г. Хабаровск |
|
16 мая 2019 г. |
А51-5000/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.П. Филимоновой
Судей: Н.В. Меркуловой, Т.Н. Никитиной
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Восточная стивидорная компания" - Эйрих Е.Е., представитель по доверенности от 26.05.2017 N 37-ВСК;
от Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - представитель не явился;
от третьих лиц: федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" - Спиридонова М.А., представитель по доверенности от 29.12.2018 N 229/18; от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Федерального агентства морского и речного транспорта - представители не явились;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восточная стивидорная компания"
на решение от 04.12.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019
по делу N А51-5000/2018 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Л.П. Нестеренко; в суде апелляционной инстанции судьи: А.В. Пяткова, Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохина
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восточная стивидорная компания" (ОГРН 1042501609039, ИНН 2508064833, место нахождения: 692941, Приморский край, г. Находка, ул. Внутрипортовая, 14 А)
к Тихоокеанскому морскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1152540005243, ИНН 2540212927, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Адмирала Фокина, д. 24)
третьи лица: федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Федеральное агентство морского и речного транспорта
о признании недействительными предписаний
Общество с ограниченной ответственностью "Восточная стивидорная компания" (далее - ООО "ВСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными предписаний Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Тихоокеанское морское управление Росприроднадзора, управление) от 06.10.2017 N N 327-5/2017, 327-6/2017, 327-7/2017, 327-8/2017, 327-9/2017, 327-10/2017, 327-11/2017, 327-12/2017, 327-14/2017.
Определениями суда от 24.04.2018 и 18.10.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" (далее - ФГУП "Росморпорт"), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае и Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Решением суда от 04.12.2018, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество в кассационной жалобе, а также его представитель в проведенном в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Находкинского городского суда Приморского края судебном заседании просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы приводит доводы о том, что в отношении причала N 8 в целом управлением было выдано предписание от 06.10.2017 N327-1/2017, в связи с исполнением которого исполнение оспариваемых в рамках настоящего дела предписаний стало невозможным, ввиду ликвидации выпусков причала, в отношении которых они выданы. По мнению заявителя кассационной жалобы, судами в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 "Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" не проверен факт расположения спорных объектов в границах водоохранной зоны водного объекта. Ссылаясь на положения Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", считает, что поскольку причал N 8 числится на балансе ФГУП "Росморпорт", то на нём, но не на арендаторе, лежит обязанность по проведению капитального ремонта указанного гидротехнического сооружения.
Тихоокеанское морское управление Росприроднадзора и ФГУП "Росморпорт" в отзывах на кассационную жалобу против доводов общества возражают, просят принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей ООО "ВСК" и ФГУП "Росморпорт", проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, причал N 8, расположенный в г. Находка, пос. Врангель, ул. Внутрипортовая, 28, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, передан ФГУП "Росморпорт" на праве хозяйственного ведения на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации о передаче и закреплении федерального имущества на праве хозяйственного ведения от 05.05.2004 N 1584-р.
Указанное сооружения передано ООО "ВСК" в аренду в соответствии с заключенным с ФГУП "Росморпорт" договором аренды недвижимого имущества от 20.02.2012 N 737/ДО-11.
На основании приказа Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 30.08.2017 N 327 в отношении ООО "ВСК" в период 11.09.2017 по 06.10.2017, с привлечением специалистов ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" - ЦЛАТИ по Приморскому краю и ФГБУ "ТОтехмордирекция", проведена внеплановая выездная проверка, результаты которой отражены в акте проверки от 06.10.2017 N 327.
В ходе проверки управлением проведено обследование территории, на которой общество осуществляет свою деятельность (акты обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 11.09.2017 N 07-32/2017, от 12.09.2017 N 07-33/2017).
Тихоокеанским морским управлением Росприроднадзора при проведении обследования территории выявлено следующее:
- на причале N 8 имеется 10 организованных выпусков ливневых вод, находящихся на высоте 60 см от уровня воды (моря), из них: выпуск N 1 находится между кнехтами N 54 и N 53; выпуск N 2 находится между кнехтами N 52 и N 51; выпуск N 3 находится между кнехтами N 50 и N 49; выпуск N 4 находится между кнехтами N 48 и N 47; выпуск N 5 находится между кнехтами N 45 и N 44; выпуск N 6 находится между кнехтами N 44 и N 43; выпуск N 7 находится между кнехтами N 42 и 3 41; выпуск N 8 находится между кнехтами N 40 и 3 39; выпуск 3 9 находится между кнехтами N 39 и N 38; выпуск N 10 находится между кнехтами N 38 и N 37;
- парковка автомобилей работников ООО "ВСК" (возле проходной) размещается в границах водоохранной зоны водного объекта (бухта Врангеля);
- на период проверки у общества отсутствовали решение о предоставлении водного объекта для сброса ливневых вод через перечисленные выше выпуски и нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденные АБВУ по данным выпускам;
- причал N 8 не оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
По результатам контроля на основании акта проверки от 06.10.2017 N 327 управлением обществу выданы, в том числе предписания от 06.10.2017 NN 327-5/2017, 327-6/2017, 327-7/2017, 327-8/2017, 327-9/2017, 327-10/2017, 327-11/2017, 327-12/2017, 327-14/2017 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, согласно которым ООО "ВСК" надлежало в срок до 02.10.2018 оборудовать расположенные на причале N 8 организованные выпуски ливневых вод сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством в области охраны окружающей среды.
Общество, не согласившись с вышеназванными предписаниями, посчитав, что они не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В силу пункта 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод должно осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ запрещается при эксплуатации водохозяйственной системы осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
В силу части 16 статьи 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
В целях названной статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Пунктом 3 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 79 (далее - Правила N 79) предусмотрено осуществление, в том числе лицом, использующим водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, мероприятий по охране поверхностных водных объектов (подпункт "е"). К таким мероприятиям подпунктом "ж" пункта 4 указанных Правил отнесено оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии со статьей 65 ВК РФ.
Как следует из материалов дела, управлением в ходе проверки установлено, что ливневые стоки с территории контейнерного терминала, расположенного напротив причала N 8, и с самого причала N 8 сбрасываются в оборудованную ливневую канализацию через металлические решетки и далее через 10 организованных выпусков в причале в бухту Врангеля без очистки.
Как верно указано судами, ООО "ВСК" является водопользователем и осуществляет деятельность в непосредственной близости от водного объекта, что возлагает на общество обязанность по соблюдению требований по охране водных объектов в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности с учетом установленного запрета на сброс в них сточных вод без соответствующей очистки.
При этом само по себе наличие систем ливневой канализации в рассматриваемом случае не свидетельствует о соблюдении обществом предусмотренных законом требований, учитывая установленные управлением в ходе контрольных мероприятий факты неисправности существующей на территории причала ливневой канализации и сооружений очистки сточных вод, в нарушение условия, предусмотренного решением о предоставлении водного объекта в пользование от 27.12.2016 N 00-20.04.00.002-М-РСБХ-Т-2016-02220/00.
Принимая во внимание условия договора аренды от 20.02.2012 N 737/ДО-11, поскольку хозяйственную деятельность на территории указанного причала осуществляет и пользуется соответствующей акваторией водного объекта именно ООО "ВСК", но не ФГУП "Росморпорт", судебные инстанции правильно указали, что в данном случае общество, как хозяйствующий субъект, обязано оборудовать расположенные на причале N 8 организованные выпуски ливневых вод сооружениями обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
Ссылки общества на то, что оспариваемые предписания неисполнимы и дублируют предписание от 06.10.2017 N 327-1/2017, выданное в отношении причала N 8, получили надлежащую оценку судов и мотивированно признаны несостоятельными.
С учетом установленных обстоятельств, суды пришли к выводу о возможности рассматривать каждый из спорных выпусков в качестве отдельного сооружения для целей соблюдения природоохранного законодательства, несмотря на их включение в единую систему ливневой канализации названного гидротехнического сооружения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, придя к обоснованному выводу о том, что установив в ходе проверки факт нарушения обществом требований статей 34, 39 Федерального закона N 7-ФЗ, статей 11, 44, 55, 56, 65 ВК РФ, Правил N 79, управление правомерно выдало ООО "ВСК" оспариваемые предписания, которые являются реально исполнимыми и содержат четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить, судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на судебную практику в подтверждение своих доводов не могут быть приняты, так как судебные акты по указанным делам основаны на иных фактических обстоятельствах и объеме доказательств, оцениваемых судами в каждом деле в совокупности и взаимосвязи.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, свидетельствуют о несогласии с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Выводы судов в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.12.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 по делу N А51-5000/2018 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 79 (далее - Правила N 79) предусмотрено осуществление, в том числе лицом, использующим водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, мероприятий по охране поверхностных водных объектов (подпункт "е"). К таким мероприятиям подпунктом "ж" пункта 4 указанных Правил отнесено оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии со статьей 65 ВК РФ.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, придя к обоснованному выводу о том, что установив в ходе проверки факт нарушения обществом требований статей 34, 39 Федерального закона N 7-ФЗ, статей 11, 44, 55, 56, 65 ВК РФ, Правил N 79, управление правомерно выдало ООО "ВСК" оспариваемые предписания, которые являются реально исполнимыми и содержат четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить, судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 мая 2019 г. N Ф03-1554/19 по делу N А51-5000/2018
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1554/19
12.02.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-168/19
04.12.2018 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-5000/18
09.04.2018 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-5000/18