Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 апреля 2018 г. N Ф03-1255/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
18 января 2018 г. |
А73-11485/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кейбал М.С.
при участии в заседании:
от Некоммерческой организации "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае": не явились;
от Администрации сельского поселения "Поселок Токи" Ванинского муниципального района Хабаровского края: не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации сельского поселения "Поселок Токи" Ванинского муниципального района Хабаровского края
на решение от 31.10.2017
по делу N А73-11485/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Воронцовым А.И.
по иску Некоммерческой организации "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае"
к Администрации сельского поселения "Поселок Токи" Ванинского муниципального района Хабаровского края
о взыскании 1 583 426, 88 руб.
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" (ОГРН 1132700001917, ИНН 2722999970, место нахождения: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 57, оф. 712; далее - Фонд капитального ремонта, истец) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации сельского поселения "Поселок Токи" Ванинского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700713100, ИНН 2709003809, место нахождения: 682851, Хабаровский край, Ванинский район, п. Токи, пер. Магаданский, д. 14; далее - Администрация, ответчик) о взыскании долга по взносам на капитальный ремонта в размере 1 238 165, 77 руб., пени 159 198, 76 руб. (с учетом уточнения размера требований).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 31.10.2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение от 31.10.2017 и принять новый судебный акт об отказе в иске. В обоснование Администрация указывает на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств дела. Приводит доводы о возникновении обязанности по уплате взносов только при наличии договора, заключенного с региональным оператором, истцом направлялся ответчику оферта договора, в ответ ответчик направил договор с проектом разногласий, который не был согласован истцом, тем самым истец отказался от заключения договора. У истца отсутствует разработанный и утвержденный нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок сбора платежей без заключения договора, поэтому правовые основания для исчисления срока и начисления взносов с 01.09.2014 по 01.07.20015. Объективным сроком для начисления задолженности по уплате взносов считается период с 01.07.2015 по 30.07.2017.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017 апелляционная жалоба принята к производству, судебное разбирательство назначено на 18.01.2018 в 10 часов 00 минут, информация об этом размещена публично на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
Фонд капитального ремонта направил в суд отзыв на жалобу, в котором просил отказать в ее удовлетворении, привел доводы о том, что наличие договора не является основанием возникновения обязанности по оплате взносов в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Администрация направила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя. Фонд капитального ремонта в представленном отзыве просил рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из представленных в материалы дела документам (выписок из ЕГРП, перечня муниципальной собственности сельского поселения, переписке сторон о заключении договора, постановлений органа местного самоуправления) в собственности муниципального образования сельское поселение "Поселок Токи" Ванинского муниципального района Хабаровского края, полномочия которого представляет Администрация находятся жилые помещения, расположенные по адресу Хабаровский край, Ванинский район, поселок Токи: ул. 65 лет Октября 1, кв. 1, кв. 11, кв. 13, кв. 14, кв. 15, кв. 16, кв. 19, кв. 2, кв. 20, кв. 21, кв. 22, кв. 23, кв. 24, кв. 25, кв.26, кв. 27, кв. 28, кв. 3, кв. 30, кв. 32, кв. 33, кв. 34, кв. 35, кв. 36, кв. 37, кв. 39, кв. 4, кв. 40, кв. 41, кв. 42, кв. 48; ул. 65 лет Октября 3, кв. 1, кв. 10, кв. 12, кв. 13, кв. 14, кв. 16, кв. 17, кв. 18, кв. 19, кв. 2, кв. 20, кв. 21, кв. 22, кв. 23, кв. 24, кв. 25, кв. 26, кв. 27, кв. 28, кв. 29, кв. 3, кв. 30, кв. 31, кв. 32, кв. 33, кв. 36, кв. 37, кв. 38, кв. 39, кв. 4, кв. 40, кв. 41, кв. 5, кв. 6, кв. 9; ул. 65 лет Октября 5, кв. 10, кв. 12, кв. 6, кв. 9; ул. 65 лет Октября 7, пом. 1- 14,16, кв. 2, кв. 23, кв. 24, кв. 7; ул. Железнодорожная 1, кв.24, кв. 30, кв. 33, кв. 37, кв. 39, кв. 43, кв. 50, кв. 64, кв. 9; ул. Железнодорожная 1Б, кв. 1, кв. 10, кв. 11, кв. 12, кв. 13, кв. 14, кв. 15, кв.16, кв. 17, кв. 18, кв. 19, кв. 2, кв. 20, кв. 21, кв. 22, кв. 23, кв. 24, кв. 25, кв. 26, кв. 27, кв. 28, кв. 29, кв. 3, кв. 30, кв. 31, кв. 32, кв. 33, кв. 4, кв. 5, кв. 7, кв. 8; ул. Железнодорожная 2, кв. 1, пом. 1- 17, кв. 14, кв. 16, кв. 18, кв. 19, кв. 28, кв. 42, кв. 45, кв. 47, кв. 48, кв. 6, кв. 63; ул. Железнодорожная 3, кв. 12, кв. 14, кв. 20, кв. 25, кв. 31, кв. 32, кв. 37, кв. 39, кв. 45, кв. 46, Кв. 61, кв. 7, пом. I (10-17); ул. Железнодорожная 4, кв. 1, кв. 22, кв. 26, кв. 27, кв. 29, кв. кв. 3, кв. 38, кв. 40, кв. 46, кв. 49, кв. 52, кв. 54, кв. 61, кв. 62, кв. 69, кв. 7, кв. 70; ул. Железнодорожная 5, кв. 22, кв. 31, кв. 33, кв. 36, кв. 39, кв. 40, кв. 43, кв. 51, кв. 53, кв. 6 кв. 8, кв. 80, кв. 9; ул. Железнодорожная 6, кв. 19, кв. 28, кв. 33, кв. 37, кв. 4, кв. 5, кв. 8 ул. Зеленая 11, кв. 10, кв. 4, кв. 6, кв. 7, кв.8, кв. 9; ул. Зеленая 13, кв. 1, кв. 10, кв. 11, кв 12, кв. 14, кв. 15, кв. 19, кв. 3, кв. 6, кв. 7; ул. Зеленая 15, кв. 1, кв. 11, кв. 12, кв. 14, кв. 17 кв. 19, кв. 3; ул. Зеленая 16, кв. 1, кв. 2, кв. 5, кв. 8; ул. Зеленая 3 А73-11485/2017 17, кв. 10, кв. 14, кв. 15, кв 16, кв. 17, кв. 18, кв. 19, кв. 2, кв. 20, кв. 5, кв. 6, кв. 7, кв. 8, кв. 9; ул. Зеленая 19, кв. 10, кв 13, кв. 15 б, кв. 15 в, кв. 15 г, кв. 3, кв. 4, кв. 6 б, кв. 7 а, кв. 7 б, кв. 8, кв. 8 а; ул. Зеленая 4 кв. 10, кв. 11, кв. 12, кв. 2, кв. 6, кв. 7; ул. Зеленая 5, кв. 1, кв. 11, кв. 12, кв. 2, кв. 3, кв. 5 кв. 7, кв. 8, кв. 9; ул. Зеленая 6, кв. 11, кв. 3, кв. 5, кв. 8; ул. Зеленая 7, кв. 4, кв. 5, кв. 7, кв 8; ул. Зеленая 8, кв. 10, кв. 12, кв. 5, кв. 6, кв. 8, кв. 9; ул. Зеленая 9, кв. 10, кв. 3, кв. 4, кв 5, кв. 8, кв. 9; пер. Коммунальный 1В, кв. 1, кв. 2, кв. 3, кв. 4, кв. 5; пер. Магаданский 12 кв. 1, кв. 2, кв. 3; пер. Магаданский 4, кв. 12, кв. 6, кв. 9; пер. Магаданский 6, кв. 1, кв. 11 кв. 12, кв. 4, кв. 7; пер. Магаданский 8, кв. 10, кв. 2, кв. 3, кв. 5, кв. 8, кв. 9; пер. Строителе! 1, кв. 9; пер. Строителей 2, кв. 1, кв. 11, кв. 9; пер. Строителей 3, кв. 10, кв. 16, кв. 18, кв 24, кв. 26, кв. 6, кв. 7; ул. Токинская 10, кв. 1, кв. 10, кв. 2, кв. 3, кв. 4, кв. 5, кв. 8; ул Токийская 12, кв. 1, кв. 10, кв. 11, кв. 2, кв. 4, кв. 5, кв. 6, кв. 8, кв. 9; ул. Токинская 13, кв 10, кв. 3, кв. 5; ул. Токинская 15, кв. 1, кв. 11, кв. 3, кв. 5, кв. 9; ул. Токинская 5, кв. 11, кв 7, ул. Токинская 6, кв. 10, кв. 11, кв. 12, кв. 2, кв. 6, кв. 9, ул. Токинская 7, кв. 4; ул Токийская 9, кв. 10, кв. 12, кв. 2, кв. 3, кв. 4, кв. 6, кв. 9.
Фонд капитального ремонта, как специализированная организация, созданная в целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 178, 180), и обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в соответствии с региональной программой капитального ремонта, направляла Администрации счета на оплату взносов на капитальный ремонт.
Поскольку Администрация не оплата взносы на капитальный ремонт, Фонд капитального ремонта обратился в суд с иском о взыскании задолженности за период с 01.09.2014 по 30.06.2017, а также законной неустойки, предусмотренной частью 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 158 ЖК РФ на собственника помещения в многоквартирном доме наряду с положением пункта 1 статьи 39 ЖК РФ возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Как установлено судом региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края на 2014-20143 годы утверждена постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013 N 479-пр (опубликована на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, 31.12.2013), поэтому у собственников помещений в многоквартирных домах Хабаровского края возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт с сентября 2014 года, а в отношении домов включенных в программу капитального ремонта в Хабаровском крае постановлением Правительства Хабаровского края от 26.05.2014 N 166-пр - с марта 2015 года.
Возражая против иска и в жалобе, Администрация приводит доводы об отсутствии обязанности оплачивать взносы в связи с отсутствием заключенного договора о формировании фонда капитального ремонта.
Как установлено из материалов, сторонами принимались меры к заключению договора N В 2014/4/38 от 01.12.2014 о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, возникшие разногласия по которому сторонами добровольно или в судебном порядке урегулированы не были.
Данное обстоятельство само по себе не отменяет установленную Жилищным кодексом обязанность собственника оплачивать взносы на капитальный ремонт, а также право регионального оператора требовать их оплаты.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ, в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (вступил в силу с 26.12.2012) (далее - Федеральный закон N271-ФЗ), плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включала в себя, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В связи с принятием Федерального закона N 271-ФЗ, порядок организации проведения капитального ремонта был изменен. Обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и текущий ремонт. Положениями раздела IX Жилищного кодекса установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Из положений части 3 статьи 158 ЖК РФ в редакции, действующей на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 257-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.2017 N 257-ФЗ) и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 01.01.2013 следует, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме, при переходе права собственности на помещение к новому собственнику на него также переходит неисполненная обязанность предыдущего собственника.
Согласно части 1 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора обязаны ежемесячно вносить в установленные в соответствии со статьей 171 ЖК РФ сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивать пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Учитывая приведенные выше нормы, дату опубликования региональной программы на территории Хабаровского края на 2014-20143 годы, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013 N 479-пр, включения указанных истцом многоквартирных домов в программу в декабре 2013 года и положения части 3 статьи 169 ЖК РФ о возникновении у собственников помещений в многоквартирном доме обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом истец вправе требовать оплаты взносов не ранее чем с сентября 2014 года.
Таким образом, сумма долга за указанный истцом период с сентября 2014 года по июнь 2017 года составила 1 238 165, 57 руб., которая правомерно взыскана судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения
Пунктом 14.1 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
С учетом установленной Жилищным кодексом обязанности оплаты взносов на капитальный ремонт в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги ежемесячно до десятого числа месяца следующего за истекшим, суд первой инстанции, установив несвоевременную оплату правомерно взыскал пени в размере 159 198, 76 руб. за период с 24.01.2017 по 16.05.2017.
Оснований к отмене решения суда и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 31.10.2017 по делу N А73-11485/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11485/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 апреля 2018 г. N Ф03-1255/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Некоммерческая организация "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае"
Ответчик: Администрация сельского поселения "Поселок Токи" Ванинского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2018 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1255/18
18.04.2018 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-11485/17
18.01.2018 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7127/17
31.10.2017 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-11485/17