Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 февраля 2017 г. N Ф03-6655/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
19 октября 2016 г. |
А04-4811/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Евросервис "Д/У N 3": представитель не явился;
от Государственной жилищной инспекции Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Евросервис "Д/У N 3"
на решение от 23.08.2016
по делу N А04-4811/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Анышем Д.С.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Евросервис "Д/У N 3"
к Государственной жилищной инспекции Амурской области
о признании незаконным предписания в части
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Евросервис "Д/У N 3" (далее - заявитель, ООО "Евросервис "Д/У N 3", Общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным предписания государственной жилищной инспекции Амурской области (далее - Амуржилинспекция, административный орган) от 12.05.2016 N 325-к в части заключения договоров энергоснабжения, теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения с ресурсоснабжающими организациями в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Благовещенск, ул. Ленина, 72.
Решением суда от 23.08.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано, по мотиву того, что принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с ООО "Евросервис Д/У N 3", как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным при неправильном применении норм материального права, Общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в обоснование которой ссылается, что жилищный кодекс не содержит запрета на внесение платы за коммунальные услуги напрямую в ресурсоснабжающую организацию, а поскольку собственниками помещений на общем собрании принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за эти услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям, то у ООО "Евросервис "Д/У N 3" отсутствует обязанность по заключению с ресурсоснабжающими организациями договоров на предоставление коммунальных услуг. Просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым заявленное требование удовлетворить.
Амуржилинспекция в своих возражениях на жалобу выразила несогласие с ней, указав при этом на то, что поскольку в заключенном между управляющей организацией и собственниками помещений договоре управления домом предусмотрены только прямые взаиморасчеты собственников с ресурсоснабжающими организациями, то Общество обязано было заключить договоры на поставку коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями. Так же указала на то, что управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Просит оставить решение суда в силе как законное и обоснованное.
В судебном заседании апелляционного суда, проведенном в режиме видеоконференц-связи представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
Амуржилинспекция, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимала участие в судебном заседании апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя Общества, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что 01.05.2015 между собственниками многоквартирного жилого дома по адресу: г. Благовещенск, ул. Ленина, 72 и ООО "Евросервис "Д/У N 3" заключен договор N 26 управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 1.1.2 договора в редакции соглашения, управляющая организация - юридическое лицо, уполномоченное общим собранием собственников многоквартирного дома на выполнение функций по управлению таким домом.
В соответствии с пунктом 1.4 соглашения, изменен пункт 2.1 договора, а именно "по настоящему договору Управляющая организация по заданию собственников в течение всего срока действия настоящего договора за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность, также обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг".
Пунктом 1.6 соглашения изменен пункт 2.4 договора управления от 01.05.2015, который гласит "Порядок предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги осуществляется напрямую ресурсоснабжающим организациям на основании соответствующих договорных отношений, сложившихся до даты заключения настоящего договора и решения общего собрания собственников помещений о сохранности таких договорных отношений".
Распоряжением и.о. начальника инспекции от 25.04.2016 N 366 в отношении Общества было назначено проведение внеплановой проверки на предмет соблюдения лицензионных требований или требований жилищного законодательства, в ходе которой выявлены следующие нарушения:
- не заключены договоры энергоснабжения, теплоснабжения и горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида;
- не установлены общедомовые приборы учета теплоснабжения и горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения;
- не разработаны и не доведены до сведения собственников помещений в МКД предложения о мероприятиях по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки N 325 от 12.05.2016 и в тот же день Обществу выдано предписание N 325-к об устранении выявленных нарушений.
ООО "Евросервис "Д/У N 3" не согласившись с предписанием в части требования о заключении договоров энергоснабжения, теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения с ресурсоснабжающими организациями в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Благовещенск, ул. Ленина, 72, обратилось с заявлением в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12).
В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
Как следует из пунктов 13, 14 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям. Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07, при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
В силу пунктов 5 и 7 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - постановление N 124) исполнитель в лице управляющей организации не позднее семи дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Материалами дела подтверждается, что на основании договора управления многоквартирным домом от 01.05.2015 Общество приняло на себя обязательства по обеспечению предоставления собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, коммунальных услуг.
Таким образом, на основании указанных норм права ООО "Евросервис "Д/У N 3" обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация, в силу вышеуказанных положений законодательства становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Согласно пункту 27 постановления N 124, в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:
а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом решение общего собрания о порядке внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации.
Таким образом, вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, наличие решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов по ним, действовавших до принятия решения о выборе в качестве способа управления ООО "Евросервис "Д/У N 3", принятого на общем собрании собственников жилых помещений МКД N 72 по ул.Ленина, г.Благовещенска, не освобождает управляющую организацию от исполнения возложенных на нее законом обязанностей по предоставлению потребителям коммунальной услуги и заключению в этих целях соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с частью 17 статьи 12 Федерального закона от 29.07.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" договоры, заключенные до дня вступления в силу указанного Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Между тем положения указанного нормативного акта не исключают и не препятствуют заключению между управляющей и энергоснабжающей организациями договора энергоснабжения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, правильно установив юридически значимые обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о том, что предписание в обжалуемой части вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству, является исполнимым и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Апелляционная жалоба ООО "Евросервис Д/У N 3" удовлетворению не подлежит.
Суд первой инстанции полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 23.08.2016 по делу N А04-4811/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Евросервис "Д/У N 3" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N741 от 05.09.2016 государственную пошлину в размере 4500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4811/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 февраля 2017 г. N Ф03-6655/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Евросервис "Д\У N3"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Амурской области
Третье лицо: Арбитражный суд