Требование: о признании незаконным акта органа власти по договору перевозки груза в связи с таможенным контролем
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
07 февраля 2017 г. |
А59-1787/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.П. Филимоновой
Судей: Н.В. Меркуловой, И.А. Мильчиной
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "АЛЕ Хэвилифт": Морозов Е.В., представитель по доверенности б/н от 12.04.2016;
от Сахалинской таможни: Чепикова Е.В., представитель по доверенности от 27.12.2016 N 05-16/16959; Лавров М.Е., представитель по доверенности от 27.12.2016 N 05-16/16948;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Сахалинской таможни
на решение от 08.08.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2016
по делу N А59-1787/2016 Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.А. Кисилев; в суде апелляционной инстанции судьи: С.В. Гуцалюк, Н.Н. Анисимова, И.С. Чижиков
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЛЕ Хэвилифт" (ОГРН 1097760004473, ИНН 7724687140, место нахождения: 123242, г. Москва, ул. Малая Грузинская, 20/13,стр.1)
к Сахалинской таможне (ОГРН 1026500535951, ИНН 6500000793, место нахождения: 693008, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Пограничная, 56)
о признании незаконными и отмене решений по классификации товаров
Общество с ограниченной ответственностью "АЛЕ Хэвилифт" (далее - ООО "АЛЕ Хэвилифт", общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконными и отмене решений Сахалинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) по классификации товаров от 17.03.2016 N N РКТ-10707000-16/000018, РКТ-10707000-16/000019,РКТ-10707000-16/000020, РКТ-10707000-16/000021, РКТ-10707000-16/000022,РКТ-10707000-16/000023, РКТ-10707000-16/000024, РКТ-10707000-16/000025,РКТ-10707000-16/000026, РКТ-10707000-16/000027, РКТ-10707000-16/000028,РКТ-10707000-16/000029, РКТ-10707000-16/000030, РКТ-10707000-16/000031,РКТ-10707000-16/000032, РКТ-10707000-16/000033, РКТ-10707000-16/000034,РКТ-10707000-16/000035, РКТ-10707000-16/000036, РКТ-10707000-16/000037,РКТ-10707000-16/000038, РКТ-10707000-16/000039, РКТ-10707000-16/000040,РКТ-10707000-16/000041, РКТ-10707000-16/000042, РКТ-10707000-16/000043,РКТ-10707000-16/000044, РКТ-10707000-16/000045.
Решением суда от 08.08.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2016, заявленные обществом требования удовлетворены, оспариваемые решения таможни признаны незаконными как несоответствующие Таможенному кодексу Таможенного союза (далее - ТК ТС).
В кассационной жалобе таможня просит решение суда первой инстанции и постановление арбитражного апелляционного суда отменить как незаконные и необоснованные, в удовлетворении требований ООО "АЛЕ Хэвилифт" отказать.
Заявитель кассационной жалобы, а также его представители в судебном заседании кассационной инстанции, проведенном в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области, не согласны с выводом судов об отсутствии правовых оснований для принятия решений о классификации товаров, задекларированных в декларации на товары N 10707090/140316/0002257 (далее - ДТ N 2257). По мнению таможенного органа, судами неправильно применены положения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД) и Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД), утвержденные решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54. Указывают, что прицепы-платформы без силовой установки, предназначенные для сцепки в различные транспортные системы, не отвечают тексту товарной позиции 8709 ТН ВЭД "транспортные средства промышленного назначения, самоходные, не оборудованные подъёмными и погрузочными устройствами, используемые на заводах, складах, в портах или аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния; тракторы, используемые на платформах железнодорожных станций; части вышеназванных транспортных средств", поскольку не являются самоходными в том виде, в котором они представлены к таможенному оформлению.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании против доводов таможни возражают, считают принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей таможни и общества, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в рамках заключённого с иностранной компанией "Abnormal Load Engineering Ltd" (Великобритания) договора взаимного субподряда по транспортировке тяжелых грузов от 01.04.2015 общество ввезло на таможенную территорию Таможенного союза товары, задекларированные по ДТ N 2257, в том числе:
- товары N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 23, 24, 29, 30, 55 - самоходный погрузочно-транспортный модуль (SPMT) для перевозки тяжеловесных, крупногабаритных грузов, бывший в эксплуатации, на колесах, 6-осный, не оборудованный подъемными и погрузочными механизмами, изготовитель Scheuerle (классификационный код ТН ВЭД 8709 19 900 0);
- товары N N 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 19, 21, 25, 26, 27, 48, 56 - самоходный погрузочно-транспортный модуль (SPMT) для перевозки тяжеловесных, крупногабаритных грузов, бывший в эксплуатации, на колесах, 4-осный, не оборудованный подъемными и погрузочными механизмами, изготовитель Scheuerle (классификационный код ТН ВЭД 8709 19 900 0);
- товары N N 16, 18, 20, 22, 28, 57 - бывшая в употреблении гидравлическая силовая установка Z350DA для самоходных модульных транспортеров, изготовитель Scheuerle (классификационный код ТН ВЭД 8412 29 200 9).
При осуществлении таможенного контроля таможней проведен досмотр товаров (акт от 16.03.2016 N 10707030/160316/000191). К таможенному досмотру были представлены:
- грузовые платформы на колесном ходу с гидравлической системой и гидравлическим приводом колес, в количестве 11 штук - 6-осных и 17 штук - 4-осных;
- силовые установки, в количестве 6 штук, из которых 5 силовых установок соединены с указанными 4-осными грузовыми платформами при помощи шлангов и сцепных устройств.
По результатам анализа имеющихся в распоряжении таможенного органа документов, в том числе полученной от декларанта технической документации, таможня пришла к выводу о неверной классификации обществом товаров в соответствии с ТН ВЭД, а именно:
- товары N N 1, 2, 3, 4, 7, 12, 13, 14, 23, 24, 29 подлежат классификации в подсубпозиции 8716 39 590 9 ТН ВЭД как прицеп платформа (SPMT) для перевозки тяжеловесных, крупногабаритных грузов, бывший в эксплуатации, на колесах, не оборудованный подъемными и погрузочными механизмами, 2012-2014 гг. выпуска;
- товары N N 5, 6, 8, 9, 10, 11, 25, 26, 30, 48, 55, 56 подлежат классификации в подсубпозиции 8716 39 800 8 ТН ВЭД как прицеп платформа (SPMT) для перевозки тяжеловесных, крупногабаритных грузов, бывший в эксплуатации, на колесах, не оборудованный подъемными и погрузочными механизмами, 2010-2011 гг. выпуска;
- товары N N 15-16, 17-18, 19-20, 21-22, 27-28 подлежат классификации в подсубпозиции 8709 199 000 0 ТН ВЭД как самоходный погрузочно-транспортный модуль (SPMT) для перевозки тяжеловесных, крупногабаритных грузов, бывший в эксплуатации, на колесах, 4-осный, не оборудованный подъемными и погрузочными механизмами, совмещенный с гидравлической силовой установкой Z350DA для самоходных модульных транспортеров.
17.03.2016 таможней были приняты решения о классификации товаров N РКТ-10707000-16/000018 (в отношении товара N 1), N РКТ-10707000-16/000019 (в отношении товара N 2), N РКТ-10707000-16/000020 (в отношении товара N 3), N РКТ-10707000-16/000021 (в отношении товара N 4), N РКТ-10707000-16/000022 (в отношении товара N 5), N РКТ-10707000-16/000023 (в отношении товара N 6), N РКТ-10707000-16/000024 (в отношении товара N 7), N РКТ-10707000-16/000025 (в отношении товара N 8), N РКТ-10707000-16/000026 (в отношении товара N 9), N РКТ-10707000-16/000027 (в отношении товара N 10), N РКТ-10707000-16/000028 (в отношении товара N 11), N РКТ-10707000-16/000029 (в отношении товара N 12), N РКТ-10707000-16/000030 (в отношении товара N 13), N РКТ-10707000-16/000031 (в отношении товара N 14), N РКТ-10707000-16/000032 (в отношении товаров NN 15, 16), N РКТ-10707000-16/000033 (в отношении товаров NN 17, 18), N РКТ-10707000-16/000034 (в отношении товаров NN 19, 20), N РКТ-10707000-16/000035 (в отношении товаров NN 21, 22), N РКТ-10707000-16/000036 (в отношении товара N 23), N РКТ-10707000-16/000037 (в отношении товара N 24), N РКТ-10707000-16/000038 (в отношении товара N 25), N РКТ-10707000-16/000039 (в отношении товара N 26), N РКТ-10707000-16/000040 (в отношении товаров NN 27, 28), N РКТ-10707000-16/000041 (в отношении товара N 29), N РКТ-10707000-16/000042 (в отношении товара N 30), N РКТ-10707000-16/000043 (в отношении товара N 48), N РКТ-10707000-16/000044 (в отношении товаров N 55), N РКТ-10707000-16/000045 (в отношении товара N 56).
В отношении товара N 57 "бывшая в употреблении гидравлическая силовая установка Z350DA для самоходных модульных транспортеров", который не соединен с погрузочно-транспортным модулем, таможня подтвердила правильность осуществленной декларантом классификации в подсубпозиции 8412 29 200 9 ТН ВЭД.
18.05.2016 товары были выпущены таможней с помещением их под таможенную процедуру временного ввоза.
ООО "АЛЕ Хэвилифт", не согласившись с указанными решениями таможни, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно статье 181 ТК ТС товары подлежат декларированию при их перемещении через таможенную границу. В декларации на товары указываются основные сведения, в том числе сведения о товарах наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В соответствии со статьей 52 ТК ТС проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров.
ОПИ ТН ВЭД установлено, что для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с ОПИ ТН ВЭД (правило 1).
В соответствии с правилом 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Согласно Пояснениям к ТН ВЭД в товарную позицию 8709 включается группа самоходных транспортных средств, используемых на заводах, складах, в портах или аэропортах для перевозки различных грузов (товаров или контейнеров) на короткие расстояния или с небольшими прицепами на платформах железнодорожных станций. Подобные транспортные средства имеют много разновидностей и размеров. Привод может быть либо от электродвигателя, питающегося от аккумуляторных батарей, либо от двигателя внутреннего сгорания или двигателя иного типа. Основные особенности, присущие всем транспортным средствам данной товарной позиции и, как правило, отличающие их от транспортных средств товарной позиции 8701, 8703 или 8704, могут быть сформулированы следующим образом: (1) Их конструкция и, как правило, специально спроектированные особенности делают их неподходящими для перевозки пассажиров или перевозки грузов по дорогам или другим общественным путям передвижения. (2) В нагруженном состоянии их максимальная скорость, как правило, не более 30 - 35 км/ч.(3) Радиус поворота у них приблизительно равен длине самого транспортного средства.
Транспортные средства промышленного назначения - это самоходные тележки для перевозки грузов, имеющие, например, платформу или контейнер, на который помещаются грузы.
В товарной позиции 8716 ТН ВЭД классифицируются "Прицепы и полуприцепы; прочие несамоходные транспортные средства; их части"
Из Пояснений к позиции 8716 ТН ВЭД следует, что в данную товарную позицию включается категория немеханических транспортных средств (кроме упомянутых в предыдущих товарных позициях), имеющих одно колесо или более и выпускаемых для перевозки грузов или людей. Сюда также включаются немеханические транспортные средства, которые не оборудованы колесами (например, сани, специальные сани для передвижения по деревянным направляющим). Транспортные средства данной товарной позиции рассчитаны на буксировку другими транспортными средствами (тракторами, грузовыми автомобилями, автотягачами, мотоциклами, двухколесными велосипедами и т.д.), на толкание или буксировку рукой, на толкание ногой или являются гужевым транспортом.
Как верно указали суды, в данном случае для классификации спорного товара в соответствии с ТН ВЭД необходимо установить является ли такой товар самоходным транспортным средством либо рассчитан на буксировку другими транспортными средствами.
Проанализировав техническую документацию (руководства по эксплуатации) спорных товаров, учитывая пояснения к вышеуказанным товарным позициям, судебные инстанции установили, что ввезённые модульные транспортёры не подпадают под понятие "прицеп", поскольку платформа не предназначена для буксировки другим транспортным средством. При этом модульный транспортер, как и комбинация таких платформ, которые оснащены самостоятельным гидравлическим приводом ходовой части, приводится в движение посредством силового агрегата, тем самым являясь самоходными транспортными средствами промышленного назначения.
Поскольку платформа и их комбинация является основой многомодульного транспортера, то присоединение/отсоединение силового агрегата, являющегося фактически лишь питательным элементом (его частью), не изменяет и не исключает такое свойство данного товара как самоходное.
В этой связи, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, суды пришли к правильному выводу о том, что товары N N 1-15, 17, 19, 21, 23, 24-27, 29, 30, 48, 55, 56, задекларированные по ДТ N 2257, правомерно классифицированы декларантом в товарной подсубпозиции 8709 19 900 0 ТН ВЭД.
Кроме того, суды, принимая во внимание подпункт "д" пункта 2 Примечаний к разделу XVII ТН ВЭД, сочли неправомерными решения таможни от 17.03.2016 N N РКТ-10707000-16/000032, РКТ-10707000-16/000033, РКТ-10707000-16/000034, РКТ-10707000-16/000035,РКТ-10707000-16/000040, в соответствии с которыми товары NN 15-16, 17-18, 19-20, 21-22, 27-28 классифицированы в подсубпозиции 8709 19 900 0 ТН ВЭД как единый товар - самоходный погрузочно-транспортный модуль, укомплектованный гидравлической силовой установкой, поскольку транспортный модуль (платформа) и силовой агрегат в силу технических характеристик и их назначения являются самостоятельными товарами. Суды признали, что товары N 16, 18, 20, 22, 28, 57 "бывшие в употреблении гидравлические силовые установки Z350DA для самоходных модульных транспортёров" правильно классифицированы обществом как самостоятельный товар в подсубпозиции 8412 29 200 9 ТН ВЭД.
Учитывая установленные судами обеих инстанций по настоящему делу фактические обстоятельства, не опровергнутые заявителем кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о том, что оспариваемые решения таможни приняты без достаточных к тому правовых оснований, не соответствуют таможенному законодательству и нарушают права и законные интересы декларанта.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, свидетельствуют о несогласии таможни с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.08.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2016 по делу N А59-1787/2016 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.