г. Хабаровск |
|
06 апреля 2020 г. |
Дело N А73-16405/2019 |
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе судьи Никитиной Т.Н.
рассмотрев в судебном заседании (в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон) кассационную жалобу Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края на решение от 28.10.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2020 по делу N А73-16405/2019 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества "Теплоэнергосервис" (ОГРН 1071435012439, ИНН 1435191592, 677001, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пер. Энергетиков, д. 1А)
к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (ОГРН 1032700297530, ИНН 2721091150, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул.Фрунзе, д. 70)
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Теплоэнергосервис" (далее - АО "Теплоэнергосервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - комитет) от 15.08.2019 N 37-ю, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Дело рассмотрено Арбитражным судом Хабаровского края в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 28.10.2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2020, заявленное требование удовлетворено.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе комитета, полагающего, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
В жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что объектом совершенного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного регулирования цен и тарифов (в сфере теплоснабжения), в связи с чем в данном случае применению подлежит годичный срок привлечения к административной ответственности. В обоснование своей позиции ссылается на судебную практику.
АО "Теплоэнергосервис" в отзыве на кассационную жалобу и дополнении к нему просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ и разъяснений, данных в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", кассационные жалобы на решения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве и дополнениях к ним, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и требований процессуального законодательства, суд округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, АО "Теплоэнергосервис" осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии, данная деятельность относится к деятельности субъектов естественных монополий и регулируется Федеральным законом от 17.08.1995 N 147 "О естественных монополиях".
В рамках проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическим лицом в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) комитетом установлено, что общество раскрыло с нарушением установленного срока информацию о выводе источников тепловой энергии, тепловых сетей из эксплуатации, об основаниях ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случаях, предусмотренных пунктом 76 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" за IV квартал 2018 года и I квартал 2019 года.
Кроме того, раскрыло с нарушением установленного срока информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности), об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации и их соответствии установленным требованиям, об инвестиционных программах регулируемой организации в сфере теплоснабжения за 2018 год.
30.07.2019 комитетом составлен протокол об административном правонарушении, 15.08.2019 вынесено постановление N 37-ю о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, АО "Теплоэнергосервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570, судебные инстанции пришли к выводу о доказанности в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Между тем, установив в действиях комитета факт нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности, суды удовлетворили заявленные требования, признав оспариваемое постановление от 15.08.2019 N 37-ю незаконным.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.8.1 КоАП РФ, является установленный законом порядок управления в сфере правоотношений, связанных с предоставлением и раскрытием информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса об их деятельности.
С учётом правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 N 3-П, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 N 823-О, судами сделан правомерный вывод, что при разрешении дел об административных правонарушениях, объектом посягательства которых является установленный порядок управления, выражающихся в непредоставлении сведений или предоставлении заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликовании сведений или опубликовании заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) организациями коммунального комплекса, либо в нарушении порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления, подлежит применению двухмесячный, а не годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Указанный срок является пресекательным, его восстановление и продление законом не предусмотрено.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, учитывая, что правонарушение, выразившееся в нераскрытии в установленный срок (не позднее 10.01.2019, 10.04.2019, 17.04.2019) информации, совершено 11.01.2019, 11.04.2019, 18.04.2019 (следующий день после истечения срока предоставления информации), на момент вынесения комитетом оспариваемого постановления (15.08.2019) двухмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек.
С учетом изложенного арбитражные суды пришли к верному выводу о нарушении процедуры привлечения АО "Теплоэнергосервис" к административной ответственности и обоснованно удовлетворили заявленное им требование.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов обеих инстанций, свидетельствуют о несогласии с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на судебную практику в подтверждение своих доводов не могут быть приняты, так как судебные акты по указанным делам не являются доказательством по настоящему делу.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.10.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2020 по делу N А73-16405/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Т.Н. Никитина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, учитывая, что правонарушение, выразившееся в нераскрытии в установленный срок (не позднее 10.01.2019, 10.04.2019, 17.04.2019) информации, совершено 11.01.2019, 11.04.2019, 18.04.2019 (следующий день после истечения срока предоставления информации), на момент вынесения комитетом оспариваемого постановления (15.08.2019) двухмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 апреля 2020 г. N Ф03-574/20 по делу N А73-16405/2019
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1260/2021
18.01.2021 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6718/20
05.11.2020 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-16405/19
06.04.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-574/20
09.01.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7477/19