г. Хабаровск |
|
28 апреля 2017 г. |
А37-1470/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: С.Ю. Лесненко, И.А. Мильчиной
при участии:
от заявителя: ОАО "Городской молочный завод "Магаданский" - Астахова Е.М. представитель по доверенности от 15.06.2015;
от Управления Россельхознадзора по Магаданской области - Тишко Б.М., представитель по доверенности от 23.01.2017 N 2;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Городской молочный завод "Магаданский"
на решение от 03.11.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017
по делу N А37-1470/2016 Арбитражного суда Магаданской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.А. Минеева; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Г. Харьковская, И.И. Балинская, Е.В. Вертопрахова
по заявлению открытого акционерного общества "Городской молочный завод "Магаданский" (ОГРН 1024900957290, ИНН 4909034501, место нахождения: 685000, Магаданский край, г. Магадан, ул. Пролетарская, 96)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области (ОГРН 1054900020339, ИНН 4909085866, место нахождения: 685000, Магаданский край, г. Магадан, Промышленный проезд, 7)
о признании незаконными действий и решения
Открытое акционерное общество "Городской молочный завод "Магаданский" (далее - общество, молокозавод) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области (далее - Управление, Россельхознадзор) по проведению проверки деятельности ОАО "Городской молочный завод "Магаданский" в период с 06.06.2016 по 15.06.2016, выразившихся в отборе проб продукции, выпускаемой заявителем, в розничной торговой сети и проверки ее качества; о признании незаконными решений Управления Россельхознадзора по Магаданской области от 10.06.2016 N 02-28/1881 и от 15.06.2016 N 02-28/1907, предписывающих принять меры по устранению нарушений по результатам проверки и возлагающих на заявителя обязанности по информированию надзорного органа о проведенных мероприятиях в установленный срок.
Решением суда от 03.11.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017, в удовлетворении требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в спорный период Управлением в отношении молокозавода не проводилось внеплановой проверки и не выносились по её результатам решения, а отбор проб молока и молочной продукции проводился как мера по реализации государственной программы мониторинга безопасности подконтрольной продукции, то есть в пределах установленных законом полномочий.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе общества, которое просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт, в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильным применением норм материального права.
В кассационной жалобе заявитель и его представитель в судебном заседании суда округа выразили несогласие с выводами судов о том, что Управлением проведен мониторинг молочной продукции, поскольку после проведения отбора проб и получения результатов исследований, издавались документы, в которых оно обязывало исполнять действия по устранению выявленных нарушений, а также выполнять требования по его информированию о проведенных мероприятиях в установленные сроки. Эти документы, по мнению заявителя, имеют признаки распорядительного документа, обязательного для исполнения. Следовательно, проводимые Россельхознадзором мероприятия фактически являются проверкой, проведенной с нарушением норм, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами, изложенными в ней, не согласились, считают принятые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, заслушав пояснения представителей, проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами из материалов дела установлено следующее.
Председателем Правительства Российской Федерации на заседании Правительственной комиссии по импортозамещению (протокол от 11 августа 2015 года N 1), руководителю Россельхознадзора дано поручение: "Обеспечить контроль за соответствием молока и молочной продукции, реализуемых на территории Российской Федерации, требованиям Технического регламента таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", обратив особое внимание на их соответствие требованиям, предъявляемым к маркировке и упаковке молока и молочной продукции".
В рамках контроля за исполнением вышеуказанного поручения 29.09.2015 и 12.05.2016 руководителю Россельхознадзора направлялись поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации о продолжении работы по выявлению фальсифицированной молочной продукции.
Во исполнение вышеназванных поручений Управлением Россельхознадзора издан приказ от 26.11.2015 N 77-о о проведении отбора проб молока и молочной продукции, произведенной хозяйствующими субъектами Магаданской области и реализуемых на территории Магаданской области, на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции".
Управлением в розничной торговой сети г.Магадана проведен отбор проб продукции, которые направлялись для исследования в ФГБУ "Магаданская межобластная ветеринарная лаборатория".
По результатам лабораторных исследований молочной продукции ФГБУ "Магаданская МВЛ" в информационной системе "Сирано" сформированы срочные отчеты о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных санитарных правил и норм.
Не согласившись с данными действиями Россельхознадзора, считая их не соответствующими закону и нарушающими его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности действий Управления в рамках государственной программы мониторинга безопасности подконтрольной продукции, в пределах установленных законом полномочий и во исполнение поручений Правительства Российской Федерации. Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции.
Суд округа считает, что суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 (далее - Постановление N 327), Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии и осуществляет такие полномочия как государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5.13 Раздела II Постановления N 327 Россельхознадзор осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Аналогичные положения содержаться в положении об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области.
Согласно пункту 2 "Положения о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 883, под системой наблюдения, анализа, оценки качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, питания и здоровья человека понимается мониторинг.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2013 N 745 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" государственный контроль (надзор) осуществляет, в том числе, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в пределах своей компетенции в рамках государственного ветеринарного надзора.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2014 N 474 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" осуществляется, в том числе, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в пределах своей компетенции в рамках соответственно государственного ветеринарного надзора и регионального государственного ветеринарного надзора.
В соответствии с Техническим регламентом таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" объектом технического регулирования данного регламента является пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, а также связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
Судами установлено, что в отношении продукции ОАО "Городской молочный завод "Магаданский" и иных хозяйствующих субъектов Магаданской области пробы молока в 2015 году отбирались на основании Приказа Россельхознадзора от 31.12.2014 N 831 "О лабораторных исследованиях в рамках реализации мероприятий Россельхознадзора для обеспечения выполнения требований Соглашения ВТО по СФС при вступлении России в ВТО на 2015 год".
В 2016 году пробы молока отбирались на основании Приказа Россельхознадзора от 31.12.2015 N 993 "О лабораторных исследованиях в рамках реализации мероприятий Россельхознадзора для обеспечения выполнения требований Соглашения ВТО по СФС при вступлении России в ВТО на 2016 год".
Пунктом 3 указанных Приказов обязанность по отбору проб подконтрольной продукции возложена на инспекторов территориальных управлений Россельхознадзора.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, применяются правила международного договора.
В соответствии с пунктом 116 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94 (далее - Решение Совета ЕЭК N94), отбор проб подконтрольных товаров (продукции), произведенных на таможенной территории таможенного союза, может осуществляться по решению государственного ветеринарного инспектора в ходе, в том числе осуществления государственной программы мониторинга, проводимой в рамках государственного ветеринарного контроля (надзора) за безопасностью подконтрольных товаров (продукции), которые находятся в обороте на таможенной территории таможенного союза (подпункт "а").
Из материалов дела установлено, что согласно поручению N 5 от 05.05.2016 Управлением Россельхознадзора, во исполнение указанных выше нормативных документов в период с 05.05.2016 по 31.05.2016 осуществлен отбор проб (образцов молочной продукции) в розничной торговой сети г.Магадана, что зафиксировано в актах.
По результатам лабораторных исследований установлено, что продукция не отвечает требованиям санитарных правил и норм, о чем составлены срочные отчеты N 1137 от 06.06.2016, N 1143 от 10.06.2016.
Согласно пункту 130 Решения Совета ЕЭК N 94, уполномоченный орган должен информировать владельцев данного подконтрольного товара, производителя, инспекторов административной территории и уполномоченные органы остальных государств-членов о нарушениях, выявленных в ходе мониторинга или усиленного лабораторного контроля, как можно скорее, но не более чем в течение 10 рабочих дней. В этой информации должны быть указаны данные о методе отбора проб, его месте и цели, об использованном аналитическом методе, если используются аналитические методы, о лаборатории, где осуществлялись лабораторные исследования и о результатах исследования
Судами установлено, что именно в этой связи, по итогам рассмотрения срочных отчетов N 1137 от 06.06.2016, N 1143 от 10.06.2016 о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных санитарных правил и норм, Управлением Россельхознадзора, согласно пункту 130 Решения Совета ЕЭК N 94, направлены письма от 10.06.2016 N02-28/1881, от 15.06.2016 N02-28/1907, приложением к которым направлены срочные отчеты и сообщено о результатах лабораторных исследований отобранных проб молока и сметаны и о выявленных нарушениях требований ветеринарных норм и правил. Также предложено принять меры по устранению выявленных нарушений и о проведенных мероприятиях сообщить в Управление в установленный срок (при этом срок не указан).
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и исследовав все существенные обстоятельства спора, суды пришли к верному вывод о том, в спорный период Управлением в отношении молокозавода не проводилось внеплановой проверки по правилам Закона N 294-ФЗ и не выносились по её результатам решения, а отбор проб молока и молочной продукции являлся мерой по реализации государственной программы мониторинга безопасности подконтрольной продукции, в пределах установленных законом полномочий.
Таким образом, доводы, изложенные в жалобе, выводы судов не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не может являться основанием для отмены или изменения судебных актов.
Судами правильно применены нормы материального права, нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. В связи с чем, оснований для отмены судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.11.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 по делу N А37-1470/2016 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Городской молочный завод "Магаданский" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 636 от 06.03.2017.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.