Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 января 2017 г. N Ф03-6253/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
11 октября 2016 г. |
А73-4923/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от АО "ФПК": представителя Малышевой В.Ю.;
от РФ в лице Минфин России: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 22.07.2016
по делу N А73-4923/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Воронцовым А.И.
по иску Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании убытков в сумме 63 129,40 руб.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738, ИНН 7708709686; далее - АО "ФПК", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - министерство, ответчик) о взыскании убытков в сумме 63 129,40 руб. в период 2015 года.
Решением суда от 22.07.2016 исковые требования удовлетворены частично, с Министерства в пользу общества за счет казны Российской Федерации взысканы убытки в сумме 55 221 руб., судебные расходы 2 209 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой просило его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении искового требования общества, обосновав тем, что финансирование льгот на проезд гражданам Украины не входит в компетенцию Российской Федерации.
Заявитель апелляционной жалобы участия в суде второй инстанции не принимал.
В судебном заседании представителем общества отклонены доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Возражений в той части, что из суммы, предъявленной ко взысканию, исключен НДС, не заявлено.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения общества, Шестой арбитражный апелляционный суд не усмотрел правовых оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда исходя из следующего.
Из представленных в дело доказательств усматривается, что АО "ФПК" является публичным перевозчиком.
В 2015 году общество предоставляло льготы по оплате проезда железнодорожным транспортом отдельным категориям граждан в соответствии с Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993 (далее - Соглашение).
На полигоне Дальневосточной железной дороги перевозка пассажиров в поездах дальнего следования и оформление проездных документов (билетов) осуществляется силами Дальневосточного филиала АО "ФПК".
Согласно реестрам оформленных Дальневосточным филиалом АО "ФПК" проездных документов недополученная стоимость льготных перевозок железнодорожным транспортом составила 63 129,40 руб.
Факт предоставления указанных льгот подтверждается данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), купонами кассира с отрывными талонами. Использование указанной системы для продажи проездных документов предусмотрено пунктом 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30.
Данные АСУ Экспресс содержат информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, дате поездки, виде льготы (со скидкой или бесплатно), номере проездного документа, номере терминала через который продан проездной документ, полной стоимости проезда, фактически уплаченной пассажиром сумме, недополученной стоимости проезда.
Вследствие предоставления льготного проезда отдельным категориям граждан, истцом понесены убытки на сумму 63 129,40 руб., что явилось основанием для обращения АО "ФПК" с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В предмет доказывания по искам о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, входят следующие обстоятельства: наличие между сторонами обязательств; неисполнение или ненадлежащее исполнение должником обязательства; наличие убытков; наличие причинно-следственной связи между действиями должника и причиненными кредитору убытками; размер ущерба.
На основании статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе реестры оформленных Дальневосточным филиалом АО "ФПК" проездных документов, данные автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), купоны кассира с отрывными талонами, суд первой инстанции установил наличие на стороне истца убытков, связанных с предоставлением льгот на проезд участникам Великой Отечественной войны Мирошник В.В. и Мирошник В.И. в сумме 63 129,40 руб.
При этом судом первой инстанции принято во внимание, что АО "ФПК" относится к коммерческим организация (преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности) и не является источником финансирования (субсидирования) социальных мер, направленных на поддержку отдельных категорий граждан, принимаемых государством.
Поэтому в результате бездействия уполномоченных государственных органов, выраженного в нефинансировании определенных социальных мер, направленных на поддержку отдельных категорий граждан и установленных государством, реализация которых была возложена на АО "ФПК", как на транспортную организацию, компания понесла убытки.
В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину ил и юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации.
По правилам статьи 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Обязанность государства в лице соответствующих финансовых органов по возмещению за счет средств бюджета транспортной организации выпадающих доходов возникает из международного Соглашения, предусматривающих предоставление льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Данные нормы регулируют правоотношения по возмещению потерь (расходов) в результате установления Российской Федерацией либо субъектом Российской Федерации льгот и преимуществ по провозной плате, тарифам, сборам и плате на транспорте общего пользования.
Такие льготы или преимущества должны быть установлены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации для какой-либо определенной в них категории пользователей общественным транспортом (ветераны, инвалиды, герои войны и др.).
С 01.01.2005 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" натуральные льготы по предоставлению бесплатного проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования, предоставленные отдельным категориям российских граждан на основании Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ, Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ были заменены ежемесячными денежными выплатами, изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена иная система социальной защиты граждан на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в результате которого предоставление льгот вменено в полномочия субъектов Российской Федерации с разрешением вопросов финансирования между субъектами Российской Федерации и Российской Федерацией по нормам бюджетного законодательства.
Однако сохранен и прежний порядок предоставления льгот по проезду инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также лицам, приравненным к ним, являющимся гражданами стран СНГ, в соответствии с действующим международным договором.
Такой порядок для граждан стран СНГ был установлен в заключенном Правительствами Государств СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) 12.03.1993 в г. Минске Соглашении о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, а также лиц, приравненных к ним, которое вступило в силу в день его подписания и действует по настоящее время.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
В силу статьи 13 АПК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, арбитражный суд применяет правила международного договора.
В соответствии со статьей 2 указанного Соглашения инвалидам Великой Отечественной Войны 1 и 2 групп и лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств - участников Соглашения 1 раз в год (туда и обратно). Инвалидам Великой Отечественной Войны 3 группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50% скидка со стоимости проезда 1 раз в год (туда и обратно) по железной дороге.
Кроме того, сохранены сезонные льготы (с 01 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам Великой Отечественной Войны и лицам, приравненным к ним. Лицам, сопровождающим в поездах инвалидов Великой Отечественной Войны 1 группы и лиц, приравненных к ним, предоставляется 50% скидка со стоимости проезда железнодорожным транспортом.
Согласно статье 3 Соглашения участникам Великой Отечественной Войны и лицам, приравненным к ним, родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется право на 50%) скидку со стоимости проезда 1 раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом.
В соответствии со статьей 4 Соглашения лицам, указанным в статьях 2 и 3 настоящего Соглашения, по их желанию, вместо полагающегося им проезда с 50-процентной скидкой один раз в год (туда и обратно) железнодорожным, водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом предоставляется бесплатный проезд один раз в два года (туда и обратно) указанными видами транспорта.
На основании статьи 6 Соглашения транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания.
В соответствии со статьи 7 Соглашения основанием для приобретения льготного проездного билета является удостоверение и лист талонов на льготный проезд, выданные соответствующими органами бывшего Союза ССР или сторонами по форме, действовавшей на 01.01.1992, по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготный проезд.
В соответствии со статьей 8 указанного Соглашения возмещение транспортным организациям расходов, связанных с оплатой стоимости проезда лиц, указанных в настоящем Соглашении, осуществляется сторонами в соответствии с национальным законодательством.
Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 21.11.2007 N 1659-р "О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993".
Согласно протоколу Правительства государств - участников Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993 согласились внести в Соглашение следующие изменения:
а) дополнить статью 8 текстом следующего содержания:
Стороны в соответствии с национальным законодательством осуществляют расходы, связанные с реализацией прав на льготный проезд лиц, указанных в статьях 2 и 3 настоящего Соглашения, в полном объеме в отношении постоянно проживающих на их территориях: своих граждан; граждан государств - участников настоящего Соглашения; лиц без гражданства.
Также Соглашение дополнено статьей 8.1, согласно которой стороны вместо предоставления установленных настоящим Соглашением льгот по проезду на соответствующих видах транспорта могут осуществлять денежные выплаты в соответствии с национальным законодательством.
Пункт 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1249 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" устанавливает, что в 2012 году направление бюджетных ассигнований на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству финансов Российской Федерации, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в соответствии со структурой расходов федерального бюджета на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", ответчиком по делу о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
На основании приведенных норм права суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что обязанность государства в лице соответствующих финансовых органов по возмещению за счет средств бюджета транспортной организации выпадающих доходов в данном случае возникает из международного Соглашения от 12.02.1993, предусматривающего предоставление льгот по оплате проезда, в том числе железнодорожным транспортом, указанным категориям граждан стран СНГ, что льготы, предусмотренные Соглашением, являются обязательствами Российской Федерации и подлежат компенсации за счет федерального бюджета.
Доказательств передачи Российской Федерацией полномочий по предоставлению указанных льгот субъектам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ либо иным законодательством ответчик не представил.
Доказательства компенсации Российской Федерацией понесенных обществом убытков материалы дела не содержат.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия в данном случае причинной связи между понесенными истцом убытками в результате предоставления льгот на проезд и обязательствами Российской Федерации в лице финансового органа по компенсации названных убытков, установленными международным Соглашением.
При этом суд обоснованно исключил из расчета убытков НДС, присудив ко взысканию сумму 55 221 руб.
Подлежит отклонению довод заявителя апелляционной жалобы о том, что финансирование льгот на проезд гражданам Украины не входит в компетенцию Российской Федерации, как основанный на не правильном понимании приведенных судом норм права и противоречащий содержанию международного Соглашения.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия считает, что арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм, влекущих отмену или изменение судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не установлено.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.07.2016 по делу N А73-4923/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4923/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 января 2017 г. N Ф03-6253/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Федеральная пассажирская компания" (Дальневосточный филиал ОАО "федеральная пассажирская компания")
Ответчик: Министерство финансов РФ, Управление Федерального казнечейства по Хабаровскому краю