г. Хабаровск |
|
22 мая 2017 г. |
А51-28676/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2017 года.
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 10 ноября 2017 г. N 303-ЭС17-9696 настоящее постановление отменено
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Т.Н. Никитиной
Судей: Н.В. Меркуловой, Е.П. Филимоновой
при участии:
от государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края", представитель не явился,
от краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ханкайская центральная районная больница", Юдицкий А.Ю., представитель по доверенности от 17.05.2017, Задорожная Н.А., представитель по доверенности от 05.10.2016;
от общества с ограниченной ответственностью СМО "Восточно-страховой альянс", представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ханкайская центральная районная больница"
на решение от 25.01.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2017
по делу N А51-28676/2016
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья М.Н. Гарбуз, в суде апелляционной инстанции судьи Л.А. Бессчасная, Е.Л. Сидорович, В.В. Рубанова
по иску государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (ОГРН 1022502260648, ИНН 2540013343, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пологая, 21)
к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Ханкайская центральная районная больница" (ОГРН 1022501181240, ИНН 2530001229, место нахождения: 692684, Приморский край, Ханкайский район, с. Камень-Рыболов, ул. Трактовая, 20)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью СМО "Восточно-страховой альянс" (место нахождения: 690002, г. Владивосток, ул. Алтайская, 3)
о взыскании 1 404 547 рублей 75 копеек
Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (далее - заявитель, фонд, ГУ ТФОМС ПК) обратилось в арбитражный суд с заявлением к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Ханкайская центральная районная больница" (далее - учреждение, КГБУЗ "Ханкайская ЦРБ") о взыскании 1 404 547 рублей 75 копеек.
Решением суда от 25.01.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2017, заявленные фондом требования удовлетворены в полном объеме, так как судебные инстанции пришли к выводу о доказанности факта использования учреждением здравоохранения спорной суммы денежных средств не по целевому назначению.
Не согласившись с принятыми судебными актами, КГБУЗ "Ханкайская ЦРБ" обратилась с кассационной жалобой, поддержанной представителями в суде кассационной инстанции, в которой предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, ГУ ТФОМС ПК в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов кассационной жалобы, не оспаривая правильность расчета цены иска, заявитель ссылается на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, а именно статьи 50 Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", полагает, что учреждение по целевому назначению использовало денежные средства, полученные на внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи при реализации Программы модернизации здравоохранения Приморского края на 2011-2012 гг. на выплаты стимулирующего характера врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием. Считает, что требование о наличии необходимого уровня образования и квалификации работников не может иметь правовое значение при решении вопроса о целевом использовании бюджетных средств. Кроме того, указывает, что фонд не наделен полномочиями на обращение в суд с иском о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
Фонд, общество с ограниченной ответственностью СМО "Восточно-страховой альянс" извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе посредством размещения информации о дате и времени судебного разбирательства на официальном сайте суда, в судебное заседание кассационной инстанции явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем кассационная жалоба в силу части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие. Обществом с ограниченной ответственностью СМО "Восточно-страховой альянс" отзыв не представлен.
Фондом в Арбитражный суд Дальневосточного округа представлен отзыв, в котором выражено несогласие с доводами кассационной жалобы, считает, что судами правильно применены нормы действующего законодательства, учреждением не по целевому назначению использованы денежные средства фонда, поскольку произведены стимулирующие выплаты специалистам не имеющим сертификата специалиста по специальности, в связи с чем, просят суд оспариваемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Уссурийского филиала ГУ ТФОМС ПК от 07.10.2014 N 39, в пределах предоставленных полномочий, в период с 13.10.2014 по 31.10.2014 проведена тематическая проверка использования средств, полученных на финансовое обеспечение мероприятий программы "Модернизация здравоохранения Приморского края на 2011-2012 годы" в части внедрения стандартов оказания медицинской помощи, по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой врачами-специалистами за период с 01.10.2012 по 31.12.2013 в КГБУЗ "Ханкайская ЦРБ".
По результатам вышеуказанной тематической проверки составлен акт от 31.10.2014 N 12, подписанный главным врачом КГБУЗ "Ханкайская ЦРБ", с возражениями, которые не приняты фондом (приобщены к акту проверки).
По результатам проверки выявлено нецелевое использование средств фонда, полученных на финансовое обеспечение мероприятий Программы модернизации здравоохранения Приморского края на 2011-2012 годы в сумме 1 071 417 рублей 35 копеек, также учреждению предложено уплатить пени в размере 12 964 рубля 15 копеек и штраф в размере 107 141 рубль 74 копейки.
В ходе проверки фондом выявлен факт отсутствия у ренгенолаборанта и двух медицинских сестер среднего медицинского образования действующего сертификата специалиста по специальности, а также отсутствие соответствующего занимаемой должности высшего медицинского образования у заведующей клинико-диагностической лабораторией и двух врачей клинической лабораторной диагностики, при этом учреждением им производились выплаты симулирующего характера в рамках Программы модернизации здравоохранения Приморского края.
Фондом в адрес КГБУЗ "Ханкайская ЦРБ" направлены информационные письма от 16.01.2015 N 82/06, 01.04.2015 N 80, 03.07.2015 N 177, от 08.10.2015 N 264, от 29.12.2015 N 366, от 08.04.2016 N 90, от 27.05.2016 N 135, от 15.07.2016 N 181 о числящейся задолженности по средствам, использованным учреждением не по целевому назначению, подлежащим возврату, в связи с чем КГБУЗ "Ханскайская ЦРБ" начислены пени за период с 18.11.2014 по 30.06.2016 в сумме 225 988 рублей 66 копеек.
В связи с неисполнением учреждением требования о возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению, об уплате штрафа и пеней, фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением о взыскании 1 404 547 рублей 75 копеек, из которых выплаты - 1 071 417 рублей 35 копеек, пени - 225 988 рублей 66 копеек, штраф - 107 141 рубль 74 копейки.
Удовлетворяя заявленные фондом требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), статьями 38, 147, 289 (действовавшей в период спорных правоотношений) Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 N 85, утвердившим Правила финансового обеспечения в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Правила N 85), Постановлением Администрации Приморского края от 04.05.2011 N 126-па "Об утверждении перечня должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, и методики оценки их деятельности", статьей 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н.
Обстоятельства дела, установленные судами, свидетельствуют о доказанности фондом факта нецелевого использования учреждением здравоохранения средств обязательного медицинского страхования, полученных на финансирование мероприятий, проводимых в рамках Программы модернизации здравоохранения (повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами), выплаченных медицинским работникам, не имеющим медицинского образования.
Судами обеих инстанций правомерно не принято во внимание наличие у медицинских работников удостоверений об окончании курсов Красного креста и Красного полумесяца с двухгодичным сроком обучения, поскольку в рамках расходования региональных средств целевой Программы модернизации здравоохранения Приморского края, по которой оплата стимулирующих выплат производится за счет бюджета территориального фонда медицинского страхования, выплата стимулирующих надбавок среднему медицинскому персоналу может быть произведена только при наличии условий, одним из которых для осуществления денежных выплат специалистам со средним медицинским образованием необходимо наличие сертификата соответствия.
Довод о наличии у врачей - специалистов высшего профессионального образования по специальности "Биология", допущенных к занятию медицинской деятельностью в соответствии с Приказами Минздрава СССР от 21.10.1974 N 990, от 13.07.1989 N 418, и продолживших профессиональную деятельность в этих должностях, не свидетельствует о наличии у учреждения оснований для выплаты указанным лицам средств по целевой Программе модернизации здравоохранения Приморского края.
Учитывая, что Федеральный закон N 326-ФЗ наделил территориальные фонды полномочиями по контролю за использованием медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования и отсутствие в законодательстве механизма воздействия на медицинскую организацию в случае неисполнения ею требования о возврате в бюджет использованных не по целевому назначению средств предполагает право территориального фонда на обращение с соответствующим иском в суд.
Остальные доводы жалобы также не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права и несоответствии выводов судов обстоятельствам дела; несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств не может быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции.
Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.01.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2017 по делу N А51-28676/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Никитина |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные фондом требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), статьями 38, 147, 289 (действовавшей в период спорных правоотношений) Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 N 85, утвердившим Правила финансового обеспечения в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Правила N 85), Постановлением Администрации Приморского края от 04.05.2011 N 126-па "Об утверждении перечня должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, и методики оценки их деятельности", статьей 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н.
...
Довод о наличии у врачей - специалистов высшего профессионального образования по специальности "Биология", допущенных к занятию медицинской деятельностью в соответствии с Приказами Минздрава СССР от 21.10.1974 N 990, от 13.07.1989 N 418, и продолживших профессиональную деятельность в этих должностях, не свидетельствует о наличии у учреждения оснований для выплаты указанным лицам средств по целевой Программе модернизации здравоохранения Приморского края.
Учитывая, что Федеральный закон N 326-ФЗ наделил территориальные фонды полномочиями по контролю за использованием медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования и отсутствие в законодательстве механизма воздействия на медицинскую организацию в случае неисполнения ею требования о возврате в бюджет использованных не по целевому назначению средств предполагает право территориального фонда на обращение с соответствующим иском в суд."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 мая 2017 г. N Ф03-1415/17 по делу N А51-28676/2016
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2018 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1528/18
06.04.2018 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 35-ПЭК18
05.02.2018 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-28676/16
22.05.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1415/17
15.03.2017 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1334/17
25.01.2017 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-28676/16