г. Хабаровск |
|
20 марта 2017 г. |
А51-2836/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи И.А. Тарасова
Судей: А.Н. Барбатова, Г.А. Камалиевой
при участии:
от ОАО "РЖД" - Грачев В.А., представитель по доверенности от 12.02.2016 N 99
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Приморье"
на решение от 23.08.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016
по делу N А51-2836/2016 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.В. Карандашова; в апелляционной инстанции судьи Д.А. Глебов, С.Б. Култышев, Н.А. Скрипка
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, место нахождения: 107174, г.Москва, ул. Новая Басманная, 2)
к закрытому акционерному обществу "Порт Восточные ворота - Приморский завод" (ИНН 2508005500, ОГРН 1022500708548, место нахождения: 692903, г. Находка, ул. Судоремонтная, 29 А)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Приморье"
о взыскании 204 068, 02 руб.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Порт Восточные ворота - Приморский завод" (далее - ЗАО "Порт Восточные ворота -Приморский завод") о взыскании 204 068,02 руб. задолженности (платы) за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в период с 05.09.2015 по 15.09.2015 (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке стать 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Приморье" (далее - ООО "Трансбункер-Приморье").
Решением суда от 23.08.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по кассационной жалобе ООО "Трансбункер-Приморье", считающего их необоснованными и подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение Арбитражный суд Приморского края.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что суд первой инстанции в нарушение статьи 170 АПК РФ не дал надлежащей оценки доводам третьего лица о недостоверной информации, содержащейся в перечисленных им актах общей формы и памятках на подачу/уборку вагонов относительно сведений о грузополучателе: обществе или порте, по вине которого происходила занятость путей необщего пользования вагонов.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" не поддержал доводы кассационной жалобы, дав свои пояснения.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа находит кассационную жалобу безосновательной.
Как установлено судом из материалов дела, между ОАО "РЖД" (Перевозчик) и ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" (Владелец) заключен договор N 246 от 25.11.2014 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по железнодорожной станции Посьет (с учетом протокола разногласий и протокола согласования разногласий).
Пунктом 5 данного договора предусмотрено, что подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования Владельца производится круглосуточно по уведомлению Перевозчика. Уведомление о предстоящей подаче вагонов Перевозчик передает Владельцу по телефону не позднее, чем за 2 часа до планируемой подачи.
Согласно пункту 6 данного договора, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования, вагоны подаются локомотивом перевозчика на участок железнодорожного выставочного пути N 26 протяженностью 300 м., принадлежащего Владельцу. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка по местам погрузки/выгрузки осуществляется локомотивом Владельца.
На основании пункта 9.1 договора, учет времени нахождения вагонов на ответственности Владельца осуществляется по памяткам приемосдатчика и актам общей формы в случае их составления.
Согласно пунктам 10, 11 договора на ж/д пути необщего пользования устанавливаются следующие технологические сроки оборота вагонов: в теплый период года - 8 часов, в холодный период года (с 15 октября по 15 апреля) - 13 часов. Перерабатывающая способность подъездного пути владельца составляет: уголь - 60 вагонов, нефтепродукты - 30 вагонов.
В соответствии с подпуктом "б" пункта 19 договора в редакции протокола согласования разногласий от 28.10.2014 владелец путей необщего пользования уплачивает перевозчику плату за время ожидания подачи или приема вагонов на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от владельца путей необщего пользования, а также за время нахождения вагонов на промежуточных станциях в поездах, временно оставленных от движения по ставкам Тарифного руководства N 2 "Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" с учетом коэффициентов индексации.
В период с 05.09.2015 по 15.09.2015 на железнодорожную станцию Рыбники прибывали вагоны: 60982642, 61494084, 61612826, 54497169, 61758900, 62076740, 61646469, 61459673, 60981776, 65367302, 62187059, 55364228, 52736261, 60433877, 58337288, 55498794, 54483037, 58434168, 55486179, 59906149, 55773451, 55744858, 55337091, 54742580, 58285420, 58273038, 57155061, 51863884, 51686566, 51538668, 51492379, 51371086, 51350809, 51345551, 51303899, 50930916, 50786581, 50779826, 50722297, 50627769, 50619691, 50608504, 50603646, 50603422, 50341189, 50339951, 50339811, 50339639, 50136753, 51789618, 51624823, 50541754 в адрес ООО "Трансбункер-Приморье" с подачей на подъездной путь необщего пользования ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод".
Перевозчик извещениями N 221 от 05.09.2015 и N 238 от 15.09.2015 уведомил грузоотправителя о предстоящей подаче вагонов, что зафиксировано в выписках из Книги ГУ-2.
На время подачи вагонов на выставочный путь N 26, Владелец вагоны не принял. Вагоны в период с 05.09.2015 по 15.09.2015 простаивали на путях общего пользования станции Рыбники ДВОСТ ж.д., вследствие невозможности их подачи под грузовую операцию.
По факту простоя спорных вагонов на путях общего пользования станции Рыбники оформлены акты общей формы N N 5/12654, 5/12655, 5/12656, 5/12657, 5/12659, 5/12660, 5/12661, 5/12662, 5/12663, 5/12664, 5/12665, 5/12666, 5/12667, в которых зафиксированы факт и продолжительность простоя вагонов на путях общего пользования из-за несоблюдения технологического срока оборота вагонов, что также подтверждается памятками приемосдатчика, свидетельствующими о занятости фронтов выгрузки грузополучателя в спорный период времени.
Ведомости подачи и уборки вагонов и акты общей формы, предъявленные на подпись представителям ответчика, уполномоченным на то руководством в соответствии с выданными доверенностями, подписаны с возражениями.
На сумму платы за нахождение на ж/д путях общего пользования груженых и порожних вагонов в перевозочном процессе (в случае задержки в пути следования) по накопительной ведомости за 2015 по ст.Рыбники истцом в адрес ответчика выставлен счет N 205 от 20.10.2015 в размере 204 068,02 руб.
Отсутствие оплаты со стороны ответчика в добровольном порядке задолженности, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая его, суды обеих инстанций исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ (вступил в силу 01.04.2015), применимой к спорным правоотношениям, за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени. Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику. Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Таким образом, в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта). Указанная плата представляет собой часть затрат, заложенная на эксплуатацию инфраструктуры. То есть плата за пользование вагонами в традиционном варианте всегда содержала в себе так называемые вагонную и инфраструктурную составляющие, поэтому в части определения платы за использование инфраструктуры истец также руководствовался ставками, предусмотренными в Тарифном руководстве N 2 (с учетом внесения в него Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 изменений).
На основании статьи 119 УЖТ РФ, для удостоверения иных не предусмотренных настоящей статьей обстоятельств, оформляются акты общей формы и другие акты. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (утвержденны приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26).
Исходя из положений статьи 119 УЖТ РФ, суды пришли к верному выводу о том, что документом, доказывающим факт и продолжительность простоя вагонов на станционных путях, является акт общей формы, правила составления которого утверждены Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 "Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом".
В рассматриваемом случае судом было установлено, что факт нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования по причине занятости путей станции (выставочных) Рыбники ДВОСТ ж.д. и не приема их на подъездные пути подтвержден актами общей формы N N 5/12654, 5/12655, 5/12656, 5/12657, 5/12659, 5/12660, 5/12661, 5/12662, 5/12663, 5/12664, 5/12665, 5/12666, 5/12667, составленными в соответствии с требованиями пункта 16 статьи 119 УЖТ РФ, пункта 4.6 "Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 и пунктов 3.2.4, 3.5 "Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, содержащими сведения о задержанных вагонах, причинах и времени их задержки, а именно: из-за несоблюдения технологических сроков оборота вагонов.
Кроме того, по признанию суда, факт нахождения вагонов на путях общего пользования сверх установленного срока по указанным причинам подтверждается представленными истцом ведомостями подачи и уборки вагонов, памятками приемосдатчиков.
Размеры названной платы и порядок ее взимания определены в Тарифном руководстве, утвержденном Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения" (пункты 1.6, 2.2, 2.4 Тарифного руководства).
Исследовав и оценив по правилам статей 65, 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суды обеих инстанций установили вину ответчика за задержку вагонов на путях общего пользования, не предоставившего доказательств соблюдения им технологических сроков оборота вагонов в рассматриваемый период, как и наличия обстоятельств, освобождающих от данной платы (часть 18 статьи 39 УЖТ РФ), возражений относительно факта обоснованной задержки вагонов.
Данный вывод суда сторонами в кассационной инстанции не обжалуется.
При таких обстоятельствах исковые требования ОАО "РЖД" удовлетворены судом в указанном размере правомерно.
Доводы заявителя кассационной жалобы о недостоверной информации, содержащейся в 17-ти перечисленных актах общей формы в отношении груза, не могут быть приняты во внимание, поскольку эти документы не входили в предмет исследования по заявленным ОАО "РЖД" исковым требованиям, а также из них не усматривается, что они составлялись в отношении спорных вагонов, прибывших в рассматриваемый период. Иных доводов, которые могли каким-либо образом повлиять на правильность вывода суда, в кассационной жалобе не приводится.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, поэтому они изменению, а кассационная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.08.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016 по делу N А51-2836/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Тарасов |
Судьи |
А.Н. Барбатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.