г. Хабаровск |
|
17 марта 2021 г. |
А51-25130/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Никитиной Т.Н., Ширяева И.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ТрейдРоут": представитель не явился;
от Владивостокской таможни: Крылова К.П., представитель по доверенности от 15.09.2020 N 97; Романюк Т.А., представитель по доверенности от 24.11.2020 N 136;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни
на решение от 18.09.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2020
по делу N А51-25130/2019
Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТрейдРоут" (ОГРН 1197847143449, ИНН 7838086873, адрес: 190068, г. Санкт-Петербург, ул. Набережная реки Фонтанки, д. 129, литер Б, пом. 2-Н, оф. 24)
к Владивостокской таможне (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767, адрес: 690003, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, д. 21А)
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТрейдРоут" (далее - ООО "ТрейдРоут") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Владивостокской таможни, совершенных 12.09.2019 и 15.09.2019 по декларации на товары N 10702070/310819/0175294 по проведению таможенного осмотра помещений и территорий, а также находящихся в помещении товаров по адресу: ПЗТК ПАО "ВМТП", Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, 9, в том числе по проведению таможенного осмотра контейнера FESU 5119465, и о признании незаконными действий по декларации на товары N 10702070/100919/0183294, выразившихся в нарушении срока выпуска товаров (с учетом принятых судом уточнений).
Решением суда от 18.09.2020 заявленные требования удовлетворены частично: действия таможенного органа, совершенные 12.09.2019 и 15.09.2019 по ДТ N 10702070/310819/017529 по проведению таможенного осмотра помещений и территорий, а также находящихся в помещении товаров по адресу: ПЗТК ПАО "ВМТП", Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, 9, в том числе по проведению таможенного осмотра контейнера FESU 5119465, признаны незаконными; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2020, вынесенным по жалобе Владивостокской таможни, решение суда в обжалуемой части оставлено без изменения.
Законность судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе Владивостокской таможни, полагающей, что судами сделаны выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, при неправильном применении нор материального права, в связи с чем просит обжалуемые судебные акты отменить, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на жалобу не представлен.
В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда, представители заявителя жалобы доводы, в ней изложенные, поддержали. ООО "ТрейдРоут", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя не обеспечило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей Владивостокской таможни, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в августе 2019 года во исполнение внешнеторгового контракта от 06.08.2019 N TR06-08/2019, заключенного заявителем (покупатель) с компанией "ZHEJIANG MINGLONG IMPORT&EXPORT CO., LTD" (продавец), на таможенную территорию Евразийского экономического союза из Китая на транспортном средстве "FESCO DALNEGORSK" в контейнере FESU 5119465 был ввезен товар "пленка декоративно-отделочная из полимеров винилхлорида", в целях таможенного оформления которого общество подало в таможню ДТ N 10702070/310819/0175294.
В соответствии с выявленным профилем риска в отношении указанного товара таможенным органом было принято решение о назначении фактического контроля в форме таможенного досмотра, результаты которого отражены в акте таможенного досмотра N 10702030/070919/010299.
09.09.2019 таможенный орган разрешил выпуск товара, заявленного в ДТ N 10702070/310819/0175294, в свободное обращение согласно заявленной таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления.
В последующем на основании полученной оперативной информации, указанной в служебной записке от 12.09.2019 N 39-09/677, о возможном незаконном перемещении товаров на таможенную территорию ЕАЭС в контейнере FESU 5119465 по ДТ N 10702070/310819/0175294 путем представления в таможенный орган недостоверных сведений о товаре, который выпущен в свободное обращение, и.о. начальника таможенного поста Морской порт Владивосток в соответствии со статьей 330 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и статьей 227 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) поручил на основании предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий от 12.09.2019 N 130 с 13.09.2019 осмотреть помещения (территорию), а также находящиеся в указанных местах товары и (или) документы по адресу: ПЗТК ПАО "ВМТП", Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, д. 9.
В связи с проведением осмотра на основании статьи 341 ТК ЕАЭС должностным лицом таможни Галкиным Д.В. в присутствии представителя ПЗТК ПАО "ВМТП" оформлен акт об изменении, удалении, уничтожении или замене средств идентификации от 13.09.2019 в отношении контейнера FESU 5119465.
По результатам таможенного осмотра на открытой площадке ПЗТК ПАО "ВМТП" контейнера FESU 5119465 должностным лицом таможни Сапчуговым Н.А. оформлен акт осмотра помещений и территорий от 15.09.2019 N 130 и фотоматериалы к нему.
Не согласившись с действиями таможенного органа по проведению таможенного осмотра, посчитав их несоответствующими закону и нарушающими права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконными действий Владивостокской таможни по декларации на товары N 10702070/100919/0183294, выразившихся в нарушении срока выпуска товаров, суд первой инстанции не установил нарушений срока, предусмотренного частью 6 статьи 119 ТК ЕАЭС с учетом выявления таможней профилей риска, повлекших необходимость проведения таможенного контроля.
Признавая незаконными действия Владивостокской таможни, совершенные 12.09.2019 и 15.09.2019 по проведению таможенного осмотра помещений и территорий, а также находящихся в помещении товаров по адресу: ПЗТК ПАО "ВМТП", Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, 9, в том числе по проведению таможенного осмотра контейнера FESU 5119465, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что таможенным органом нарушена регламентированная процедура проведения таможенного осмотра контейнера на основании предписания, которое принято и оформлено с нарушением требований, установленных для данной формы таможенного контроля.
Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ.
При этом, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
Подпунктом 41 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС таможенный контроль определен как совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
В силу пунктов 1, 2 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится таможенными органами в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
В соответствии с пунктом 7 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса.
Пунктом 8 статьи 310 ТК ЕАЭС определено, что в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.
На основании пункта 12 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в зонах таможенного контроля и иных местах, в которых находятся (должны или могут находиться) товары, в том числе транспортные средства международной перевозки и транспортные средства для личного пользования, подлежащие таможенному контролю, документы и (или) информационные системы, содержащие сведения о таких товарах.
Согласно пункту 1 статьи 319 ТК ЕАЭС зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу Союза, территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные настоящим Кодексом и (или) устанавливаемые законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии с частью 9 статьи 214 Закона N 289-ФЗ формы актов, постановлений, предписаний и иных документов, составляемых таможенными органами при проведении и по результатам проведения отдельных форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, в соответствии с Кодексом Союза и настоящим Федеральным законом, порядок заполнения этих форм, внесения изменений в такие документы, а также структура и формат таких документов в виде электронных документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, за исключением случаев, если Кодексом Союза указанные полномочия возложены на Комиссию.
Так, в силу положений статьи 322 ТК ЕАЭС одной из форм таможенного контроля является таможенный осмотр помещений и территорий, который заключается в проведении визуального осмотра помещений и территорий, а также находящихся в указанных местах товаров и (или) документов (пункт 1 статьи 330 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 5 статьи 330 ТК ЕАЭС таможенный осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа, а форма предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий устанавливается законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Приказом ФТС России от 16.03.2011 N 578 утверждена Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий (далее - Инструкция), в силу пункта 6 которой решение о проведении таможенного осмотра помещений и территорий принимает начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее, за исключением случаев проведения таможенного осмотра помещений и территорий при выездной таможенной проверке.
Согласно пункту 7 Инструкции решение о проведении таможенного осмотра помещений и территорий оформляется письменно в виде предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий по форме, утвержденной приказом ФТС России от 07.12.2018 N 1998.
Данным приказом утверждена форма предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий, заполнение которой предусматривает необходимость указания, в том числе, инициалов, фамилии, должности, номера служебного удостоверения лица, которому поручено проведение таможенного осмотра помещений и территорий, а также находящихся в указанных местах товаров и (или) документов.
Как установлено пунктом 8 статьи 330 ТК ЕАЭС и частью 3 статьи 227 Закона N 289-ФЗ таможенный осмотр помещений и территорий должен проводиться в возможно короткий срок, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более 1 рабочего дня, если иной срок не установлен законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Результаты проведения таможенного осмотра помещений и территорий оформляются путем составления акта таможенного осмотра помещений и территорий, форма которого определяется Комиссией (пункт 9 статьи 330 ТК ЕАЭС). Акт таможенного осмотра помещений и территорий составляется в 2 экземплярах, один из которых подлежит вручению (направлению) лицу, помещения и (или) территории которого осматривались, если это лицо установлено (пункт 10 статьи 330 ТК ЕАЭС).
Как установлено судами, основанием для принятия решения о проведении таможенного контроля после выпуска товара в форме таможенного осмотра помещений и территорий явилась полученная 12.09.2019 оперативная информация о возможном незаконном перемещении товара на таможенную территорию ЕАЭС в контейнере FESU 5119465, задекларированном в ДТ N 10702070/310819/0175294.
Так, предписанием от 12.09.2019 N 130 и.о. начальника таможенного поста Морской порт Владивосток поручено осмотреть помещения (территорию), а также находящиеся в указанных местах товары и (или) документы по адресу: ПЗТК ПАО "ВМТП", Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, д. 9 с 13.09.2019.
Данная территория относится к постоянной зоне таможенного контроля (ПЗТК), созданной на основании приказа от 22.05.2018 N 439 Владивостокской таможни в месте перемещения товаров через таможенную границу, на участке морского грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.
По результатам таможенного осмотра должностным лицом таможни составлен акт осмотра помещений и территорий от 15.09.2019 N 130 в присутствии представителя ПЗТК ПАО "ВМТП".
Признавая действия по осмотру товаров незаконными, суды, указав на наличие у таможенного органа полномочий на проведение таможенного контроля в форме осмотра помещений и территорий после выпуска товара, пришли к выводу о не соответствии предписания на проведение таможенного осмотра от 12.09.2019 N 130 установленной Приказом ФТС России от 07.12.2018 N 1998 форме к его содержанию, поскольку в предписании отсутствовали сведения о должностном лице (инициалы, фамилия, должность), которому поручено проведение осмотра помещений и территорий, а также номере его служебного удостоверения.
Доводы таможни о том, что каждый инспектор отдела таможенного досмотра уполномочен на проведение осмотра помещений и территорий правомерно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку это обстоятельство не отменяет обязанности по заполнению предписания в соответствии с формой, установленной Приказом ФТС России от 07.12.2018 N 1998, с указанием в данном документе всех необходимых сведений.
При этом суды обоснованно отклонили представленные в материалы дела два экземпляра предписаний от 12.09.2019 N 130, заполненных в вышеуказанной части, поскольку факт их вручения должностному лицу ПЗТК ПАО "ВМТП" не доказан.
Также суды учли тот факт, что в предписании не конкретизирован объект осмотра, расположенный на территории ПЗТК ПАО "ВМТП", являющейся значительной территорией. При этом, судами не принята во внимание приписка, сделанная от руки в правом нижнем углу предписания, отдельно от основного текста, в виде указания номера контейнера "FESU 5119465", поскольку не представляется возможным установить кем и когда сделана данная приписка, что не позволяет принять ее в качестве надлежащего доказательства выдачи предписания на осмотр именно данного контейнера.
Указанное позволило судам прийти к выводу о нарушении таможенным органом порядка проведения осмотра территорий (помещений), установленного нормами действующего законодательства.
Кроме того, суды установили, что действиями таможни созданы необоснованные препятствия для нормальной работы декларанта, поскольку проведение в период с 13.09.2019 по 15.09.2019 таможенного осмотра товара, ввезенного в контейнере FESU 5119465, повлекло возложение на общество дополнительной обязанности по хранению товара в постоянной зоне таможенного контроля и невозможность вывоза товара с ПЗТК ПАО "ВМТП".
При изложенных обстоятельствах суды правомерно признали действия таможни незаконными, нарушающими права и интересы заявителя.
Доводы, заявленные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, направлены на их переоценку, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу части 1 статьи 286 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд кассационной инстанции проверяет только законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, то есть соответствие выводов судов о примененной норме права установленным судами обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и не вправе переоценивать выводы нижестоящих судов об установленных им фактических обстоятельствах дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.09.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2020 по делу N А51-25130/2019 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Т.Н. Никитина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая действия по осмотру товаров незаконными, суды, указав на наличие у таможенного органа полномочий на проведение таможенного контроля в форме осмотра помещений и территорий после выпуска товара, пришли к выводу о не соответствии предписания на проведение таможенного осмотра от 12.09.2019 N 130 установленной Приказом ФТС России от 07.12.2018 N 1998 форме к его содержанию, поскольку в предписании отсутствовали сведения о должностном лице (инициалы, фамилия, должность), которому поручено проведение осмотра помещений и территорий, а также номере его служебного удостоверения.
Доводы таможни о том, что каждый инспектор отдела таможенного досмотра уполномочен на проведение осмотра помещений и территорий правомерно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку это обстоятельство не отменяет обязанности по заполнению предписания в соответствии с формой, установленной Приказом ФТС России от 07.12.2018 N 1998, с указанием в данном документе всех необходимых сведений."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 марта 2021 г. N Ф03-753/21 по делу N А51-25130/2019