г. Хабаровск |
|
20 апреля 2018 г. |
А73-11485/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего Захаренко Е.Н.
судей Камалиевой Г.А., Тарасова И.А.
при участии:
участвующие в деле лица явку представителей не обеспечили;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации сельского поселения "Поселок Токи" Ванинского муниципального района Хабаровского края
на решение от 31.10.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2018
по делу N А73-11485/2017 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Воронцов А.И.; в суде апелляционной инстанции судьи: Иноземцев И.В., Волкова М.О., Дроздова В.Г.
по иску некоммерческой организации "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае"
к администрации сельского поселения "Поселок Токи" Ванинского муниципального района Хабаровского края
о взыскании 1 583 426 руб. 88 коп.
Некоммерческая организация "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" (ОГРН - 1132700001917; далее - Фонд капитального ремонта, фонд, истец) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации сельского поселения "Поселок Токи" Ванинского муниципального района Хабаровского края (ОГРН - 1022700713100; далее - Администрация, ответчик) о взыскании 1 238 165 руб. 77 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт, а также 159 198 руб. 76 коп. пеней.
Решением суда от 31.10.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2018, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация просит Арбитражный суд Дальневосточного округа судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального права при несоответствии выводов фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя, суды обеих инстанций возложили на Администрацию обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, не приняв во внимание отсутствие между ответчиком и истцом заключенного в установленном порядке договора о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Считает ошибочной позицию судов об обязанности оплачивать взносы без заключения договора, основанную на положениях Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ), поскольку действие указанного закона не имеет обратной силы (вступило в силу с 06.07.2015) и не распространяется на правоотношения, возникшие с 2014 года.
От Фонда капитального ремонта поступил отзыв с возражениями на кассационную жалобу, а также ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверяется Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в собственности муниципального образования сельское поселение "Поселок Токи" Ванинского муниципального района Хабаровского края, полномочия которого представляет Администрация, находятся жилые помещения, расположенные в поселке Токи Ванинского района Хабаровского края:
ул. 65 лет Октября 1, кв. 1, 2, 3, 4, 11, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 40, 41, 42, 48;
ул. 65 лет Октября 3, кв. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 36, 37, 38, 39, 40, 41;
ул. 65 лет Октября 5, кв. 6, 9, 10, 12;
ул. 65 лет Октября 7, пом. 1-14,16, кв. 2, 7, 23, 24;
ул. Железнодорожная 1, кв. 9, 24, 30, 33, 37, 39, 43, 50, 64;
ул. Железнодорожная 1Б, кв. 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33;
ул. Железнодорожная 2, пом. 1-17, кв. 1, 6, 14, 16, 18, 19, 28, 42, 45, 47, 48, 63;
ул. Железнодорожная 3, кв. 7, 12, 14, 20, 25, 31, 32, 37, 39, 45, 46, 61, пом. I (10-17);
ул. Железнодорожная 4, кв. 1, 3, 7, 22, 26, 27, 29, 38, 40, 46, 49, 52, 54, 61, 62, 69, 70;
ул. Железнодорожная 5, кв. 6, 8, 9, 22, 31, 33, 36, 39, 40, 43, 51, 53, 80;
ул. Железнодорожная 6, кв. 4, 5, 8, 19, 28, 33, 37;
ул. Зеленая 11, кв. 4, 6, 7, 8, 9, 10;
ул. Зеленая 13, кв. 1, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 14, 15, 19;
ул. Зеленая 15, кв. 1, 3, 11, 12, 14, 17, 19;
ул. Зеленая 16, кв. 1, 2, 5, 8;
ул. Зеленая 3 кв. 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20;
ул. Зеленая 19, кв. 3, 4, 6б, 7, 7а, 7б, 8, 8а, 10, 13, 15 б, 15 в, 15 г;
ул. Зеленая 4 кв. 2, 6, 7, 10, 11, 12;
ул. Зеленая 5, кв. 1, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 11, 12;
ул. Зеленая 6, кв. 3, 5, 8, 11;
ул. Зеленая 8, кв. 5, 6, 8, 9, 10, 12;
ул. Зеленая 9, кв. 3, 4, 5, 8, 9, 10;
пер. Коммунальный 1В, кв. 1, 2, 3, 4, 5;
пер. Магаданский 12 кв. 1, 2, 3;
пер. Магаданский 4, кв. 6, 9, 12;
пер. Магаданский 6, кв. 1, 4, 7, 11, 12;
пер. Магаданский 8, кв. 2, 3, 5, 8, 9, 10;
пер. Строителей 1, кв. 9;
пер. Строителей 2, кв. 1, 9, 11;
пер. Строителей 3, кв. 6, 7, 10, 16, 18, 24, 26;
ул. Токинская 5, кв. 7, 11;
ул. Токинская 6, кв. 2, 6, 9, 10, 11, 12;
ул. Токинская 7, кв. 4;
ул Токийская 9, кв. 2, 3, 4, 6, 9, 10, 12;
ул. Токинская 10, кв. 1, 2, 3, 4, 5, 8, 10;
ул. Токинская 12, кв. 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11;
ул. Токинская 13, кв. 3, 5, 10;
ул. Токинская 15, кв. 1, 3, 5, 9, 11.
Фонд как специализированная организация, созданная в целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации и обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в соответствии с региональной программой капитального ремонта, выставила Администрации счета на оплату взносов на капитальный ремонт.
Поскольку Администрация не произвела оплату, Фонд капитального ремонта обратился в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности за период с 01.09.2014 по 30.06.2017 и неустойки, предусмотренной частью 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), начисленной с 10.11.2014 по 31.07.2017.
При рассмотрении спора суды обеих инстанций, руководствуясь положениями статей 210, 249, 309, 310 ГК РФ, 155, 158, 169, 170, 181 ЖК РФ, пришли к выводу о наличии на стороне ответчика обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт в заявленном размере, а также законной неустойки.
Выводы судов являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В силу части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края на 2014-20143 годы утверждена постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013 N 479-пр. 31.12.2013 и опубликована на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что вышеуказанные многоквартирные дома в поселке Токи включены в Региональную программу капитального ремонта, а собственниками домов принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, суды обоснованно установили обязанность ответчика по уплате взносов на капитальный ремонт с 01.09.2014, признав наличие задолженности перед истцом в размере 1 238 165 руб. 77 коп.
Долг определен в соответствии с действующими минимальными размерами взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, установленными Постановлениями Правительства Хабаровского края от 20.12.2013 N 450-пр, от 20.09.2014 N 333-пр, от 10.07.2015 N 185-пр, от 26.05.2016 N 165-пр, что соответствует положениям части 8.1 статьи 156 ЖК РФ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 ЖК РФ сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
С учетом определенной обязанности оплаты взносов на капитальный ремонт в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ежемесячно до десятого числа месяца следующего за истекшим, суды, установив факт просрочки внесения взносов, правомерно взыскали с ответчика законную неустойку по пункту 14.1 статьи 155 ЖК РФ за период с 10.11.2014 по 31.07.2017 в размере 159 198 руб. 76 коп.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии обязанности оплачивать взносы без заключенного в установленном порядке договора о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора уже являлись предметом оценки судов обеих инстанций и мотивированно отклонены.
Поддерживая позицию судов, суд округа исходит из следующего.
Взносы на капитальный ремонт по своей правовой природе не являются оплатой за оказанную услугу по проведению капитального ремонта, а представляют собой денежные средства собственника, находящиеся на специальном счете. Денежные средства (взносы на капитальный ремонт) вносятся собственниками опосредовано на цели, связанные с капитальным ремонтом, но не в счет исполнения какого-либо конкретного договора, заключенного между собственниками и фондом.
В соответствии со статьей 181 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ) собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта в порядке, установленном статьей 445 ГК РФ, при этом уплата собственником помещения в многоквартирном доме взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считается его заключением.
Впоследствии в статью 181 ЖК РФ внесены изменения (пункт 33 статьи 1 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ). С момента вступления изменений в силу исключена обязанность регионального оператора по направлению проекта и заключению договора в порядке, установленном статьей 445 ГК РФ (заключение договора в обязательном порядке), о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено заключение договора между собственниками помещений в многоквартирном доме и фондом.
До внесения изменений в статью 181 ЖК РФ законодательство также не связывало возникновение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт с моментом заключения договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, поскольку данная обязанность возникала на основании прямого указания закона (статьи 169 ЖК РФ).
Иное толкование заявителем положений действовавшего в спорный период жилищного законодательства, не свидетельствует о нарушении судами обеих инстанций норм материального права и наличии судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены решения от 31.10.2017 и постановления от 18.01.2018, судом кассационной инстанции не установлено.
Исходя из вышеизложенного, суд округа не усматривает оснований для отмены либо изменения принятых судебных актов и удовлетворения жалобы Администрации.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы. Вопрос о взыскании госпошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку на основании пп. 1.1 п. 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.10.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2018 по делу N А73-11485/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Н. Захаренко |
Судьи |
Г.А. Камалиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Впоследствии в статью 181 ЖК РФ внесены изменения (пункт 33 статьи 1 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ). С момента вступления изменений в силу исключена обязанность регионального оператора по направлению проекта и заключению договора в порядке, установленном статьей 445 ГК РФ (заключение договора в обязательном порядке), о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
...
До внесения изменений в статью 181 ЖК РФ законодательство также не связывало возникновение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт с моментом заключения договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, поскольку данная обязанность возникала на основании прямого указания закона (статьи 169 ЖК РФ).
Иное толкование заявителем положений действовавшего в спорный период жилищного законодательства, не свидетельствует о нарушении судами обеих инстанций норм материального права и наличии судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены решения от 31.10.2017 и постановления от 18.01.2018, судом кассационной инстанции не установлено."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 апреля 2018 г. N Ф03-1255/18 по делу N А73-11485/2017
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2018 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1255/18
18.04.2018 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-11485/17
18.01.2018 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7127/17
31.10.2017 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-11485/17