Малышева В.Ю., представитель по доверенности от 14.10.2016 N 13-д;
от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Шельдешова Н.В., представитель по доверенности от 06.12.2016 N 22-13-14/03;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 22.07.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016
по делу N А73-4923/20166 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.И. Воронцов; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.И. Сапрыкина, Е.В. Вертопрахова, Е.Г.Харьковская
по иску открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738, ИНН 7708709686, место нахождения: 107078, г. Москва, ул. Маши Порываевой, 34)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, место нахождения: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр.1)
о взыскании 63 129 руб. 40 коп.
акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" в лице Дальневосточного филиала (далее - истец, общество, АО "ФПК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик, Минфин России) с иском, уточненным в порядке статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании за счет средств казны Российской Федерации убытков в сумме 63 129 руб. 40 коп.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 22.07.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016, исковые требования общества удовлетворены частично: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу АО "ФПК" взысканы убытки в размере 55 221 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 209 руб.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, министерство в кассационной жалобе просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе АО "ФПК" в удовлетворении заявленных требований. По мнению ответчика, выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны от 12.03.1993, считает, что Российская Федерация не наделена полномочиями по финансированию расходов истца в связи с предоставлением бесплатного проезда инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также лицам, приравненным к ним, проживающим за пределами территории Российской Федерации.
Обращает внимание на то, в рассматриваемом случае положения части 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не применимы, поскольку распространяются на льготы, установленные законодательством Российской Федерации.
Утверждает, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) бесплатный проезд на железнодорожном транспорте по территориям государств - участников СНГ для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, отменен и взамен отмененных льгот предусмотрены ежемесячные денежные выплаты и дополнительный набор социальных услуг.
АО "ФПК" отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Минфина России доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержала в полном объеме. Представитель АО "ФПК" просила решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения как законные и обоснованные. При этом пояснила, что Мирошник В.В. является лицом, приравненным к инвалиду Великой Отечественной войны, и гражданином Украины.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права к установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, АО "ФПК" в лице Дальневосточного филиала, осуществляя перевозку пассажиров, в 2015 году предоставляло льготы по оплате проезда железнодорожным транспортом отдельным категориям граждан в соответствии с Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993 (далее - Соглашение от 12.03.1993). В частности, истцом предоставлена льгота по проезду железнодорожным транспортном Мирошнику В.В., являющемуся лицом, приравненным к инвалиду Великой Отечественной войны (инвалид 1 группы), и сопровождающей в поездках инвалида 1 группы Мирошник В.И.
Судами установлено, что недополученная стоимость льготных перевозок железнодорожным транспортом, осуществленных 18.07.2015 и 24.07.2015, в соответствии с реестрами оформленных Дальневосточным филиалом АО "ФПК" проездных документов составила 63 129 руб. 40 коп., что подтверждается содержащейся в талонах на бесплатный проезд, купонах кассира информацией о фамилии, имени и отчестве пассажира, его гражданстве, дате поездки, категории льготы, номере проездного документа.
В результате отсутствия компенсации фактически предоставленных Мирошник В.В. льгот по его проезду и проезду сопровождающего инвалида лица, у истца образовались убытки в размере 63 129 руб. 40 коп., что явилось поводом для обращения в арбитражный суд с иском об их взыскании.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суды обеих инстанций руководствовались Соглашением от 12.03.1993, статьями 15, 16, 1069 ГК РФ, пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", исходили из доказанности факта предоставления льгот, их размера и, соответственно, наличия совокупности условий для удовлетворения иска. Уменьшая предъявленную к взысканию сумму, суд первой инстанции на основании пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации исключил из размера убытков сумму налога на добавленную стоимость.
Кассационная инстанция, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций, исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда в соответствии с законами или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров или багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5 статьи 790 ГК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
С 01.01.2005 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ натуральные льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования, предоставленные отдельным категориям российских граждан на основании Закона о ветеранах, были заменены ежемесячными денежными выплатами.
Однако, как правильно указали суды обеих инстанций, сохранен прежний порядок предоставления льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также лицам, приравненным к ним, являющимся гражданами стран СНГ, в дальнем сообщении в соответствии с действующим международным договором.
Данный порядок находит свое отражение в заключенном между Правительствами Государств СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина) 12.03.1993 Соглашении о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, которое вступило в силу в день его подписания и действует по настоящее время с учетом Протокола от 22.11.2007 о внесении изменений в Соглашение.
Правительством Российской Федерации 21.11.2007 издано Распоряжение N 1659-р "О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993".
Указанным Соглашением инвалидам Великой Отечественной войны первой и второй групп и лицам, приравненным к ним, а также лицам, сопровождающим в поездках инвалидов Великой отечественной войны 1 группы и лиц, приравненных к ним, предоставлены льготы по проезду железнодорожным транспортом. При этом транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении от 12.03.1993, независимо от места проживания. Основанием для приобретения льготного проездного билета является соответствующее удостоверение и лист талонов на льготный проезд, предъявляемые ими в железнодорожную кассу. Возмещение транспортным организациям расходов, связанных с оплатой стоимости проезда указанных выше лиц, осуществляется сторонами в соответствии с национальным законодательством.
Таким образом, Российская Федерация, подписав 12.03.1993 указанное выше Соглашение, установила льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям иностранных лиц, соответственно, приняла на себя обязанность по возмещению расходов российских перевозчиков по предоставлению названных льгот.
Поскольку фактическую реализацию мероприятий по предоставлению компенсационных выплат Российская Федерация не обеспечила, иное представителем ответчика в судах первой и апелляционной инстанций не доказано, обе судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации понесенных истцом расходов в связи осуществлением перевозок гражданин Украины, являющейся участницей Соглашения, в истребуемой сумме.
Ссылаясь в обоснование доводов кассационной жалобы на положения Федерального закона от 22.08.2004 N 112-ФЗ, и указывая на то, что бесплатный проезд на железнодорожном транспорте по территориям государств - участников СНГ для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, лиц, приравненных к ним, отменен и взамен отмененных льгот предусмотрены ежемесячные денежные выплаты и дополнительный набор социальных услуг, Минфин России не учло, что приведенное им и действующее в настоящее время правовое регулирование введено в отношении собственных граждан и не противоречит статье 8.1 Соглашения от 12.03.1993, а кроме того, Российская Федерация в силу участия в действующем межгосударственном соглашении не прекратила свои обязательства по обеспечению предоставления льгот иностранным гражданам стран, являющихся участницами упомянутого соглашения.
На основании вышеизложенного, суд кассационной инстанции признает правильными выводы судебных инстанции, послужившие основанием для частичного удовлетоврения заявленного иска, о том, что обязанность государства в лице соответствующих финансовых органов по возмещению за счет средств бюджета транспортной организации выпадающих доходов в данном случае возникает из Соглашения от 12.02.1993, предусматривающего предоставление льгот по оплате проезда, в том числе железнодорожным транспортом, указанным категориям граждан стран СНГ, а также о том, что льготы, предусмотренные Соглашением от 12.03.1993, являются обязательствами Российской Федерации и подлежат компенсации за счет федерального бюджета.
Нарушений норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судами не допущено.
Все доводы Минфина России судами рассмотрены, получили соответствующую оценку, которая отражена в оспариваемых судебных актах.
Нормы материального права применены правильно.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, судами не нарушены.
С учетом изложенного, оснований для отмены судебных актов и удовлетоврения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.07.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 по делу N А73-4923/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Т.Н.Никитина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.