г. Хабаровск |
|
18 января 2021 г. |
А73-102/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи М.Ю. Бурловой-Ульяновой,
судей В.А. Гребенщиковой, С.И. Гребенщикова
при участии:
от заявителя: Ж.В. Конькова, представитель, доверенность от 24.12.2020 N 13
от администрации города Хабаровска: Е.С. Минина, представитель, доверенность от 31.08.2020 N 1.1.29-114
от Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска: Е.С. Минина, представитель, доверенность от 32.12.2020 N 08-27/16253
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска
на решение от 03.07.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020
по делу N А73-102/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"
к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области
третьи лица: муниципальное образование городского округа "Город Хабаровск" в лице администрации города Хабаровска, департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска
о признании незаконными действий по непринятию решения о передаче федерального имущества в муниципальную собственность, выраженных в письме от 02.10.2019 N 7655.1-08, об обязании принять решение о передаче объектов движимого и недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования городского округа "Город Хабаровск"
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Дальневосточный региональный центр" (ОГРН 1027739456084, ИНН 7717127211, адрес: 129515, г. Москва, ул. Академика Королева, д. 13, стр. 1; далее - заявитель, РТРС, Унитарное предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (ОГРН 1092721008005, ИНН 2721172546, адрес: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, 65; далее - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, Территориальное управление) о признании незаконными действий по непринятию решения о передаче федерального имущества в муниципальную собственность, выраженных в письме от 02.10.2019 N 7655.1-08; об обязании принять решение о передаче объектов движимого и недвижимого имущества, закрепленных на праве хозяйственного ведения за РТРС и расположенных по адресу: г. Хабаровск, ул. Связная, д. 4: нежилого здания - трансформаторной подстанции, кадастровый номер 27:23:0010224:94, общей площадью 7,4 кв.м, нежилого здания - очистных сооружений, кадастровый номер 27:23:0010224:93, общей площадью 75,5 кв.м, внешней сети канализации, из федеральной собственности в собственность муниципального образования городского округа "Город Хабаровск".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены: муниципальное образование городского округа "Город Хабаровск" в лице администрации города Хабаровска (далее - Администрация), Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - Департамент, ДМС).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 03.07.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020, заявленные РТРС требования удовлетворены полностью.
Департамент, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных Унитарным предприятием требований отказать.
В обоснование своих возражений заявитель кассационной жалобы привел доводы о том, что очистные сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии, располагаются на закрытой территории РТРС, что делает проблематичным доступ к ним, в связи с чем их передача должна осуществляться совместно с земельным участком, на котором они находятся. Судами не принято во внимание, что в настоящее время спорное имущество фактически не используется, что исключает наличие объективной необходимости их передачи в муниципальную собственность. Необоснованным является вывод судов о том, что отсутствие волеизъявления муниципального органа исполнительной власти относительно вопроса передачи имущества из федеральной в муниципальную собственность не может являться единственным препятствием для осуществления такой передачи.
Унитарным предприятием представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором выражено несогласие с позицией её заявителя, указано на законность и обоснованность принятых судебных актов.
В судебном заседании представители Департамента и РТРС поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на неё.
Представитель Администрации согласился с доводами заявителя кассационной жалобы, настаивал на отмене обжалуемых судебных актов.
МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в заседание суда не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения поданной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на неё, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Судами по материалам дела установлено, что за РТРС на праве хозяйственного ведения закреплены следующие объекты федеральной собственности: трансформаторная подстанция, назначение: нежилое, 1-этажный, общей площадью 7,4 кв.м, адрес (местоположение): Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Связная, д. 4, кадастровый номер 27:23:0010224:94, очистные сооружения, назначение: нежилое, общей площадью 75,5 кв.м, количество этажей: 1, адрес (местоположение): Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Связная, д. 4, кадастровый номер 27:23:0010224:93, внешняя сеть канализации, инвентарный номер 100006, адрес (местоположение): Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Связная, д. 4.
С целью передачи указанных объектов движимого и недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования городского округа "Город Хабаровск", РТРС письмом от 26.07.2019 за N ВП-17/16740 направило пакет документов в адрес МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО.
Письмом от 02.10.2019 N 7655.1-08 МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО сообщило, что вернется к рассмотрению вопроса о передаче указанных объектов из федеральной собственности в собственность муниципального образования городского округа "Город Хабаровск" после предоставления документа, подтверждающего фактическое использование предлагаемого к передаче имущества.
Не согласившись с действиями Территориального управления по непринятию решения о передаче федерального имущества в муниципальную собственность, РТРС обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) установлены общие виды имущества, которые могут находиться в федеральной собственности, а также условия и порядок передачи федерального имущества в муниципальную собственность.
Согласно абзацам 6 - 8 пункта 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (статья 50 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу пункта 1 приложения N 3 названного Постановления к объектам муниципальной собственности относятся, в том числе, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 5 Информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Объекты инженерной инфраструктуры города, предназначенные для решения вопросов местного значения, не могут находиться в федеральной собственности, поскольку не являются имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также имуществом для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации и обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных учреждений, и подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу прямого указания закона.
Для квалификации определенных объектов в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда. Данная правовая позиция отражена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2017 N 301-КГ16-20969, от 02.12.2016 N 306-КГ16-15969.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили, что спорные объекты федеральной собственности, закрепленные за РТРС на праве хозяйственного ведения, используются исключительно для организации электроснабжения, водоотведения и водоснабжения жителей домов, проживающих в городе Хабаровске, в районе ул. Связная и ул. Ильича, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о том, что спорное имущество относится к объектам инженерной инфраструктуры г. Хабаровска, то есть является имуществом, которое в силу закона должно находиться в муниципальной собственности и может использоваться для решения вопросов местного значения органа местного самоуправления, поэтому подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность городского округа, на территории которого оно находится.
Ссылка Департамента на неудовлетворительное состояние очистных сооружений, обоснованно отклонена судами, поскольку порядок передачи имущества в муниципальную собственность предусматривает передачу не только технически исправных объектов, но и объектов независимо от их технического состояния. Кроме того, доказательств невозможности использования спорного имущества для решения вопросов местного значения, в соответствии со статьей 65 АПК РФ, ни Администрацией, ни Департаментом в материалы дела не представлено.
Доводы Департамента об отсутствии согласия муниципального образования на прием в муниципальную собственность спорного имущества со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 828-О-П, были предметом рассмотрения судов и признаны несостоятельными.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П, а также в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П, для передачи имущества в муниципальную собственность необходимо учитывать два условия - волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
В рассматриваемом случае, несмотря на отсутствие прямого волеизъявления муниципального образования на принятие спорного имущества, судами установлено, что его передача имеет объективную необходимость для осуществления органом местного самоуправления своих полномочий, а именно: спорные объекты предназначены для решения вопросов местного значения и не относятся ни к одной из указанных в части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ категорий имущества, которые могут находиться в собственности Российской Федерации.
В целом доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов судов и по сути сводятся к несогласию с установленными судами фактическими обстоятельствами спора, что не может служить достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая, что неправильного применения норм материального права и нарушений положений процессуального законодательства, включая предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, арбитражными судами не допущено, то правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.07.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 по делу N А73-102/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Ю. Бурлова-Ульянова |
Судьи |
В.А. Гребенщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П, а также в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П, для передачи имущества в муниципальную собственность необходимо учитывать два условия - волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
В рассматриваемом случае, несмотря на отсутствие прямого волеизъявления муниципального образования на принятие спорного имущества, судами установлено, что его передача имеет объективную необходимость для осуществления органом местного самоуправления своих полномочий, а именно: спорные объекты предназначены для решения вопросов местного значения и не относятся ни к одной из указанных в части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ категорий имущества, которые могут находиться в собственности Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 января 2021 г. N Ф03-5547/20 по делу N А73-102/2020
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2021 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4675/2021
18.01.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5547/20
23.09.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3895/20
03.07.2020 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-102/20