Требование: о внесении изменений в договор, о признании незаконным акта органа власти по договору оказания услуг по обслуживанию многоквартирного дома, по договору управления многоквартирным домом в отношении жилья
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
09 февраля 2017 г. |
А04-4811/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: А.И. Михайловой, И.В. Ширяева
при участии:
от заявителя: ООО "Евросервис "Д/У N 3" - представитель не явился;
от Государственной жилищной инспекции Амурской области - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Евросервис "Д/У N 3"
на решение от 23.08.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016
по делу N А04-4811/2016 Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Аныш Д.С., в апелляционном суде судьи: Швец Е.А., Пескова Т.Д., Харьковская Е.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Евросервис "Д/У N 3" (ОГРН 1092801013227, ИНН 2801147513, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Северная, 163, 3)
к Государственной жилищной инспекции Амурской области (ОГРН 1032800057146, ИНН 2801090539, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Шевченко, 24)
о признании предписания незаконным
Общество с ограниченной ответственностью "Евросервис "Д/У N 3" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным пункта 1 предписания от 12.05.2016 N 325-к Государственной жилищной инспекции Амурской области (далее - инспекция).
Решением суда от 23.08.2016, оставленным без изменений постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на пункты 17 и 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", полагает, что если собственники приняли решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, то они вправе получать коммунальные услуги от ресурсоснабжающей организации и оплачивать её напрямую в ресурсоснабжающую организацию, без участия управляющей организации, то есть ресурсоснабжающая организация будет являться исполнителем коммунальных услуг.
Начатое по ходатайству общества в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области судебное заседание в суде кассационной инстанции, в виду неявки представителя общества, а также инспекции, продолжено в обычном режиме.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу, возражая относительно приведенных в ней доводов, просило оставить ее без удовлетворения.
Суд округа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 01.05.2015 между собственниками многоквартирного жилого дома по адресу: г.Благовещенск, ул. Ленина, 72 и ООО "Евросервис "Д/У N 3" заключен договор N 26 управления многоквартирным домом.
В соответствии протоколом от 24.07.2015 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Благовещенск, ул. Ленина, 72 собственниками приняты решения: сохранить порядок предоставления коммунальных услуг (отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение) и расчетов за коммунальные услуги, действовавшие до принятия решения о выборе в качестве способа управления "управление управляющей организацией" и выбора в качестве управляющей организации ООО "Евросервис "Д/У N 3", а именно: напрямую ресурсоснабжающим организациям на основании фактически сложившихся договорных отношений между собственниками и ресурсоснабжающими организациями; принять предлагаемые изменения в договор управления многоквартирным домом N 26 от 01.05.2015.
24.07.2015 подписано дополнительное соглашение к договору управления N 26 от 01.05.2015 многоквартирным домом N 72, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Ленина, 72. Согласно пункту 1.1.2 договора в редакции соглашения, управляющая организация - юридическое лицо, уполномоченное общим собранием собственников многоквартирного дома на выполнение функций по управлению таким домом.
Пунктом 1.4 соглашения изменен пункт 2.1 договора, а именно: "по настоящему договору Управляющая организация по заданию собственников в течение всего срока действия настоящего договора за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность, также обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг".
Пунктом 1.6 соглашения изменен пункт 2.4 договора управления от 01.05.2015, который гласит "Порядок предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги осуществляется напрямую ресурсоснабжающим организациям на основании соответствующих договорных отношений, сложившихся до даты заключения настоящего договора и решения общего собрания собственников помещений о сохранности таких договорных отношений".
На основании распоряжения и.о. начальника инспекции N 366 от 25.04.2016 инспекцией проведена внеплановая проверка общества, осуществляющего управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 72.
Обстоятельства проверки зафиксированы в акт проверки N 325 от 12.05.2016, в котором отражены следующие выявленные у ООО "Евросервис "Д/У N 3" нарушения:
- не заключены договоры энергоснабжения, теплоснабжения и горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида;
- не установлены общедомовые приборы учета теплоснабжения и горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения;
- не разработаны и не доведены до сведения собственников помещений в МКД предложения о мероприятиях по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
По результатам проверки государственным жилищным инспектором вынесено предписание N 325-к от 12.05.2016 об устранении выявленных нарушений, которым ООО "Евросервис "Д/У N 3" указано на необходимость совершения следующих действий:
заключить договоры энергоснабжения, теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения с ресурсоснабжающими организациями (в срок до 01.06.2016);
провести общее собрание собственников помещений МКД по вопросу установки общедомовых приборов учета теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения (в срок до 30.05.2016);
по результатам общего собрания принять решение о дальнейших действиях с целью оборудования МКД общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов (в срок до 01.06.2016);
разработать и довести до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий за 2016 год (в срок до 13.06.2016).
Не согласившись с вынесенным предписанием в части обязания общества заключить договоры энергоснабжения, теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения с ресурсоснабжающими организациями (пункт 1), считая его в обжалуемой части не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды заключили, что предписание в оспариваемой части соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов ООО "Евросервис "Д/У N 3".
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменений, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и Правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе, управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса).
В части 12 статьи 161 Жилищного кодекса предусмотрено, что управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Следовательно, управляющие организации не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов. Предоставление управляющей организации коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В силу пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Постановление N 124) исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 7 Постановления N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Поэтому, общество на основании указанных норм права обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
На основании изложенного, суды верно заключили, что с момента принятия собственниками помещений в МКД решения о выборе в качестве способа управления МКД - управление управляющей организацией, собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией, поскольку обязанность по заключению такого договора фактически возложена на управляющую организацию, которая вне зависимости от заключения/не заключения договора обязана обеспечить предоставление коммунальных услуг с даты заключения договора управления МКД.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Данная правовая позиция сформулирована в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Пункт 12 Правил N 124 устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым исполнитель вправе отказаться от заключения договора о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Такое основание, как продолжение действия договоров, ранее заключенных между ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилых помещений, пунктом 12 Правил N 124 не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 17 статьи 12 Закона N 176-ФЗ, договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и РСО, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
В соответствии с пунктом 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ, в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
С учетом приведенных положений Жилищного кодекса РФ, Правил N 354 и Правил N 124, а также правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации относительно статуса и обязанностей исполнителя коммунальных услуг, суд кассационной инстанции считает, что приведенные положения пунктов 17 и 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ не изменяют статуса исполнителя коммунальных услуг и момента приобретения им такого статуса. Также эти положения не освобождают исполнителя коммунальных услуг от заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения, теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения в целях обеспечения коммунальными ресурсами собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Соответственно, данные положения не препятствуют заключению таких договоров.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении требований, поскольку оспариваемое предписание в обжалуемой части соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере иной экономической деятельности.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Учитывая, что государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы составляет 1 500 руб., а заявителем уплачено 3 000 руб., госпошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату ООО "Евросервис "Д/У N 3" из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 3 000 руб., как ошибочно уплаченная ООО "Евросервис Д/У N 3" не по месту совершения юридически значимого действия.
Руководствуясь статьями 104, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.08.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016 по делу N А04-4811/2016 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Евросервис "Д/У N 3" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1 500 рублей, как излишне уплаченную по платежному поручению N 15 от 12.01.2017 и государственную пошлину в размере 3 000 рублей, как ошибочно уплаченную по платежному поручению N 1131 от 15.12.2016.
Выдать справки на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.